Вопрос: Снижение цен автоматически увеличивает ценность данных продуктов для потенциальных потребителей?
Опыт реализации проектов с разными компаниями в области стратегического маркетинга и продаж привел меня к формулированию ряда вопросов в связке «цена и ценность».
Например:
Как связаны между собой цена и ценность продукта? Влияет ли изменение цены на изменение ценности продукта Какой смысл можно вкладывать в понятие «ценность» и что это может означать с точки зрения маркетинга? Смыслы, которые вкладывают в эти слова (цена и ценность) покупатели и продавцы полностью совпадают или могут различаться? Может ли продавец/маркетолог заранее знать ответ на вопрос: какую ценность создает для конкретного покупателя предлагаемые их компанией продукты? Каждая компания находит свои ответы на эти вопросы, потому что они зависят от ситуации в самой компании и на рынках, на которых она работает.
Важно одно: Выбранные ответы, в конечном итоге, будут определять принимаемые решения и влиять на эффективность маркетинга и продаж в компании .
Начнем с определения этих понятий.
Цена.A. Цена для продавца — это стоимость продукта, выраженная в денежных единицах. Она включает в себя издержки компании и некоторую величину прибыли.
B. Цена для покупателя — это денежные издержки, возникающие при приобретении продукта.
В этих определениях можно увидеть, что цифра на ценнике по-разному воспринимается продавцом и покупателем.
Дополнительно у покупателя могут возникать дополнительные издержки, связанные с хранением и использованием купленного продукта, а также утилизацией продукта взамен которого был приобретен новый продукт.
Рассмотрим условный пример Допустим, в магазине есть телевизор с конкретными характеристиками. Под характеристикой я понимаю факт, отражающий потребительские качества конкретного продукта.
Для данного примера возможные характеристики:
Диагональ экрана — 90 см Наличие функции SMART 2 входа USB 3 входа HDMI и т.д. Повлияет ли снижение цены на потребительские характеристики этого телевизора и связанные с ними преимущества? На мой взгляд, цена не является характеристикой продукта, потому что она не является «врожденной» по окончания цикла его производства. Для данного телевизора эти характеристики уже неизменны. И могут быть изменены только в процессе нового цикла производства.
Поэтому изменения цены в любую сторону не влияют на потребительские свойства продукта.
Изменение цены в любую сторону не приводит к изменению характеристик данного продукта и, соответственно, к изменению преимуществ и проблем, которые этот продукт может решать.
На что может повлиять снижение цены? По сути, изменение цены влияет на уровень готовности потенциального покупателя рассмотреть данное предложение для оценки возможности включения его в свой список для выбора.
Для компании — это, безусловно, важный момент — попасть в этот список. Однако попадания в список недостаточно для того, чтобы выбор был сделан в пользу этого продукта.
Что еще необходимо, чтобы выбор был сделан в пользу конкретного продукта? Следующее важное понятие в маркетинге и продажах — Ценность.
Какой смысл можно вкладывать в это слово? Сложность с определением этого слова заключается в том, что оно активно используется в разных областях: экономике, психологии, социологии, философии. И в каждой области дается свое определение. В дальнейших рассуждениях я буду использовать 2 определения этого слова.
Определение 1 Ценность — это некоторое субъективное восприятие полезности/важности продукта, возникающее у конкретного покупателя в процессе выбора.
«Воспринимаемая ценность» данного продукта для покупателя является критерием, на основании которого из перечня продуктов, попавших в его список, покупатель делает окончательный выбор.
Важно:
Хотя покупатель приобретает продукт, однако воспринимаемая ценность связана с использованием этого продукта для решения его задач или проблем. То есть в голове покупателя продукт рассматривается как решение. Как цена и ценность влияют на принятие решения о покупке? Будем исходить из того, что покупателю нужно решение его проблемы. Именно для этого он приобретает продукт.
Важно: Если наличие проблемы осознается, то в голове покупателя она обладает некоторой стоимостью.
Ее не всегда можно оценить точно в денежных единицах, однако условная внутренняя оценка у человека есть всегда.
Простой пример, с которым сталкивались многие в своей жизни. Проблема — зубная боль. Степень этой боли может быть в диапазоне: от «легко терпеть» до «невозможно терпеть» и каждый человек, который ее испытывал, определяет ее легко. И соответственно, легко определяет стоимость этой проблемы для себя.
Важно:
Цена решения не может быть выше стоимости проблемы Каждый покупатель индивидуально определяет для себя стоимость этой проблемы Каждый покупатель индивидуально определяет для себя стоимость этой проблемы В данном примере, что будет выступать в роли ценности в результате похода к стоматологу? Возможные варианты ответа:
исчезла зубная боль в связи с исчезновением зубной боли появилась возможность заниматься важным делом Выбранный вариант ответа также будет влиять на восприятие ценности решения. Одно дело, освобождение от боли и другое дело — это возможность снова заниматься тем, что нравится. Во втором случае чувствительность к цене будет меньше.
Ценность, которая возникает при использовании продукта для решения проблемы или задачи, влияет на рост цены, по которой покупатель готов его приобрести.
Снова об акциях и скидках Для части покупателей снижение цен может иметь смысл при наличии осознаваемой проблемы. Они начинают покупать, потому что снижение цены на продукт в их голове «уравновешивает» стоимость решения и стоимость проблемы, для решения которой продукт приобретается.
Определение 2 Ценность — это некоторый принцип, которым человек руководствуется в своей жизни при принятии решений, в том числе покупок. Оказывается, что ценности, как набор некоторых принципов тоже оказывают серьезное влияние на выбор продукта. И это определение ценности уже активно используется в ряде отраслей.
В качестве примеров можно упомянуть:
здоровый образ жизни экологичное производство ответственное потребление И это понимание ценности, как принципов, тоже влияет на восприятие цены предлагаемого продукта.
Безусловно, найденные ответы — это только промежуточная точка в размышлениях. Более того, каждый прочитавший эту статью может найти свои собственные ответы на вопросы, которые здесь обсуждаются.
Важно одно: найденные ответы, как правило, ложатся в основу принимаемых маркетинговых решений.
Эти решения, в свою очередь, приводят к определенным финансовым результатам. И если эти результаты топ-менеджмент не устраивают, то это означает, что для достижения других финансовых результатов требуется сначала переосмыслить ответы на эти вопросы. А потом, опираясь на новые ответы реализовать другие действия.
Ключевые моменты: Если клиент не осознает/не признает наличие проблемы, у него не возникает необходимость искать ее решение Продукт в глазах потребителя — это всегда решение признаваемой проблемы Цена продукта может восприниматься, как входной билет, для включения в список потенциальных приобретений Цена продукта, как решения, не может быть выше стоимости проблемы, которую осознает и хочет решить покупатель Дополнительная ценность решения связана с теми результатами, которые могут быть получены в итоге решения проблемы При выборе решения для части покупателей имеет значение насколько производство и способы продажи продукта соответствуют их принципам/убеждениям В вашей компании думают о потенциальной ценности ваших продуктов при определении цены для покупателей? Автор: Тимошин Александр , O`Es Marketing