Про стиль работы
Кратко: мы внезапно получили 200 000 предоплаты без всяких согласований, начали делать проект, а в итоге потеряли 20 дней и были вынуждены вернуть деньги.
В этом посте хотим подробнее рассказать, почему мы отказались работать, докажем, что мы не просто программисты-истерички и зачастую критика не обоснована. Дочитайте до конца и узнайте несколько подводных камней при работе с заказчиками и как их избежать.
Без хорошего ТЗ — результат ХЗ
Это уже аксиома. Если клиент изначально не дает подробного ТЗ, не описывает в нем все детали, значит, скорее всего он сам не заинтересован в проекте. Уже на этой стадии велика вероятность, что проект даже не запустится.
При первом контакте сразу можно понять отношение к делу и веру в сам проект. Так как мы работаем без предоплаты — это самый важный этап для нас.
Одним словом, слушайте, как он говорит о проекте и как описывает свою идею. Как бы прискорбно не звучало, но 40% заказчиков не доводят проект до конца, потому что идея им стала тупо не интересна. Эмоциональный заряд на старте очень важен.
Один из наших главных выводов звучит жестко, но верно:
Вы сами должны выбирать с кем работать. Многие программисты готовы браться за любую работу, потому что вот-вот им придет желаемая предоплата, «а там разберемся», но они не знают стоимость своего времени. В нашем случае это стоимость времени целого офиса.
Многие комментаторы дико удивлялись нашим методам работы и строгому требованию к ТЗ. Несмотря на это,за прошлый год мы разработали более 15 сложных проектов. Убедится в этом вы можете, посмотрев наш фриланс аккаунт (https://freelance.ru/noi.studio) и почитать отзывы.
Например, в прошлом году, мы разработали для Ольги Киселевой веб-сервисы для тестировщиков. Что самое удивительное — по счету мы оказались четвертыми исполнителями, которые в итоге сделали проект. Подробнее обэтом вы можете прочитать по ссылке (http://tech.noi.studio/about/projects/work/21)
Как получить 20 положительных отзывов и 0 отрицательных?
Обговаривайте с клиентом все мелочи до старта работы. Заставляйте его писать ТЗ. Не слушайте отговорки типа «ну ты сделай, а я посмотрю, что нужно исправить». Иначе вы никогда не сдадите работу, а у заказчика возникнет негатив. Он подсознательно будет винить вас во всех задержках. Вспомните, сколько стоит ваше время.
Клиент всегда прав!
К сожалению, нет. На этом рынке нет. Клиент не знает, как работает его сайт, какие технологии там используются, он видит лишь готовую картинку. Он искренне не понимает, что «вот этот функционал допилить» бывает очень проблематично. Ему не объяснить всех тонкостей. И он не виноват, он не должен в этом разбираться. Поэтому нужно принуждать писать подробное техническое задание на старте.
Часто употребляемая фраза из комментариев к предыдущему посту: «вы должны быть на стороне клиента». Что самое интересное, мы всегда даем клиенту выбор и аргументировано объясняем его. Даем несколько вариантов и разные цены. Но клиент почти всегда выбирает то, что дешевле.
Клиент не хочет переплачивать, хотя при выборе самого дешевого варианта он переплатит в 3-раза больше в будущем, если проект реально стартанет и начнет развиваться. Связано это напрямую с архитектурой проекта.Расширяемая архитектура стоит гораздо дороже обычной. Так как обычная делается строго по ТЗ. Даже любители agile всегда выбирают обычную архитектуру. И потом горько плачут.
В этом году мы расширили стэк технологий специально для бюджетных проектов. Если раньше мы всегда поумолчанию разрабатывали расширяемую систему, то сейчас появился вариант подешевле, где расширение впринципе возможно, но за отдельную плату.
Немного комментариев про наш сайт
Как справедливо заметили комментаторы все того же скандального поста, на нашем главном сайте есть недоработка,связанная с битой ссылкой на верстку и дизайн. На текущий момент мы предоставляем услуги только по разработке технической части, поэтому на главной осталась информация только об этом.