Главное Авторские колонки Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
827 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Считаем себестоимость услуг на примере салона красоты

Типичная ситуация: собственник думает, какую назначить цену, но точных цифр нет, а собирать — лень. Тогда он решает подсмотреть у конкурентов. Что? 2 000 рублей? Приемлемо, у меня будет так же. Хорошо, если эта цена оказалась больше себестоимости. Но если меньше — бизнесу хана.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Знать себестоимость нужно, чтобы делать адекватную наценку, понимать, когда пора поднять цену, какую можно дать скидку и на что.

Себестоимость бывает двух видов: сокращенная и полная. У них много названий. Например, сокращенную еще называют маржинальной, производственной или цеховой. Чтобы правильно назначать цену, нужно посчитать обе — сначала сокращенную, потом полную.

В этой статье мы будем считать себестоимость окрашивания в салоне красоты. Мы выбрали такой пример, потому что он универсальный: по такому же алгоритму могут рассчитывать себестоимость услуг реставраторы мебели, организаторы детских праздников и владельцы автомастерских. Главное — не лениться и собирать цифры.

Ура! Для расчета себестоимости услуги у нас появился шаблон. Скачайте его и заполняйте по ходу статьи — так будет проще.

Скачать шаблон калькулятора себестоимости услуги

Шаг 1. Посчитать сокращенную себестоимость

Сокращенная стоимость включает в себя все расходы на материалы, сырье и работу сотрудника, который оказывает услугу. Всё это еще называют переменными расходами — они напрямую зависят от количества оказанных услуг: чем больше клиентки записываются на маникюр, тем больше приходится тратить на покупку ватных дисков и пилок.

В салоне красоты к переменным расходам будут относиться траты на материалы — краску для волос, шампунь и кондиционер, окислитель, средство для удаления краски с кожи. Сюда же будет относиться и зарплата мастера.

Для расчета сокращенной себестоимости услуги сначала нужно собрать все материалы, которые для нее требуются, в один список. Для окрашивания в один тон список будет таким:


Когда список готов, нужно разобраться с единицами измерения. Например, шампунь будет в литровых бутылках, а перчатки — в упаковках по 50 штук. Чтобы не было путаницы, нужно посчитать стоимость единицы любого расходника — одного грамма шампуня, одной пары перчаток и так далее. Для этого берут стоимость расходника и делят на объем или вес.


Если шампунь весит один килограмм, а стоит 700 рублей, то грамм шампуня — 70 копеек. В шаблоне стоимость единицы измерения считается автоматически в зеленых ячейках

Дальше нужно посчитать, сколько материалов уходит на одну услугу. Например, для окрашивания нужно по 35 грамм краски и окислителя, по 70 грамм шампуня и кондиционера. Эти значения заносим в таблицу.


Расходы на материалы автоматически складываются и записываются в ячейку в столбце G

На этом этапе для урезанной себестоимости не хватает только расходов на зарплату мастера. Есть два способа их посчитать.

Способ 1. Если у сотрудников оклад. В этом случае придется посчитать, сколько компания платит сотруднику за одну услугу. Например, мастер должен по плану делать 80 окрашиваний в месяц, а оклад у него — 50 000 рублей. Значит, на одну услугу придется 625 рублей зарплаты.

Это значение нужно занести в ячейку G6 вручную или подтянуть из таблицы с зарплатами, если вы такую ведете.

Способ 2. Если у сотрудников процент. Тогда все просто. В таблице сначала указываем планируемую стоимость услуги по прайсу. Ее можно будет изменить позже. Потом указываем процент мастера в ячейке G5.


На этом расчет сокращенной себестоимости закончится. В столбце B будет видно себестоимость, маржу и маржинальность. Маржа показывает разницу между ценой по прайсу и себестоимостью в рублях. Маржинальность — то же самое, но в процентах.

1 007 рублей — сокращенная себестоимость однотонного окрашивания.

Как учитывать материалы, сырье и расходники

Расходники легко учитывать, если они в штуках: одна пилка на маникюр, пять деталей на ремонт, десять хлопушек для одного праздника. Но есть такие расходники, которые в штуках посчитать не получится — тот же шампунь.

Самый простой способ учесть материалы, сырье и расходники, если они измеряются не в штуках, — посчитать их вес.

Например, в салоне красоты нужно в первый день месяца взять все бутыли с шампунем и поставить на весы, результат записать. Потом сделать то же самое в последний день месяца, причем взвешивать даже пустые бутыли. Разницу в весе разделить на количество оказанных услуг, где использовался шампунь.

Если в начале месяца все бутыли весили 5 000 грамм, в конце — 3 200 грамм и за месяц мастер провел 25 окрашиваний, то расчеты такие: (5 000 — 3 200): 25 = 72 грамма на одно окрашивание.

Шаг 2. Посчитать полную себестоимость

Полная себестоимость учитывает расходы, которые не связаны напрямую с оказанием услуги, — их еще называют постоянными. Например, за воду, электричество и аренду придется платить в любом случае, даже если мастер за месяц не обслужит ни одного клиента.

Еще раз: что относить к переменным и постоянным расходам.


К постоянным расходам в салоне красоты можно отнести затраты на проведение фотосессий с клиентками, рекламу, работу дизайнера, маркетолога, бухгалтера. Эти расходы нельзя привязать к какой-то одной услуге, поэтому их пропорционально «размазывают» по всем. Объясняем, как это сделать.

