Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
Выбор редакции:
😼
Выбор
редакции
1 361 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Может ли российский EdTech «догнать и перегнать Америку»? Наблюдения с выставки Dev.Learn в Лас-Вегасе

Более 60% мирового рынка корпоративного цифрового обучения находится в Северной Америке.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Этот рынок служит площадкой для тестирования инновационных технологий, и многие тренды в сфере Digital Learning для обучения сотрудников в компаниях появляются сначала в США, а уже потом расходятся по всему миру. «Я считаю, что весьма полезно мониторить ситуацию на развитых рынках, анализировать тренды и, если нужно, перенимать лучшее для продвижения собственных проектов в России», — говорит Алексей Вагин, эксперт в сфере EdTech и генеральный директор компании Эквио, который в конце октября 2023 года посетил крупнейшую мировую выставку провайдеров корпоративного обучения Dev.Learn в Лас-Вегасе и поделился своими впечатлениями.


Рассказывает Алексей Вагин, эксперт в сфере EdTech и генеральный директор компании Эквио, одной из ведущих российских HСМ-платформ по организации корпоративного обучения, развития сотрудников и автоматизации HR-процессов

Пара слов о конференции

Dev.Learn — самая крупная конференция в области Digital Learning для корпоративных заказчиков, ежегодно проходящая в Лас-Вегасе в конце осени. В этом году мероприятие состоялось 25-27 октября и собрало более 2000 участников со всего мира. На выставке было представлено 190 стендов производителей HCM, LMS, программного обеспечения, контента и других услуг и продуктов в сфере обучения.


Посетители Dev.Learn получают возможность послушать выступления экспертов, узнать новости и прогнозы из мира обучения, обменяться опытом с коллегами и понять, в каком направлении развивается отрасль. Бюджет посещения конференции складывается из цены входного билета (1 895 USD), авиаперелёта, проживания, ужина и сопутствующих расходов. В этом году он составил в среднем 9 000 — 10 000 USD.

В общем, история не дешёвая, и организаторы опубликовали даже специальный раздел «Убеди своего начальника» на сайте конференции, посвящённый аргументам для руководства в одобрении такой командировки. Необычный подход, но мне понравился, я бы рекомендовал это нашим организаторам конференций.

Первые впечатления от конференции Dev.Learn

  1. Размах и масштаб мероприятия впечатляет и недвусмысленно указывает на то, что основные финансовые потоки мирового рынка Digital Learning проходят именно здесь. Конечно, это сильно отличается от российских выставок, которые по сравнению с Dev.Learn больше напоминают дружеские встречи единомышленников и несопоставимы по масштабам.


2. Активные продажи и профессиональные сотрудники на стендах выставки. Представители вендоров на стендах активно привлекали внимание посетителей, инициировали диалоги и получали контакты. Как бывший директор по продажам я обратил внимание, как грамотно выстроен диалог: быстрое представление с ключевыми преимуществами, плавный переход к вопросам по выявлению потребности и предложение обменяться контактами для продолжения переговоров. У каждого участника были большие нагрудные бейджи с QR-кодами, в которых указаны контакты, поэтому обмен цифровыми визитками происходил молниеносно. После этого эксперты уже предлагали провести серьёзное демо их продукта или сервиса в специально оборудованных комнатах для переговоров с клиентами. В общем, представители вендоров выглядели действительно экспертами, а не промо девочками/мальчиками, как это часто бывает на выставках


Все 190 стендов поставщиков вели жёсткую борьбу за внимание посетителей. Бесплатные снеки, конфеты, сувениры и напитки были практически на каждом стенде. Сотрудники Learning Pool наливали пиво Guinness всем желающим, Blanchard устроил перформанс с танцами и переодеваниями, а ELB Learning проводили лотерею с выигрышем до 500 $ для всех, кто войдёт в их внутреннюю зону. В общем, использовали любые методы и способы привлечения внимания посетителей.


