Знать себестоимость нужно, чтобы делать адекватную наценку, понимать, когда пора поднять цену, какую можно дать скидку и на что.
Себестоимость бывает двух видов: сокращенная и полная. У них много названий. Например, сокращенную еще называют маржинальной, производственной или цеховой. Чтобы правильно назначать цену, нужно посчитать обе — сначала сокращенную, потом полную.
В этой статье мы будем считать себестоимость окрашивания в салоне красоты. Мы выбрали такой пример, потому что он универсальный: по такому же алгоритму могут рассчитывать себестоимость услуг реставраторы мебели, организаторы детских праздников и владельцы автомастерских. Главное — не лениться и собирать цифры.
Ура! Для расчета себестоимости услуги у нас появился шаблон. Скачайте его и заполняйте по ходу статьи — так будет проще.
Скачать шаблон калькулятора себестоимости услуги
Шаг 1. Посчитать сокращенную себестоимость Сокращенная стоимость включает в себя все расходы на материалы, сырье и работу сотрудника, который оказывает услугу. Всё это еще называют переменными расходами — они напрямую зависят от количества оказанных услуг: чем больше клиентки записываются на маникюр, тем больше приходится тратить на покупку ватных дисков и пилок.
В салоне красоты к переменным расходам будут относиться траты на материалы — краску для волос, шампунь и кондиционер, окислитель, средство для удаления краски с кожи. Сюда же будет относиться и зарплата мастера.
Для расчета сокращенной себестоимости услуги сначала нужно собрать все материалы, которые для нее требуются, в один список. Для окрашивания в один тон список будет таким:
Когда список готов, нужно разобраться с единицами измерения. Например, шампунь будет в литровых бутылках, а перчатки — в упаковках по 50 штук. Чтобы не было путаницы, нужно посчитать стоимость единицы любого расходника — одного грамма шампуня, одной пары перчаток и так далее. Для этого берут стоимость расходника и делят на объем или вес.Если шампунь весит один килограмм, а стоит 700 рублей, то грамм шампуня — 70 копеек. В шаблоне стоимость единицы измерения считается автоматически в зеленых ячейках
Дальше нужно посчитать, сколько материалов уходит на одну услугу. Например, для окрашивания нужно по 35 грамм краски и окислителя, по 70 грамм шампуня и кондиционера. Эти значения заносим в таблицу.Расходы на материалы автоматически складываются и записываются в ячейку в столбце G
На этом этапе для урезанной себестоимости не хватает только расходов на зарплату мастера. Есть два способа их посчитать.
Способ 1. Если у сотрудников оклад. В этом случае придется посчитать, сколько компания платит сотруднику за одну услугу. Например, мастер должен по плану делать 80 окрашиваний в месяц, а оклад у него — 50 000 рублей. Значит, на одну услугу придется 625 рублей зарплаты.
Это значение нужно занести в ячейку G6 вручную или подтянуть из таблицы с зарплатами, если вы такую ведете.
Способ 2. Если у сотрудников процент. Тогда все просто. В таблице сначала указываем планируемую стоимость услуги по прайсу. Ее можно будет изменить позже. Потом указываем процент мастера в ячейке G5.
На этом расчет сокращенной себестоимости закончится. В столбце B будет видно себестоимость, маржу и маржинальность. Маржа показывает разницу между ценой по прайсу и себестоимостью в рублях. Маржинальность — то же самое, но в процентах.
1 007 рублей — сокращенная себестоимость однотонного окрашивания.
Как учитывать материалы, сырье и расходники
Расходники легко учитывать, если они в штуках: одна пилка на маникюр, пять деталей на ремонт, десять хлопушек для одного праздника. Но есть такие расходники, которые в штуках посчитать не получится — тот же шампунь.
Самый простой способ учесть материалы, сырье и расходники, если они измеряются не в штуках, — посчитать их вес.
Например, в салоне красоты нужно в первый день месяца взять все бутыли с шампунем и поставить на весы, результат записать. Потом сделать то же самое в последний день месяца, причем взвешивать даже пустые бутыли. Разницу в весе разделить на количество оказанных услуг, где использовался шампунь.
Если в начале месяца все бутыли весили 5 000 грамм, в конце — 3 200 грамм и за месяц мастер провел 25 окрашиваний, то расчеты такие: (5 000 — 3 200): 25 = 72 грамма на одно окрашивание.
Шаг 2. Посчитать полную себестоимость Полная себестоимость учитывает расходы, которые не связаны напрямую с оказанием услуги, — их еще называют постоянными. Например, за воду, электричество и аренду придется платить в любом случае, даже если мастер за месяц не обслужит ни одного клиента.
Еще раз: что относить к переменным и постоянным расходам.
К постоянным расходам в салоне красоты можно отнести затраты на проведение фотосессий с клиентками, рекламу, работу дизайнера, маркетолога, бухгалтера. Эти расходы нельзя привязать к какой-то одной услуге, поэтому их пропорционально «размазывают» по всем. Объясняем, как это сделать.
Рассчитать полную себестоимость не получится без отчета о прибылях и убытках, или ОПиУ. Постоянные расходы можно корректно посчитать только там. При вычислении себестоимости все расчеты ведут без НДС.