Рассчитать полную себестоимость не получится без отчета о прибылях и убытках, или ОПиУ. Постоянные расходы можно корректно посчитать только там.
При вычислении себестоимости все расчеты ведут без НДС.

Посчитать все косвенные расходы. Сначала нужно собрать все постоянные расходы из ОПиУ и посчитать, сколько на них уходит денег. Отдельную табличку заводить не обязательно, можно и на калькуляторе посчитать. Главное — учесть все расходы и ничего не пропустить.


В салоне красоты косвенных расходов получилось на 333 380 рублей. Это число нужно запомнить, оно нам еще пригодится

Поставить план по выручке для каждой услуги. Сейчас мы знаем, что косвенных расходов у салона — почти на 334 000 рублей. Распределить их по услугам нужно пропорционально: большие затраты лягут на те услуги, которые приносят больше выручки.

Чтобы понять, какие услуги возьмут на себя больше косвенных расходов, а какие — меньше, нужно составить план продаж «на минималках». Это значит, что примерное количество услуг в месяц надо умножить на их стоимость по прайсу:


Посчитать долю каждой услуги в выручке. Для этого нужно последовательно разделить план по выручке с каждой услуги на всю планируемую выручку и умножить на 100%.

Например, чтобы узнать долю маникюра в выручке, нужно 170 000 разделить на 1 096 300 и умножить на 100.


После расчета долей видно, что больше всего выручки салону приносят стрижки и сложные окрашивания, а меньше всего — оформление бровей. Расходы будут распределяться соответственно

Распределить косвенные расходы по услугам пропорционально их доле в выручке. Теперь пора вспомнить про сумму косвенных расходов — мы посчитали, что это 333 380 рублей. Теперь мы знаем, что большая часть этих расходов ляжет на сложные окрашивания. Нам нужно посчитать, сколько от этой суммы составляет 28,96%. И так со всеми услугами.


Чтобы узнать, сколько косвенных затрат приходится на услугу, делим всю сумму на 100 и умножаем на процент. Расчеты для маникюра, например, такие: 333 380: 100×15,51

Узнать, сколько косвенных расходов приходится на одну услугу. Например, мы выяснили, что на 12 однотонных окрашиваний ложится 28 828 рублей косвенных расходов, которые мы не учли в сокращенной себестоимости. Чтобы понять, как эти расходы отразятся на полной себестоимости одной услуги, нужно разделить всю сумму на планируемое число услуг:

28 828: 12 = 2 403 рубля косвенных расходов на одно однотонное окрашивание

Сложить сокращенную себестоимость и косвенные расходы на одну услугу. В первом шаге мы уже посчитали, сколько стоит работа мастера и все расходники. Осталось прибавить к ним косвенные расходы:

1 007 + 2 403 = 3 410 рублей — полная себестоимость однотонного окрашивания

Добавить процент на ошибку. Если мастер случайно выльет на клиентку в два раза больше шампуня, чем планировалось, себестоимость окрашивания вырастет, а маржа — упадет.

Чтобы не терять деньги на ошибках сотрудников, браке и непредвиденном расходе сырья и материалов, к себестоимости добавляют 1−1,5% — на ошибки.

3 410 + (3 410×0,01) = 3 444 рубля — полная себестоимость однотонного окрашивания с учетом непредвиденных ошибок

Готово! Осталась одна деталь, чтобы держать себестоимость под контролем.

Шаг 3. Сверить план с фактом

Может случиться так: вы всё рассчитали и знаете, сколько потратите на расходники, сколько — на рекламу, фотосессию и шампанское для клиенток. А потом чувствуете, что денег не хватает и план не сходится с действительностью.

В вопросе себестоимости нужно постоянно держать руку на пульсе и сверять план с фактом. Если про него забыть, расходы с услуги могут перерасти доходы, и она станет для бизнеса убыточной.

Например, если вы планировали заработать на маникюре 170 000 рублей, а заработали только 140 000, надо проверять:

  • План. Он адекватный — или на ваши услуги больше нет спроса и надо предлагать клиентам что-то другое?
  • Расход материалов. Мастера точно используют по 70 грамм шампуня на окрашивание? Или щедро льют в два раза больше?
  • Цены поставщиков. Вдруг закупочные цены выросли, а вы и не заметили?
  • Незапланированные расходы. Возможно, бизнес просто начал тратить деньги на что попало, а вы не успели отследить.

Себестоимость пересматривают раз в два месяца. А если вдруг начинается экономическая нестабильность вроде самоизоляции или кризиса, то вообще раз в неделю или каждый день. Всё для того, чтобы бизнес не работал в минус.

Посчитаем себестоимость услуг за вас

Финдиректора «Нескучных» помогут настроить учет себестоимости не только в сфере услуг, но и в производстве. Кстати, мы уже писали статью про то, как посчитать себестоимость на производстве, можете почитать здесь.

Наши финдиры работают с бизнесом из разных сфер: от производственных компаний до веб-студий. Везде наводят порядок в финансах, настраивают управленческий учет, помогают увеличить прибыль и избавиться от кассовых разрывов.

Вы тоже можете начать работать с нами: тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любых городов России, СНГ и Европы.

Вы можете подробнее узнать о работе финансового директора и о том, как он может помочь именно вашей компании: на аутсорсе или попроектно. Для этого запишитесь к нам на онлайн-консультацию.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.