Допустим, компания «Перо и пух» сделала партию тапочек и посчитала их себестоимость — получилось 100 ₽ за пару. Дальше она продала эти тапочки и получила выручку с каждой пары — 300 ₽. Компания вычла из этих денег себестоимость, а еще расходы на рекламу, зарплаты, аренду офиса, налоги и остальные траты и получила прибыль — 100 ₽. Но на счетах этих денег почему-то не оказалось.
В компанию пришел финдир и стал разбираться: выяснилось, что «Перо и пух» не посчитали расходы на продажу товара на Озоне. Дело в том, что недостаточно просто сделать тапочки, их нужно продать: доставить на склад маркетплейса, заплатить комиссию площадке, оплатить упаковку и доставку до клиента. Даже если бы компания торговала через свой магазин, у нее все равно были бы расходы на продажу. И их нужно учитывать.
Что входит в себестоимость продаж на маркетплейсе Себестоимость проданной продукции зависит от каналов продаж: если торговать через Вайлдберриз, расходы будут одни, а если через свой интернет-магазин — другие. В этой статье нас интересуют маркетплейсы, поэтому разберемся с ними. Но и тут нужно сделать оговорку: у разных площадок — Озона, Яндекс Маркета, Вайлдберриз, Ламоды — статьи расходов могут отличаться.
Итак, в себестоимость продаж на маркетплейсах входят:
Себестоимость товара — стоимость его производства или цена покупки, например, в Китае.
Комиссия площадке — зависит от категории товара и схемы торговли, например, со своего склада или склада маркетплейса. Комиссию, которую берет Озон, можно посмотреть здесь , а Вайлдберриз — в личном кабинете;
Эквайринг — комиссии банку, чтобы покупатели могли платить картой. Размер эквайринга устанавливает банк, но он не может превышать 1,5%;
Доставка до покупателя и возврат. Тут есть разные варианты, например:
продавец привозит товары на склад маркетплейса, а площадка сама обрабатывает заказы и доставляет их до покупателя; продавец держит товары на своем складе, сам собирает заказы и передает маркетплейсу готовые упаковки; продавец сам занимается хранением, сборкой и доставкой товара. Чем больше берет на себя маркетплейс, тем выше комиссия. Например, если Озон занимается логистикой сам, то за доставку одного товара он возьмет от 70 до 1106 ₽. Дополнительно нужно будет заплатить за доставку товара в пункт выдачи заказов, в постамат или курьером до покупателя — 5,5% от цены, но не более 500 ₽.
Хранение на складе — маркетплейсы берут плату за хранение товара на своих складах. Первые дни хранение может быть бесплатным, затем плата начисляется за каждые сутки.
Кроме этого, в себестоимость продаж входят дополнительные расходы, о которых нередко забывают:
реклама и маркетинг — рекламные акции маркетплейсов обязательны для продавцов, им приходится давать дополнительные скидки, и это траты, которые нужно заложить в себестоимость;платная приемка — оплата за приемку товара на складах маркетплейсов;утилизация товара — е сли товар оказался бракованным или испортился в процессе продажи;самовыкуп — чтобы поднять карточку товара в рейтинге на маркетплейсе, многие компании сами выкупают свои товары;маркировка — наклейки на товары со штрихкодом.Рассчитать себестоимость проданной на маркетплейсе продукции и возможную прибыль можно с помощью калькулятора, например от Озона .
Если ошибиться с расчетом себестоимости, есть риск установить неправильную цену на товар и уйти в минус. Поэтому важно учитывать все статьи расходов и вести финансовый учет. Об этом дальше...