Посчитать все косвенные расходы. Сначала нужно собрать все постоянные расходы из ОПиУ и посчитать, сколько на них уходит денег. Отдельную табличку заводить не обязательно, можно и на калькуляторе посчитать. Главное — учесть все расходы и ничего не пропустить.В салоне красоты косвенных расходов получилось на 333 380 рублей. Это число нужно запомнить, оно нам еще пригодится
Поставить план по выручке для каждой услуги. Сейчас мы знаем, что косвенных расходов у салона — почти на 334 000 рублей. Распределить их по услугам нужно пропорционально: большие затраты лягут на те услуги, которые приносят больше выручки.
Чтобы понять, какие услуги возьмут на себя больше косвенных расходов, а какие — меньше, нужно составить план продаж «на минималках». Это значит, что примерное количество услуг в месяц надо умножить на их стоимость по прайсу:
Посчитать долю каждой услуги в выручке. Для этого нужно последовательно разделить план по выручке с каждой услуги на всю планируемую выручку и умножить на 100%.
Например, чтобы узнать долю маникюра в выручке, нужно 170 000 разделить на 1 096 300 и умножить на 100.После расчета долей видно, что больше всего выручки салону приносят стрижки и сложные окрашивания, а меньше всего — оформление бровей. Расходы будут распределяться соответственно
Распределить косвенные расходы по услугам пропорционально их доле в выручке. Теперь пора вспомнить про сумму косвенных расходов — мы посчитали, что это 333 380 рублей. Теперь мы знаем, что большая часть этих расходов ляжет на сложные окрашивания. Нам нужно посчитать, сколько от этой суммы составляет 28,96%. И так со всеми услугами.Чтобы узнать, сколько косвенных затрат приходится на услугу, делим всю сумму на 100 и умножаем на процент. Расчеты для маникюра, например, такие: 333 380: 100×15,51
Узнать, сколько косвенных расходов приходится на одну услугу. Например, мы выяснили, что на 12 однотонных окрашиваний ложится 28 828 рублей косвенных расходов, которые мы не учли в сокращенной себестоимости. Чтобы понять, как эти расходы отразятся на полной себестоимости одной услуги, нужно разделить всю сумму на планируемое число услуг:
28 828: 12 = 2 403 рубля косвенных расходов на одно однотонное окрашивание
Сложить сокращенную себестоимость и косвенные расходы на одну услугу. В первом шаге мы уже посчитали, сколько стоит работа мастера и все расходники. Осталось прибавить к ним косвенные расходы:
1 007 + 2 403 = 3 410 рублей — полная себестоимость однотонного окрашивания
Добавить процент на ошибку. Если мастер случайно выльет на клиентку в два раза больше шампуня, чем планировалось, себестоимость окрашивания вырастет, а маржа — упадет.
Чтобы не терять деньги на ошибках сотрудников, браке и непредвиденном расходе сырья и материалов, к себестоимости добавляют 1−1,5% — на ошибки.
3 410 + (3 410×0,01) = 3 444 рубля — полная себестоимость однотонного окрашивания с учетом непредвиденных ошибок
Готово! Осталась одна деталь, чтобы держать себестоимость под контролем.
Шаг 3. Сверить план с фактом Может случиться так: вы всё рассчитали и знаете, сколько потратите на расходники, сколько — на рекламу, фотосессию и шампанское для клиенток. А потом чувствуете, что денег не хватает и план не сходится с действительностью.
В вопросе себестоимости нужно постоянно держать руку на пульсе и сверять план с фактом. Если про него забыть, расходы с услуги могут перерасти доходы, и она станет для бизнеса убыточной.
Например, если вы планировали заработать на маникюре 170 000 рублей, а заработали только 140 000, надо проверять:
План. Он адекватный — или на ваши услуги больше нет спроса и надо предлагать клиентам что-то другое? Расход материалов. Мастера точно используют по 70 грамм шампуня на окрашивание? Или щедро льют в два раза больше? Цены поставщиков. Вдруг закупочные цены выросли, а вы и не заметили? Незапланированные расходы. Возможно, бизнес просто начал тратить деньги на что попало, а вы не успели отследить. Себестоимость пересматривают раз в два месяца. А если вдруг начинается экономическая нестабильность вроде самоизоляции или кризиса, то вообще раз в неделю или каждый день. Всё для того, чтобы бизнес не работал в минус.
Посчитаем себестоимость услуг за вас Финдиректора «Нескучных» помогут настроить учет себестоимости не только в сфере услуг, но и в производстве. Кстати, мы уже писали статью про то, как посчитать себестоимость на производстве, можете почитать здесь .
Наши финдиры работают с бизнесом из разных сфер: от производственных компаний до веб-студий. Везде наводят порядок в финансах, настраивают управленческий учет, помогают увеличить прибыль и избавиться от кассовых разрывов.
Вы тоже можете начать работать с нами: тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любых городов России, СНГ и Европы.
Вы можете подробнее узнать о работе финансового директора и о том, как он может помочь именно вашей компании: на аутсорсе или попроектно. Для этого запишитесь к нам на онлайн-консультацию .