Что делать, если у студии нет жизнеспособного портфолио
В конце декабря мы опубликовали историю становления проекта Open Real Estate и в числе прочих получили комментарии и вопросы о том, стоило ли оно того – уйти со стабильной работы и развивать собственное дело.
Нам часто приходится общаться со специалистами, которые тоже мечтают о своем проекте, но не знают с чего начать, боятся, что не будет клиентов, потому что на старте нечем подтвердить квалификацию и экспертность.
На этот раз наша статья для вас, воодушевленные стартаперы и фрилансеры.
Хотите приносить клиентам пользу, доход, в конце концов, мечтаете изменить мир digital к лучшему? Пробуйте! Только так вы сможете понять, действительно ли оно того стоит.
Итак, к делу.
Что делает вас профессионалом?
Потенциальный клиент во многом делает о вас выводы по результатам работы. Результат – это следствие опыта, положительного или отрицательного, который отражается в портфолио.
Что же делать, если портфолио нет? Ну вот совсем-совсем.
Предлагаем несколько способов его наработать.
Покажите результаты с предыдущих мест работы
Вы копирайтер? Значит, у вас точно есть тексты, которые вы писали работодателю. Возможно, вы не имели возможности отследить результаты, то есть пользу, которую принесли бизнесу ваши материалы, зато будущие заказчики как минимум смогут оценить вашу грамотность, стиль, логику изложения.
Дизайнер или разработчик? Ситуация аналогичная. Расскажите о проектах, в которых вы участвовали на штатной должности, опишите конкретно ваш вклад в дело, желательно, в подробностях и цифрах.
Конечно, далеко не во всех случаях допустимо разглашать подобные сведения, это может не понравиться клиенту или бывшему работодателю. Что ж, в таком случае используйте другие способы.
Сделайте для себя
Придумайте компанию, ее аудиторию и делайте продукт на свое усмотрение.
Плюсы: по сути, вы сами себе заказчик, и это здорово! Здесь можно развернуться и проявить все свои способности. Никто не будет стоять над душой, не придется выполнять пожелания клиентов, от которых эффективность проекта пострадает.
Совет №1: выбирайте тему, в которой разбираетесь и можете показать свою экспертность.
Совет №2: выбирайте тему, с которой хотите в будущем работать. Если уж вы решили делать сайты недвижимости и предлагать услуги именно в этой сфере, портфолио с проектами по продаже кирпичей или детских игрушек – это не совсем то, что вам нужно.
Используйте связи
У каждого члена команды есть связи: знакомые, клиенты с предыдущих мест работы, с которыми сложились хорошие отношения. Вероятно, кому-то из них пригодятся ваши услуги. Спрашивайте, расскажите о том, что стартовали с новым проектом и будете рады предложениям и рекомендациям.
В целом смысл понятен – ищите лояльную аудиторию. Если эти люди знают вас как толкового специалиста и нуждаются в услугах, которые вы предлагаете, заполучить такого «теплого» клиента будет гораздо проще.
Предлагайте скидки
Способ, сразу скажем, неидеальный. Снижать цены по рынку – не самый лучший выход, но, как ни крути, начинать приходится с малого. Не каждый может позволить себе солидный бюджет на сайт и продвижение, зато вы получите опыт, наработаете портфолио, отзывы и расположение новых клиентов, которые, вполне вероятно, могут рассказать о вас коллегам.
Замотивируйте клиента рекомендовать вас – если по его совету к вам придут новые заказчики, предлагайте скидку на дальнейшее обслуживание.
Сотрудничайте с опытными специалистами
Это небольшой чит-код: простой способ обзавестись и портфолио, и сотрудником в команду.
Обратитесь к опытным фрилансерам, качество работ которых вам нравится, и предложите сотрудничество: вы используете портфолио специалиста при продажах с обязательным условием, что отдадите заказ именно ему. Многие не согласятся, но найдутся и те, кому ваше предложение придется по душе.
Способ особенно актуален, если вы привлекаете сотрудника из смежной сферы, которого как раз не хватает для полноценной работы стартапа. К примеру, вы команда разработчиков, и чтобы делать сайты под ключ, нужен будет хороший дизайнер и контент-маркетолог.
Совершенствуйте продукт
Без этого никуда. Что бы вы ни продавали, необходимо постоянно совершенствоваться: если это услуги – по-новому упаковывать их и усиливать предложение, если продукт – улучшать интерфейс и функционал.
Если то, что вы предлагаете, – полезно и уникально, клиенты обязательно это оценят.
Помните, портфолио – важная составляющая успеха. Есть много студий с хорошими опытными специалистами, но работы, которые выкладывает команда, буквально тянут на дно. Где-то пришлось прогнуться под клиента и внести нелепые правки, другой проект «умер», заброшенный заказчиком, третий – вообще недоступен по указанному адресу.
"Убить" проект очень просто.
Обязательно следите за актуальностью и уровнем проектов в портфолио! От этого во многом зависит успех дальнейшей работы.
Ну а о том, как грамотно преподнести проекты в портфолио, будет наш следующий материал.