На горизонте
Мы занимаемся автоматизацией бизнеса… Наверное, половина из читающих сейчас эти слова готовы произнести их вместе со мной. Да и чем еще должен заниматься одинэсник, как не автоматизацией? Что в этом особенного? Это – наша работа. И слово «работа» звучит вполне обыденно для большинства. Что интересного в работе одинэсника? – Наверное, мало, если только в эту самую минуту вы не растянулись вальяжно на двуспальной кровати в номере «люкс» отеля за четыре тысячи километров от дома, и не пишите эту статью, попивая колу (см. *), и поглядывая на зарницы за окном, освещающие причудливые, китайские дворцы и ратуши, где-то под горой на горизонте…
Да, это всего лишь работа, точнее, обычный заказ на автоматизацию. Правда, заказчик – компания, которая может позволить себе свозить программистов за 4000 километров, чтобы поставить две кассы на торговую точку. Дело вполне обыденное. Как работа одинэсника…
Самолетом из Ульяновска – в Москву, потом из Москвы – в Читу, потом 500 километров на авто по степям Бурятии, и – здравствуй, китайская граница! Вы бы хотели такие выходные? А вот, нет вам ничего! Потому что где же вы раньше-то были?!
Нет, конечно! Спроси я сейчас, кто НЕ СМОЖЕТ написать программу, подобную нашей POS-программы «КАССА-PRiMA» - все зафыркают: «Шпингале…» «Каждый такую сможет написать!» А может, есть кто-то, кто «за счет компании» был бы против путешествия на Боинге через весь материк? – Большинство посмотрят на меня с удивлением. Тогда возможно, вы не хотите, чтобы за это вам хорошо заплатили? – Начнут крутить в ответ у виска…
Простые вопросы – ожидаемая реакция публики. Как разговоры в курилке. Но как раз тут начинается моя любимая тема, об аутсорсинге, ведь у 99% читающих дальше разговоров в курилке дело не пойдет. Готовы вы стать полноценным аутсорсером, таким, которого ждет сегодня рынок? Не торопитесь с ответом.
Пару лет назад, когда в нашей компании только все начиналось, я разместил на «Инфостарте» предложение о сотрудничестве на правах партнерства во фрилансерстве. Подробно расписал условия: честность, ответственность, взаимная поддержка, совместное развитие, бла-бла-бла… Зачем, спрашивается, столько писал! Уже первая попытка сделать что-то вместе с новоявленной «командой» провалилась: кто-то просто не ответил, кто-то сразу начал называть цену, заведомо большую, чем назвал бы программист из глубинки, вроде меня, кто-то оказался слишком занятым, остальные хотели подучиться программировать… Каждый из отписавшихся преследовал какую-то свою цель, а не те, что обозначил я в том предложении, и ни кто не был серьезно настроен на совместную работу.
Вы спросите, какое отношение имеет фрилансерство к аутсорсингу на границе Китая и прочих дружественных государств? Отвечу, самое непосредственное! Аутсорсинг начинается с фрилансерства. Кто доверит мне серьезный проект, с бюджетом с пятью, шестью или семью нулями, если я не отношусь к удаленной работе, как к моей основной? Вы бы поручили что-то важное программисту, который бывает на связи лишь иногда по вечерам, и порядком уставший? Вряд ли.
И тут начинаются моральные борения. В Китай хочется всем, а вот не иметь гарантированной з/п ради этого готов не каждый. Потому и отмечаются в темах с предложением удаленного сотрудничества многие лишь на всякий случай: вдруг что перепадет. Вдруг заказчик заплатит три цены, тогда и посмотрим, или ждать будет несколько месяцев, пока вы после основной работы доберетесь до его неосновного заказа, или заплатит аванс… Главное – чтобы заплатил, а там разберемся. К сожалению, такова позиция большинства программистов, называющихся фрилансерами. И от таковых только один вред.
Если вы не относитесь к удаленным проектам, как к основным, то вы – не фрилансер, вы – шабашник и порой обыкновенный кидала. (см **)
Но как же жить без фиксированной з/п? Кто даст гарантию, что после одного проекта будет второй, третий? Или, что заказчик не кинет? Ни кто. Первое, что должен помнить фрилансер, что никаких гарантий у него нет, кроме качественно выполненной работы. Я сейчас исхожу из предположения, что большинство людей более-менее адекватны (см ***), а значит, если вы с умением и ответственностью подойдете к своей работе, то вам заплатят, и с вами захотят работать дальше. Вот гарантии фрилансера. Замечу для протестующих, что за более чем десятилетнюю практику фрилансерства это предположение у меня оправдывалось почти всегда. Более того, часто люди обращаются к фрилансерам, когда уже их кто-то подвел, и времени не осталось, результат нужен «еще вчера». Потому, на заключение и пересылку договора нет времени, а аванс заплатить – это шанс быть снова кинутым. Что же вам делать? Либо отказаться от фрилансерства, вернувшись «за гарантиями» в поток, движущийся к тысячам офисов, либо поверить и кинуться в работу с головой, сделать ставку на открытость, мобильность, профессионализм. Пусть это подкупит нашего заказчика, выделят нас среди конкурентов. Это – качества, необходимые фрилансеру сегодня. А там и до Китая недалеко…
С гарантиями вроде разобрались. Этого достаточно для билета на самолет? Вряд ли. Удаленная работа, как основной вид деятельности – это лишь первый шаг к профессиональному аутсорсингу на уровне команды разработчиков и крупных проектов.
