Причина проста: невозможность торговли с
соседним регионом заставляет экспортера везти свои ресурсы другим потребителям
на дальние расстояния, а импортера — наращивать доли закупок у поставщиков из
более отдаленных регионов.
То есть, РФ переориентирует
нефтяные потоки на восток, в частности, в Китай и Индию .
Одновременно интенсифицируются перевозки нефти в
Европу из США, Латинской Америки, Западной Африки и с Ближнего Востока .
Оба процесса происходят параллельно и подразумевают удлинение маршрутов
перевозок, растягивают сроки рейсов, требуют участия большего числа специализированных
судов и взвинчивают ставки фрахта.
Спрос на морские танкерные перевозки, выражаемый
в тонно-милях, меняется кардинально. Так, по данным всемирно известного
аналитического агентства Kpler ,
специализирующегося на сырьевых рынках, спрос на танкерную транспортировку
нефти между РФ и ЕС сократился с января по
сентябрь текущего года на 11 млрд. тонно-миль ,
в то время как импорт нефти в ЕС из других источников прирос
на 35 млрд. тонно-миль . Это уже дает
положительный эффект спроса на европейском направлении в 24
млрд. тонно-миль — притом, что российский нефтяной экспорт
в Европу еще не перекрыт окончательно. В то же время на российско-азиатском
направлении рост танкерного спроса составил за этот же период 41
млрд. тонно-миль , что совместно с европейским показателем дает
глобально 65 млрд. тонно-миль .
Такая конъюнктура рынка подняла спотовые ставки
на танкеры в несколько раз. Например, по данным танкерной компании Teekay
Tankers , ставка фрахта танкера класса Афрамакс в портах побережья Мексиканского
залива уже превысила 90 000 долларов
США/сутки .
Тем временем, Китай активно наращивает мощности
по перегонке нефти, готовясь стать одним из значимых, хотя и весьма удаленных
поставщиков энергоресурсов в ЕС в условиях замещения российских нефтепродуктов.
Как пишут многие, в том числе американские аналитики из Wall Street Journal и
American Shipper, КНР может закупать сырую нефть с дисконтом в РФ, а готовые
нефтепродукты продавать в Европу. Примеру соседа может последовать Индия. Новые
нефтеперерабатывающие предприятия открываются и на Ближнем Востоке.Нефтеперерабатывающий завод. Фото Unsplash
Очевидно, новую схему торговли энергоресурсами
сложно признать экономически целесообразной как с точки зрения продавца, так и
покупателя. Тем не менее, она максимально выгодна владельцам танкерных
компаний, которые с лихвой компенсируют благодаря этой ситуации убытки двух
предыдущих лет. В частности, танкерный перевозчик Scorpio
Tankers отчитался в III квартале 2022 года о росте
выручки на 311% по
сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а Euronav
и Teekay Tankers — по 137% и 141% соответственно.