4. Около 60-70% стендов принадлежали платформам для управления обучением. Удивительно, что при таком высоком уровне конкуренции каждый производитель находит своих клиентов. Это наводит на мысль, что, наверное, универсального решения на все случаи жизни не существует, или оно очень сложное и дорогое. Поэтому даже большие клиенты работают одновременно с несколькими поставщиками, и это их не смущает.

5. Крупные вендоры делают ставку на связь обучения с бизнес-результатом, а небольшие — на развлечение и вовлечение сотрудников. Также в беседе представители поставщиков делали акцент на предоставляемый сервис и профессиональную экспертизу не меньше, чем на функциональность и технические возможности платформ.


6. Искусственный интеллект — модный компонент, который разработчики стараются внедрить в каждую платформу. Его используют при создании контента, в виде чат-бота, помощника и т.д. Мне показалось, что с этим перебор, так как не всегда это было к месту.

Основные различия между российским и американским EdTech в сфере корпоративного обучения

Расскажу о выводах, которые я сделал из наблюдений за участниками выставки, после общения с производителями платформ, поставщиками сервисов и прослушивания выступлений экспертов.

Индустрия активно развивается и после окончания пандемии

Индустрия электронного обучения развивается несмотря на естественное снижение интереса к удалённому обучению после окончания пандемии.

В 2022 году мировой рынок корпоративного цифрового обучения оценивался в 25,5 млрд USD. По прогнозам ежегодный рост будет составлять примерно 13,5%. А к 2027 году планируется, что объем рынка может достигнуть 239,30 млрд USD. Его большая часть приходится на активно растущих производителей ПО для управления обучением и изготовления учебного контента, а также производителей самого учебного контента и узких технологичных (VRARAI) и сервисных (адаптацииперевода) провайдеров.

Более 60% мирового рынка корпоративного цифрового обучения находится в Северной Америке. EdTech-рынок США и Канады отличается высоким уровнем конкуренции, здесь сосредоточено большинство мировых штаб-квартир и крупных компаний, активно развивающих обучение сотрудников. Именно поэтому эти страны сейчас задают тренды для всего мира.

Российский рынок находится в зачаточном состоянии по сравнению с мировым и имеет огромные перспективы роста

По оценкам экспертов российский рынок корпоративного EdTech составляет около 4 млрд рублей или около 45 млн USD в 2022 году. Это меньше 2% глобального рынка электронного корпоративного обучения. Цифры примерные, так как в нашей стране нет публичной статистики. Крупные российские корпорации любят самостоятельно разрабатывать свои платформы для обучения сотрудников. При этом никто отдельно не считает стоимость работы внутренних ИТ-специалистов, которые занимаются созданием таких программных решений в своих компаниях и не считает эффективность таких инвестиций. Что, конечно, удивительно для зарубежного заказчика, которому в голову не придёт вкладывать собственные внутренние ресурсы и инвестиции в специфические решения вроде LMS для внутреннего использования.

В США компании экономят не НА обучении, а БЛАГОДАРЯ обучению

Есть существенные различия в подходе российских и американских клиентов. Когда в США назревает кризис, компании не урезают расходы, а, наоборот, вкладываются в автоматизацию корпоративного онлайн-обучения, так как это позволяет существенно снизить затраты и повысить квалификацию кадров. Многие в покупке современных решений видят возможность сэкономить. К тому же, компании не могут отказаться от обучения сотрудников, так как конкуренция слишком высока.

В России покупка ПО часто воспринимается как дополнительные затраты, поэтому многие компании в первую очередь сокращают бюджеты на автоматизацию и онлайн-обучение сотрудников. Думаю, со временем у нас тоже распространится подход к автоматизации HR как к инструменту экономии, но для этого рынок вначале должен ментально подрасти и осознать такую необходимость.