Я все чаще на рынке ИТ-услуг вижу компании, позиционирующие себя, как аутсорсинговые. Сразу оговорюсь: добрая половина из них – те же шабашники, зарегистрировавшие ИП, нанявшие удаленного менеджера за процент от заключенных договоров, и судорожно ищущие, кто бы им эти договора отработал «за еду». Заказчикам рекомендую с такими не связываться. Но речь сейчас не о них. Допустим, компания имеет фиксированный штат программистов надлежащей квалификации, положительный опыт ведения проектов. Что же, им осталось написать что-то а-ля «КАССА-PRiMA» и предложить это какому-нибудь «дьюти-фри»? Тут сказали, что оно - «шпингале», и, в общем, правильно, но раз за это на самолетах катают, то что бы и не написать? И я вновь спрашиваю, где же раньше были желающие?
Дело в том, что наш заказчик до этого работал с очень крупной компанией, у которой филиалы во многих городах, а их кассовые решения внедряются повсеместно. Потом пытался работать с несколькими ИП, ООО и даже с кем-то с «Инфостарта». Результатов это не дало по простой причине: у заказчика не было написанного ТЗ, не было желания его писать, не было времени нанимать кого-то, чтобы он ТЗ написал. Было желание периодически, безсистемно рассказывать по телефону, что хочется видеть в будущей программе. А у потенциальных исполнителей со своей стороны не было времени на такие разговоры. Все они заканчивались пожеланием увидеть все вышесказанное в письменном виде. Не было возможности погрузиться, сконцентрироваться на одном проекте по причине тотальной занятости. И вот тут подвернулись мы, для кого такой формат работы – обычный и ежедневный.
Может, кто-то со мной поспорит, но я уверен, что сегодня написание ТЗ – это роскошь, непозволительная для аутсорсинговой компании. Когда вы идете в парикмахерскую, вы ведь не берете с собой ТЗ, а лишь на словах, не будучи профессионалом, сообщаете мастеру, что ожидаете от будущей стрижки. Когда вы покупаете электронику, то получаете от продавца две недели, чтобы понять, то вы купили или нет. Многие поставщики товаров и услуг дают гарантию возврата денег, если вам их товар вдруг не подойдет. Но и рынок ИТ-услуг давно нуждается в разработчиках, готовых понять идеи заказчика без четкого их описания, творчески сконцентрироваться на задаче, готовых воплотить идеи в программный код, и готовых к риску потом все переделать за свой счет, услышав от заказчика: «Я хотел совсем не этого!».
Вот на последнее компании-разработчики ПО не соглашаются, начинают придираться к формулировкам договора, потому и не летают, хотя и здесь действует все то же предположение: если клиент адекватен, то просто так менять свои требования он не будет. На то должны быть веские причины. Чаще всего, они кроются в исполнителе: либо мы оказались менее профессиональны, чем думали, и не поняли, что от нас требуется, либо заказчик в процессе работы увидел, что ему нужно совсем не то, что он предполагал. Но тогда, опять же, разве не мы должны были его об этом предупредить, если говорим, что разбираемся в предметной области? И я конечно же сейчас говорю о совсем ином формате взаимоотношений заказчика и исполнителя. Теперь здесь более уместно слово партнеры, решающие совместно одну задачу с разных сторон.
Именно такого партнерства на горизонте аутсорсинга ищут сегодня те, кто разочаровался в традиционном наборе услуг местных компаний-разработчиков. (****)
Вы все еще готовы стать аутсорсерами?
(*) Это – не реклама компании «Кока-кола»… Ну, не пью я пиво! Да и водку… И разные там виски… Ну вас, блин!
(**) Я не против подработок по вечерам, но это совсем другая ниша, другие проекты.
(***) Не всегда удается понять сразу адекватность кого-то. Впрочем, у меня были случаи, когда по всем критериям неадекватные заказчики платили очень хорошо, предварительно съев половину моего мозга. И я, конечно, сам не отношу себя к числу адекватных…
(****) Читать «франчей»