Как делалась библиотека «Нетологии»: 9 советов по запуску и развитию проекта
Тестируйте гипотезы и меняйте подходы
В конце ноября 2013 года появилась наша библиотека курсов.
До этого у «Нетологии» был только онлайн-университет, в котором пользователь за два месяца получает новую профессию. Обучение проходит в формате вебинаров, после которых нужно выполнить практическое задание.
Мы решили масштабировать продукт и стали записывать теоретическую часть на видео, а практическую давать в формате вебинара. Нашим студентам это не понравилось — для них было критически важно синхронное общение и возможность всегда задать вопрос преподавателю. Эксперимент не удался.
Перед глазами был пример lynda.com — сервиса с видеоуроками и тренингами. Мы решили создать новый продукт, используя видеозаписи, которые получились в ходе эксперимента.
Вывод
Не стоит отказываться от нового проекта только потому, что изначальная идея потерпела крах. Попробуйте взглянуть на негативный опыт с разных сторон и найти такой подход, который окажется верным для вашей аудитории.
Запускайтесь с минимальными тратами и минимальным продуктом
Свою первую студию мы оборудовали в подсобном помещении здания, где находился офис. В подсобке было шумно от кухни за дверью, тесно, темно и душно. Ни у кого из нас не было опыта в построении студии с нуля, поэтому учились всему по живому.
Для экономии мы закупили самое дешевое световое оборудование. Поставили в студии простой серый фон, телевизор для презентаций и камеру Canon 6D. Поджаривались под светом фонарей и мужественно снимали.
На все эти приготовления ушло около месяца. После мы сделали посадочную страницу и запустились ночью 28 ноября. В течение часа у нас появились первые оплаты.
Вывод
Мы не стали сразу делать студию мечты, записывать 50 курсов и разрабатывать сложную платформу. Если вы создаете компанию и не хотите прогореть, то запускайтесь с минимальным продуктом, а уже потом вместе с пользователями находите слабые стороны, инвестируйте деньги в доработку и постепенно доводите все процессы до совершенства.
Совершенствуйтесь шаг за шагом
Вот как выглядела наша студия после старта.
Постепенно мы меняли оборудование, приглашали новых сотрудников. Каждый месяц вводились небольшие изменения. Сейчас у нас новая большая студия с лучшим оборудованием — но к этому результату мы шли постепенно.
Раньше эксперты готовили сценарий, презентацию и во время записи курса использовали ее как основу для своего рассказа. Презентация отображалась на дисплее справа от лектора.
Позже мы отказались от экрана и вмонтировали презентацию в видеоролик.
Со временем процесс записи курса полностью изменился. Теперь мы предварительно проводим с экспертом интервью, сами готовим по нему текст и согласовываем с преподавателем. Во время записи текст отображается на суфлере.
Курсы стали более концентрированными, а контент более качественным. Поменялся и сам подход — на место презентаций пришли инфографики и визуальные образы, созданные с помощью моушн-дизайна.
Вывод
Совершенствование — это непрерывный процесс. Не стоит стремиться сразу после запуска привести продукт к тому виду, о котором вы изначально мечтали. Двигайтесь к цели быстро, но осторожно и последовательно.
Сфокусируйтесь на узком рынке и текущих ресурсах
Нам хотелось сразу запустить курсы, которые решали бы проблемы массовой аудитории — о тайм-менеджменте, управлении сотрудниками, продажах. Но тем самым мы могли бы подписать своему новому продукту приговор.
У нас не было ресурсов, чтобы привлечь к новому продукту такую широкую аудиторию. И не было легкого выхода на экспертов по новым тематикам. Поэтому мы решили начать работу с той узкой аудитории, которая уже нас знала и была нам лояльна — интернет-маркетологов, менеджеров проектов, руководителей интернет-магазинов, SMM-менеджеров. Мы пригласили для этого экспертов рынка, которые уже работали с нами в онлайн-университете.
Спустя год мы стали постепенно расширять тематику и добавили темы по менеджменту, личной эффективности, бизнес-навыкам, программированию. Мы все еще в процессе освоения нового рынка, и это точно было бы нам не под силу полтора года назад.
Вывод
Сам по себе хороший продукт не привлечет к вам толпы пользователей. Подумайте, как вы будете продвигаться и на что вам хватит ресурсов. Не старайтесь сразу замахиваться на всех, кому потенциально могут быть интересны ваш продукт или услуги.
Используйте обратную связь
Изначально мы добавляли в курсы тесты на внимательность.
Пользователи писали, что им неинтересно отвечать на простые вопросы, которые не закрепляют материал, а нужны только для начисления баллов. Они хотели видеть умные кейсовые вопросы. Теперь мы делаем занятия практическими.
В самых новых курсах финальное тестирование продумывается в зависимости от тематики. Например, на курсе по оценке эффективности сотрудников кол-центра нужно прослушать два звонка и уже потом выполнить тест.
