Итак, что вы делали? Сергей .
Склад.
Договориться о снижении стоимости аренды не получилось. Поэтому письменно предупредили об отказе от
части складов. Стали их освобождать.
Штат. Уволили
около 30% штата. Оставшимся предложили совмещение обязанностей: менеджер по
продажам и менеджер по обслуживанию клиентов; водитель погрузчика и
комплектовщик и т.д.
Работа с
поставщиками. Наладили ежедневное получение прайса и складских остатков.
Охренели от объема информации. В этот момент начали работать с вами. До этого
мы получали рассылки, знали о вас, но именно в тот момент — приперло, и мы к вам обратились. Сейчас мы ежедневно
отправляем вам остатки и прайсы всех поставщиков, а наши клиенты в своих личных
кабинетах уже видят наши товары с актуальными ценами, с нашими наценками, с
индивидуальными скидками.
Работа с
клиентами. Мы давно на рынке. Контактов разных у нас дофига. Но раньше мы
предпочитали работать с наиболее «жирными» клиентами. А сейчас дали доступ к
личным кабинетам всей мелочевке, до которой раньше просто не доходили руки.
Сейчас нам были особенно интересны магазины, организовавшие доставку на дом. От
них поток заказов не прекращался. Менеджеров стало в два раза меньше, клиентов
стало в два раза больше, но мы справились. Автоматизация продаж — рулит!
Логистика.
Средний чек из-за работы с мелкими клиентами сильно упал. Работы по доставке
сильно прибавилось, но водители не роптали: мы давали работу и платили
зарплату.
Оксана . Мы
сориентировались быстро.
Составили новые маршруты доставки по области; Все розничные точки по маршруту обзвонили, каждой точке подключили личный кабинет; Набрали продуктов в качестве подарков и поехали по маршруту. Знакомились. Раздавали подарки. Рассказывали, какие мы хорошие. Показывали, как заказывать товары в личном кабинете. Облизывали каждого продавца, целовали в десны каждого владельца. Потом гоняли полупустые машины по маршруту. Заезжали в каждый магазин на маршруте, даже, если он ничего не заказал, снова оставляли подарки, снова всех облизывали. С каждым днем загрузка машин росла. Каков результат на
сегодняшний день? Оксана . Последнюю
неделю вывели в операционную прибыль. Зарплату получают все, кроме меня и моего партнера. Из состояния шока я
уже вышла.
Сергей . Убытки
минимизировали. В таком режиме мы вполне сможем просуществовать весь летний
сезон. Но, если к осени не начнут нормально работать строительные компании,
зиму мы не переживем. Поэтому сейчас активно работаем с ассортиментом, имеющим
другую сезонность. Все в том же режиме: ничего не покупать на склад; за счет
информационной системы и транспортной логистики обслуживать клиентов так, как
будто мы работаем со своего склада. Т.е. из поставщика строительных материалов
мы трансформируемся в логистического оператора по широкому ассортименту.
Как вам помогли меры
по поддержке малого бизнеса от нашего государства? Оксана . Мы
справляемся сами.
Сергей . О чем вы?
Кредит на выплату зарплаты? Его пообещали 2 апреля для тех, что сохранит 90% от
штатной численности на 1 апреля. А еще в марте было понятно, что все эти
«нерабочие дни» будут исключительно «за счет заведения». Все, кто хотел выжить, уже сократили штат.
Рекомендовали
снизить аренду? Наш арендодатель клал на эти рекомендации.
Короче, у меня
нет слов. Одни буквы. И те — матерные.
Что, на ваш взгляд,
будет через год?
Оксана . И без
всякого карантина больше сотрудников будет работать удаленно — многие
работодатели попробовали и смогли наладить полноценную работу. Желание
сэкономить на офисе, я думаю, у многих сохранится.
Более популярны будут
онлайн-сервисы. Многие вынужденно попробовали в них работать. Но к хорошему
привыкаешь быстро. Поэтому очень многие не захотят отказываться от
онлайн-сервисов.
Многие экономические связи будут разрушены — часть наших
клиентов не переживет кризис. Но будут открываться новые кафе, и мы будем с
ними работать. Получится, что благодаря кризису, мы стали работать на разных
рынках.
Сергей . Думаю,
что ж@па нас еще ждет впереди. Цены на нефть, курс рубля, безработица, нищета,
протесты. Готовимся к худшему. Но я пережил уже три кризиса. Переживу и этот.
Вместо заключения Спасибо, что
прочитали так много букв.
Компании
традиционного бизнеса — снабжение продуктами ресторанов и кафе, оптовая продажа
стройматериалов — смогли кардинально изменить свои бизнес-процессы. Как не
вспомнить книгу Джона Брэндона «Меняйся или сдохни».
С гордостью
отмечаю, что герои сегодняшних историй — это клиенты нашей компании, они
используют онлайн-сервис Opto.Market . Поэтому зафиксирую
несколько моментов:
Для оптовой торговли важен не столько товар, сколько сервис: внимание, личные кабинеты клиентов, оперативная доставка, надежность.
Именно это становится определяющим при выборе поставщика. Оксана работает с нами больше года. Наш сервис
помог ее компании быстро переориентировать работу на другой рынок и начать
работу с новыми клиентами. А компания
Сергея обратилась к нам месяц назад. Мы за несколько дней смогли настроить
виртуальный склад и автоматизировать получение заказов. Это позволило снизить затраты
на складскую логистику и оплату труда. Оксана, Сергей, спасибо за интервью. Я восхищаюсь вашей
силой воли и решительностью.
Всем добра и удачи в бизнесе.