При продаже платформы менеджер делает акцент на сервис, связь обучения с результатом и искусственный интеллект

Поскольку на конференции Dev.Learn присутствовало более 100 компаний, которые развивают платформы для управления обучением, мне удалось собрать некую статистику их подходов к продвижению продуктов.

  1. Крупные вендоры делают упор на связь обучения с рабочим результатом, а производители небольших решений привлекают клиентов развлекательными механиками и фокусом на вовлечение сотрудников. Многие компании предоставляют свои аналитические инструменты, чтобы показать связь обучения с бизнес-результатами.
  2. Если в России при продвижении онлайн-платформы на первом месте ставят её функциональность и технические возможности, то в США не менее важно, какой сервис и профессиональную экспертизу предлагает производитель. Многие компании полностью берут на себя внедрение и поддержку своих решений. Для этого в штате каждого крупного игрока есть сотрудники, которые отвечают за успешное внедрение платформы у клиента. У них даже название должности говорящее — «Customer Success manager», то есть специалист, отвечающий за успех клиента в использовании купленного сервиса или инструмента. Вендоры помогают клиентам максимально эффективно использовать свои продукты. В России пока мало кто задумывается о том, какой сервис он получит вместе с продуктом, поручая эти задачи внутренним HR-специалистам.
  3. В нашей стране многие стремятся объединить все сервисы в одну большую экосистему, а в США предпочитают приобретать разные продукты, наиболее эффективно решающие конкретную задачу, а затем просто интегрировать их друг с другом.
  4. Также среди отличий: популярность готового контента вместо самостоятельной разработки, позиционирование отдельно LXP и LMS, популярность инструментов на основе искусственного интеллекта. На обучающую платформу добавляют сервисы на базе ИИ для создания контента, чат- боты, помощников и т.д.

Американский Edtech насчитывает свыше 20 профессий только для обучения

Мне удалось насчитать более 20 профессий в цифровом обучении (и это — разные люди!): директор по обучению, руководитель по корпоративному обучению и развитию, заведующий кафедрой педагогических технологий, менеджер корпоративного университета, разработчик учебных программ, руководитель проекта, менеджер программы электронного обучения, менеджер по совместному и социальному обучению, менеджер по продуктам онлайн-обучения, методист, разработчик электронного обучения, ИТ-менеджер и координатор, администратор LMS/LCMS, технолог по обучению, дизайнер интерфейсов и мультимедиа, дизайнер учебного контента, координатор, архитектор программ обучения, инженер по обучению, аналитик обучающих систем.

Сопоставим это с привычным нам опытом, когда за всё обучение в компании отвечает один HR-специалист и, в лучшем случае, иногда — LMS-администратор.


Отвечая на вопрос из заголовка, я думаю, что важно не догонять Америку, а смотреть за зарождающимися трендами, примерять их на наши реалии и перенимать то, что кажется наиболее перспективным.

То, что корпоративный рынок EdTech в России находится в самом начале своего развития — одновременно и положительный и негативный момент.

С одной стороны, российские компании часто не осознают, какие выгоды им может принести использование инструментов по автоматизации обучения и онлайн-обучение в частности, что выражается в урезании статей бюджетов во время кризиса.

С другой — рынку определённо есть куда расти, в России сформировался рынок из преимущественно российских компаний, имеющих хороший опыт и отличные современные решения, которые не уступают по функциональности платформам на развитых рынках.

Я думаю, в будущем корпоративный заказчик будет более ориентирован на сервисную составляющую и экспертную поддержку поставщика при внедрении и сопровождении купленного решения, так как это позволяет более грамотно использовать собственные ресурсы и получать максимум от внедрения.

Поэтому я вижу фокус развития корпоративного цифрового обучения в России не в гонке за новым функционалом и модными инновациями, а в качестве сервиса и росте профессиональной экспертизы.

Это позволит внедрять современные подходы цифрового обучения не только в крупных гигантах национального масштаба, а повсеместно. Это улучшит конкурентоспособность российских компаний и даст лучшую динамику всему рынку.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.