редакции
Что такое систематизация бизнеса, и зачем она нужна?
Надеемся, что использование наших инструментов управления будет полезно компаниям, только ступившим на этот путь.

Вообще было бы хорошо начинать описание всех складывающихся процессов продаж, производства, поддержания качества и финансового учета на самом старте существования бизнеса. Это сохраняет структуру при росте и развитии и задает базу для будущих улучшений в систематизации процессов. Однако часто практика показывает обратное: компания начинает заниматься наведением порядка, когда все окончательно запутывается и владелец теряет нити управления собственным бизнесом из-за слишком большого количества белых пятен.
Совет
Задумайтесь о регламентировании внутренних процедур как можно раньше. В небольшой компании даже из трех человек сделать это значительно проще, чем ломать устоявшиеся неправильные практики в разросшемся коллективе.
Цели систематизации бизнеса
· улучшение рабочих процессов и сокращение времени на бюрократические процедуры;
· рост эффективности сотрудников всех звеньев бизнес-процессов;
· повышение доходности компании и сокращение возможных издержек;
· оптимизация рабочего времени руководителей в пользу перераспределения на стратегические задачи бизнеса.
Необходимость систематизации возникает, когда владелец перерастает уровень единоличного лидера и инициатора движения и хочет, чтобы бизнес и наемные участники начали проявлять самостоятельность и работать автономно. Действительно, хороший признак для компании, если в коллективе все работают независимо от наличия директора на рабочем месте, так как, по сути, многие процедуры от этого не зависят.
Систематизация бизнеса и означает уход
от единоличных решений, которые, кстати, могут быть не всегда верными, в пользу
создания пула внутренних документов и процессов. Когда эта часть налажена,
компания получает возможность эффективного роста, так как каждый сотрудник
знаком с порядком работы и действиями на случай непредвиденных ситуаций, с
которыми он сталкивается впервые. Из чего состоит систематизация бизнеса Несмотря на общее желание владельцев
видеть у себя идеальную работу компании, суть этого оборота каждый понимает
по-своему. Однако есть несколько обязательных составляющих, которые
присутствуют в любом бизнесе и закладывают основы эффективной работы. 1. Конкурентоспособная
модель, которая позволит заметить точки роста. 2. Налаженная
система распространения информации о продукте компании и его продаж. 3. Четкая
организующая схема, описывающая
область ответственности каждого сотрудника и поток производства основного
продукта работы компании. 4. Налаженная
система операционного управления бизнес-процессами и распределения задач между
ответственными сотрудниками. 5. Стратегическое
планирование, формирующее вектор развития бизнеса и его цели. Этот список формирует не просто
последовательность систематизации, но содержит те элементы, без которых
теряется ее смысл. Тем более, при переходе к автоматизации некоторых рутинных процессов
без понимания структуры бизнеса и конечного результата внедрения новшеств. В
дальнейшем материале мы коснемся пока пункта 4 как одного из важных
составляющих. Управление бизнес-процессами внутри компании Даже если в компании собрались супер профессионалы,
это не означает повышения роста продаж или увеличения эффективности бизнеса. За
эти показатели отвечает наличие системы. Выстроить ее можно на основе
бизнес-процессов. Например: Пользу от их описания и создания
вообще трудно переоценить, так как именно рутинные дела, а также отсутствие
информированности о порядке действий в том или ином случае создают проблемы,
мешающие сотрудникам быть эффективными в течение всего рабочего времени. Как начать систематизацию и что делать с
процессами в дальнейшем? Как выше было уже сказано, процесс
оптимизации процедур желательно проводить как можно раньше, вооружая своих
сотрудников порядком действий на всех этапах. Самое
сложное и одновременно простое действие в начале пути — создание внутренних регламентов, которые в формате текста упорядочат
действия. Только на основании этого опыта можно переходить к автоматизации и
разработке процедур с использованием современных ПО. Кроме того, описание внутренних
процессов делает для руководителя любого уровня понятными внутренние процедуры
и возвращает нити управления в его руки. Конечно, с ростом и развитием бизнеса
и внутренние процессы будут меняться. Но оптимизировать их на основе
существующей базы намного проще, чем проводить внедрение порядка в
образовавшийся хаос. Поэтому эволюции не стоит бояться. Это путь развития. Среди модулей Октобит24, предлагаемых
к внедрению в компаниях, есть интересный пример процесса «ЗРС» («Законченная
работа сотрудника»). Это систематизация бизнеса в области управления. Процесс
используется при необходимости решения нестандартных ситуаций с руководителями
и подразумевает не только подачу сигнала о том, что что-то идет не так, но и
предложение выхода из проблемы. Данный пример помогает не только оптимизировать
время руководителей на выполнении работ по анализу и поиску решения вместо
сотрудников, но и обеспечивает автономность работы компании, так как,
установленный на корпоративном портале Битрикс24, снимает необходимость личных
приемов и долгих бесед. Плюс, «ЗРС» сказывается на росте ответственности
персонала. Необходимость систематизации бизнеса
рано или поздно входит в любую компанию. Поэтому если вы думаете, что ваше дело
слишком маленькое, простое и еще не требует регламентирования процедур, стоит
оглядеться. Возможно, вы уже работаете в хаосе. :)

