Как Perfect вырос в кризис
Понимая это, мы приняли решение, и по прошествии времени, могу сказать, что оно оказалось верным. Наш прицел был выстроен на то, чтобы решить ровно две задачи:
- До упора удерживать цены на старом, докризисном, уровне.
- По прохождению упора, поднимать цены плавно и по чуть-чуть, в течение года-полтора.
Как мы предполагали, это должно было снять часть проблем с наших клиентов и дать некоторую финансовую легкость их бизнесу в тяжелое время. Но все получилось несколько иначе. Текущие клиенты вообще не интересовались ростом/удержанием цен, но к нам пришел ряд новых клиентов, желающих оптимизировать расходы на IT.
Конечно же, это дало нам море идей в какую сторону двигаться дальше и следующее, чем мы занялись на практике, это оптимизация расходов на оборудование, то самое "железо", которое стоит баснословных денег если смотреть на него с одной стороны, или не стоит, если смотреть с другой.
Как экономить на оборудовании, так, чтобы не советовать покупать дешевые серверы? Решение получилось сходу. Ведь у нас были в обслуживании нагруженный сайты с большим числом посетителей (на тот момент до 2 млн посетителей в день), где мы уже экономили деньги клиентов на приобретаемое ими оборудование. В один момент большая часть серверов, живущих под нашей опекой, получила оптимизацию чуть-больше имеющейся необходимой и это уплотнило размещение сайтов и it-сервисов клиентов, чем оттягивало момент приобретения второго/третьего сервера или аренды второй/третьей/пятой vps. Как оказалось, это решило часть проблем клиентов и позволило им не сильно сосредотачиваться на IT-составляющей их бизнеса.
В течение года, после того как мы всё это начали - поток клиентов менялся. Первыми пришли те у кого финансовый вопрос уже "горел", а сервера падали раз в неделю и нужно было быстро и грамотно решить их задачи. Вторыми пришли недавно открывшиеся проекты, но имеющие сторонние инвестиции и желающие не только получить аутсорс администрирования, но и сохранить свои вложения, здесь инфраструктура строилась с нуля и в нее закладывалось не только масштабирование, но и оптимизация расходов на масштабирование. Это довольно важно, ведь если с первого дня заложить на дорогие комплектующие, то каждый следующий сервер дешевле не будет. Третьими пришли те, кто, видимо наблюдая за первыми двумя категориями, выжидали чем все закончится.
Наверное в этой статье есть только один не раскрытый вопрос, на который следовало ответить в самом начале. Откуда у сисадминов-аутсорсеров долларовая зависимость и зачем они вообще думали повышать цены? Но здесь все просто:
- Наши диски под Ваши бекапы
- Интернет-трафик на площадках с нашими серверами
- Рекламные расходы
- Расходы на ПО (в этом мире всегда будет ПО за доллары)
- Расходы "общехозяйственные" - они почти все базируются на долларе, хоть и косвенно
P.S. Сначала я воспринимал сложившуюся ситуацию, как нечто вроде "пира во время чумы" или "желания выделится на фоне конкурентов в лучшую сторону", но после, когда к нам потянулись люди, это оказалось весьма полезным нужным делом.
З.Ы. Удачи и Вам в такие разные времена!