Как вести финучет, когда работаешь с маркетплейсами При работе с селлерами маркетплейсов финдиры Нескучных пользуются адаптированным отчетом о прибылях и убытках (ОПиУ) и сводными таблицами. Вот так выглядит ОПиУ компании, торгующей на маркетплейсе:
Скачать шаблон отчета о прибылях и убытках на сайте Нескучных
В ОПиУ есть несколько разделов:
переменные расходы — хранение на складе маркетплейса, логистика, маркировка, доставка, комиссия площадке и другие. Эти расходы у каждого направления бизнеса свои; общие расходы — аренда своего склада, зарплаты сотрудников склада, хозяйственные траты. Эти расходы не распределяются по всем направлениям бизнеса; косвенные расходы — зарплаты административного персонала, аренда офиса, командировочные расходы. Эти расходы также не распределяются по всем направлениям. Отдельно идут доходы и расходы ниже EBITDA — например, проценты, которые компания получила по депозитам, и проценты, которые она выплатила по кредитам. В итоге видно размер чистой прибыли и рентабельность по чистой прибыли.
Всё еще предлагаем скачать шаблон отчета о прибылях и убытках на сайте Нескучных
Отдельно финдиры собирают сводную таблицу, в которой группируются все наименования товаров вместе с артикулами и данными о продажах и расходах:Эту таблицу скачать нельзя. Но такую же для вас может собрать финдиректор НФ
Налоговый учет расчетов с маркетплейсами С налоговым учетом есть нюансы. Маркетплейсы присылают компаниям выручку за вычетом своей комиссии. Это значит, что деньги, которые поступили на счет селлера, — не вся выручка. Настоящую выручку можно посмотреть только по отчетам в личном кабинете — там видно полную цену реализации товара.
В расчет налогов селлеры включают полную сумму выручки, несмотря на то, что маркетплейс удержал свою комиссию.
Чтобы не платить налоги с комиссии, которую забирает маркетплейс, компании обычно работают на УСН 15% «Доходы минус расходы» или на общей системе налогообложения. Это нужно, чтобы уменьшить налогооблагаемую базу на размер расходов, которые несет компания.
Если работать, к примеру, на УСН 6%, то налог придется платить со всей выручки, а то, что из этих денег маркетплейс взял себе комиссию, — уже проблемы продавца.
При работе на маркетплейсах важно учитывать себестоимость только проданной продукции. Если покупатель заказал товар, но еще не заплатил за него, такую продукцию нельзя учитывать в расчетах.
Проданным считается товар, который:
заказали; оплатили; забрали с пункта выдачи; не вернули обратно. Как считать себестоимость на маркетплейсах: частые вопросы собственников
Какие есть особенности документооборота при торговле на маркетплейсах? Работа на маркетплейсах обычно осуществляется по агентскому договору: маркетплейс выступает в качестве посредника между продавцом и покупателем.
Многие маркетплейсы, например, Озон, не работают с бумажными документами, а только через электронный документооборот . В рамках ЭДО между продавцом и маркетплейсом происходит обмен товарными и транспортными накладными, актами приемки товара, документами о возврате товара, счетами-фактурами и другими документами.
* * *
Какую наценку необходимо делать на товар на маркетплейсах? По опыту, наценка на маркетплейсе не должна быть меньше 200–300%.
* * *
Кто выдает чеки покупателям? Продавцам не нужно заниматься чеками — их покупателям выдают сами маркетплейсы.
Как считать себестоимость на маркетплейсах: в двух словах Себестоимость проданной продукции — это расходы на приобретение или производство товара вместе с тратами на реализацию этого товара. В себестоимость продаж на маркетплейсах входят себестоимость товара, комиссия площадке, эквайринг, доставка до покупателя и возврат, хранение на складе. Также в себестоимость продаж могут входить дополнительные расходы маркетплейса: реклама и маркетинг, платная приемка, утилизация товара, самовыкуп и маркировка. Если ошибиться с расчетом себестоимости, можно установить неправильную цену на товар и уйти в минус. При работе на маркетплейсах важно учитывать себестоимость только проданной продукции. Если покупатель заказал товар, но еще не заплатил за него, такую продукцию нельзя учитывать в расчетах. Мы собрали всё самое нужное для предпринимателей в одном месте! Подписывайтесь в telegram на Нескучные финансы — канал о финансах для предпринимателей.