А на курсе Алены Владимирской после прохождения пользователь сам составляет продающее резюме.
Вывод
Чтобы понимать, куда двигаться дальше, прислушивайтесь к своим пользователям — именно они используют ваш продукт и могут рассказать, что им нравится, а что нет. В конце концов именно они платят вам деньги.
Развивайте и обновляйте команду
Когда мы начинали, всю работу по подготовке курса делал один продюсер. Он подбирал темы и авторов, работал с содержанием, присутствовал на записи, редактировал тесты и проверял финальный результат. Всего у нас было четыре сотрудника, которые работали над курсами по совместительству — половину рабочего времени они занимались координацией учебных групп в онлайн-университете.
Сейчас за каждый процесс отвечают отдельные сотрудники с разными компетенциями. Продюсер ищет новых авторов, редактор проводит интервью и готовит текст для суфлера, методист составляет практические задания. Всего в учебном отделе сейчас работают пять человек с полной занятостью.
Вывод
Не бойтесь расставаться с теми, кто не вписывается в новую реальность. Набирайте увлеченных людей и вкладывайтесь в их обучение. Если нужно, меняйте структуру команды.
Меняйте тарификацию
Сначала в библиотеке курсов «Нетологии» было четыре тарифа: 1, 3, 6 и 12 месяцев. Скоро мы увидели, что тарифом «6 месяцев» почти никто не пользуется, и убрали его. Так сетка стала проще и понятнее, а количество годовых оплат увеличилось.
Подписку на 3 месяца тоже покупали редко, но это был единственный тариф, на который нам было выгодно делать неплохие скидки. Мы стали активно использовать его в акциях по всем маркетинговым каналам и получили отличные результаты.
На старте месяц подписки на библиотеку стоил 590 рублей. Летом 2014 года, когда у нас набралось уже 50 курсов, мы повысили цену подписки до 790 рублей в месяц. Показатели роста при этом не поменялись.
В марте 2015 года у нас вышел долгожданный 100-й курс. К этой дате в библиотеке многое успело поменяться: формат видеороликов, темы, тесты, задания, эксперты. Мы посчитали, что такой контент сполна окупит подписку стоимостью 990 рублей в месяц. Последние дни старых цен широко анонсировались по всем нашим каналам, и за счет отложенного спроса мы за неделю собрали половину месячного плана продаж. Ожидали резкого падения покупок в марте, но этого не произошло.
Вывод
Не бойтесь повышать цены и изменять структуру тарифной сетки по мере развития продукта. Если продукт растет, трансформируется и становится более ценным, не стесняйтесь просить за него больше денег. Если один из тарифов оказывается вам невыгоден или не слишком популярен среди пользователей — отказывайтесь от него или промотируйте его за счет скидок и акций.
Организуйте управление задачами и командой
Чтобы процесс был понятным для всех его участников и в работе не происходили сбои, сразу выберите систему управления задачами. Мы начали работать в Trello — сервисе, который основан на методе канбан. Трекинг подготовки курсов до сих пор происходит именно там.
Регламентируйте все рабочие процессы. В «Нетологии» все задокументировано и хранится в «Google Диске». У нас есть инструкции для каждого — от редактора до методиста. Если в работе что-то меняется, то это сразу же отображается в инструкции.
Вывод
Выстраивайте и регламентируйте все процессы в начале работы, даже если кажется, что сейчас на это нет времени. Без понятной системы управления задачами сотрудники будут срывать дедлайны и путаться в ответственных. Без регламентов работы вы потратите много времени на ввод новых сотрудников в работу и окажетесь более зависимыми от каждого сотрудника.
Развивайте платформу
Первая версия библиотеки курсов запустилась всего через месяц после появления идеи. Новый проект строился на базе уже существовавшего онлайн-университета, поэтому все происходило быстро. Но у скорости есть и обратная сторона.
Приходится принимать важные архитектурные решения на ходу, нет времени думать над красотой и правильностью кода и своевременно его править. Когда минимальный продукт вырастает до уровня сложной развитой платформы, эти вещи слишком опасно игнорировать.
Библиотека «Нетологии» сейчас полностью переписывается с PHP на Ruby on Rails. Мы остановились на таком решении, чтобы у всего холдинга «Нетология-групп» был единый язык программирования (на Ruby on Rails написан другой наш продукт, «Фоксфорд»). Если бы не необходимость менять язык, мы бы в любом случае проводили постепенный рефакторинг всего кода, чтобы избежать рисков в будущем.
Вывод
Если на старте нужно экономить и сокращать сроки, то по мере развития приходит время задуматься о фундаменте. Обязательно выстройте грамотную архитектуру платформы или напишите ее с нуля тогда, когда минимальный продукт станет превращаться в сложную систему. Это поможет избежать непредвиденных рисков и позволит избавиться от технических ограничений в развитии проекта.