Дружба и бизнес: понятия, которые строят импорт в 2025 году

На какие страны российский бизнес делает ставку в 2025
Рост параллельного импорта, санкции и разрушение прежних логистических цепочек привели к следующему: импорт из США сократился в 3,7 раза, стоимость доставки из Германии возросла на 66%, а из Франции — на 26% за год. Российский бизнес начал переориентироваться на новые рынки.
- Ближний Восток: Иран регулярно обеспечивает рынок строительными материалами, продуктами питания и текстильной продукцией. Объединенные Арабские Эмираты превратились в ключевой финансовый и логистический центр, обеспечивая оперативные поставки через Дубай.
- Турция сократила поставки оборудования и стройматериалов из-за внутренней инфляции и усиленного контроля. Эти позиции замещаются товарами из Китая, Ирана и ОАЭ.
- СНГ — важный транзитный и торговый регион. Казахстан остается главным логистическим узлом, активны Беларусь, Узбекистан и Армения.
- Страны Восточной и Юго-Восточной Азии предлагают широкий ассортимент и конкурентные цены. Малайзия, Таиланд и Индонезия — одни из главных поставщиков электроники и логистических решений. Индия нарастила импорт нефти и активно поставляет в Россию фармацевтические препараты, текстильные изделия и IT-услуги.
- Китай теперь главный партнер России: предприятия предлагают качественные аналоги оборудования, локализуют производство и участвует в совместных проектах.
Мы с коллегами из NOVASMART заметили изменение подхода к импорту. Чтобы обеспечивать его стабильность — нужно не только учитывать новые транспортные пути, но и выстраивать доверительные отношения и глубоко погружаться в культуру.
Китай: выгодно выстроить партнерство можно только через личные встречи
В отличие от России, где бизнес строится на цифрах и скорости, в Китае важны уважение и личные встречи. Для китайских предпринимателей семья и работа — основа жизни, и они предпочитают сотрудничать с теми, кому доверяют. Поэтому бизнес должен начинаться с дружбы, не с контракта. Уровень качества и цен даже внутри одной провинции может сильно отличаться. Шэньси — регионы, где развиты машиностроение и спецтехника, Шэньчжэнь — это центр финтеха и электроники, а в Тяньцзине сосредоточены металлургия, производство труб и нержавеющая сталь. Поэтому к выбору партнеров нужно подходить особенно тщательно и смотреть не только на специализацию региона. Главный совет — применяйте комплексный подход: 1. Проводите глубокое исследование потенциального поставщика, включая проверку лицензий и репутации. Запрашивайте образцы продукции и осуществляйте независимую проверку качества. 2. Включайте в контракт четкие условия, такие как сроки выполнения, штрафные санкции, а также требования к упаковке и логистике. 3. Выбирайте аккредитивы вместо предоплаты — это существенно снижает финансовые риски. 4. Сотрудничайте с местными агентами или консультантами. Они помогут установить доверительные отношения и наладить контакты: совместно посещайте производственные площадки, отмечайте местные праздники и учитывайте культурные традиции. Этим, кстати, мы и занимаемся. 5. Обязательно оформляйте страхование грузов и связанных с ними рисков. Помимо необходимости учитывать деловой этикет, коллективизм и иерархию, уделите внимание планированию и установлению временных рамок. Зарубежные партнеры часто имеют более свободный подход к времени и не всегда строго следуют срокам. Обязательно проводите двойную проверку документов: первую — в России, вторую — в Мумбаи, чтобы всё было подготовлено заранее. При взаимодействии с Объединенными Арабскими Эмиратами обязательно учитывайте особенности документации, налогового регулирования и таможенных процедур. Для успешного импорта товаров из Эмиратов вам понадобятся следующие документы: 1. Сертификат происхождения — подтверждает страну производства товара и влияет на размер таможенных пошлин. 2. Коммерческий счет-фактура — содержит полную информацию о продукте, включая описание, стоимость, характеристики и количество. 3. Упаковочный лист — предоставляет детализированные данные об упаковке каждого товара в партии, что упрощает процесс таможенного оформления. 4. Коносамент — служит подтверждением отправки и получения товара. 5. Специализированные сертификаты — могут потребоваться в зависимости от типа товара и его назначения. Могу выделить следующие сферы: За счет новой схемы импорта и поставок Россия усилила внутреннее производство, и небольшие компании стали снабжать потребителей. Косметические и пищевые бренды, которые используют сырье из Индии и Ирана, уже полностью перешли на восточную модель поставок. Сокращение европейских автопоставок компенсирует Китай. Годовой рост импорта легковых авто из КНР составил 30,5%, автозапчастей — 29,5%. Объем переориентированных китайских автомобилей оказался в два раза выше, чем весь прежний уровень импорта из Европы. Российские заводы смогли заменить сотни импортных узлов поставками из Китая, Турции и Вьетнама. По оценке НИУ ВШЭ, машиностроение — один из самых устойчивых секторов: объем собственного производства машин и оборудования в РФ вырос на 80,5% с 2021 года. Этот рост стал возможен за счет кооперации с китайскими и вьетнамскими производителями узлов. С изменением географии поставок выросли издержки и операционные риски на мировом рынка. Но, по моему мнению, надо учитывать потенциальные уязвимости даже в отношениях с новыми ключевыми партнерами — такими как Китай, Индия и страны ЮВА. Проблемы сотрудничества с Юго-Восточной Азией — Долгая регистрация бизнеса. Создание юридического лица может занять до года. От вас потребуется множества согласований и взаимодействия с различными госучреждениями; — Многоуровневое лицензирование. Нужно получать отдельные разрешения, что затягивает сроки запуска. Например, в фармацевтике задержки с документами могут остановить отгрузку до повторного подтверждения сертификации; — Задержки и убытки. С течением времени дедлайны могут сдвигаться, контейнеры могут простаивать в порту, что приводит к накоплению убытков; — Защита интеллектуальной собственности. В Индии и других странах региона требуется отдельная локальная регистрация торговых марок и патентов. Без этого права на интеллектуальную собственность не защищены; — Протекционизм. Высокие пошлины и нетарифные ограничения в странах Юго-Восточной Азии направлены на защиту внутреннего рынка; — Осложнения из-за ухода западных банков. Выход западных финансовых учреждений и комплаенс-агентств затрудняет проверку контрагентов и проведение международных платежей. Проблемы сотрудничества с Китаем — Экспортные ограничения на передовые технологии и товары двойного назначения; — Ограничения в международных расчетах из-за осторожности китайских банков; — Нестабильное качество продукции при сотрудничестве с непроверенными подрядчиками; — Задержки поставок, сложности с гарантийным обслуживанием и нехватка запасных частей; — Языковые и культурные барьеры в коммуникации; — Зависимость от одного поставщика при отсутствии диверсификации. Проблемы сотрудничества с Ираном — Нестабильность национальной валюты и скачки цен;
— Ограниченные возможности банковских переводов;
— Жесткие таможенные процедуры и частые изменения регламентов;
— Политические конфликты и высокая зависимость от политической повестки (договоренности могут быть пересмотрены). Как вы думаете, какие сейчас еще есть перспективные направления импорта? Как вы налаживаете связи с партнерами?

ЮВА и Индия: гибкость и терпение — ключ к гибкому партнерству
ОАЭ: документооборот и точность проверки
В каких секторах сотрудничество с новыми поставщиками сейчас наиболее выгодно
Какие сейчас есть риски международного сотрудничества: операционные риски и культурные барьеры