Пара слов о продвижении. В первом квартале 2020 года почти все сети существенно вложились в интернет-рекламу. По данным DigtialBudget.ru, суммарный рост затрат составил 66% с упором на контекстную и таргетированную рекламу. В связи с пандемией расходы в марте 2020 года почти утроились и выросли на 182%. В период режима самоизоляции выросли траты и на имиджевое продвижение (баннеры и онлайн-видео).
Боли и только боли В анамнезе у фармацевтической сферы несколько факторов, негативно влияющих на бизнес.
Не определены правила игры на рынке. Закон об онлайн-торговле от 1 апреля 2020 года уже есть, а подробных правил, утвержденных правительством, еще нет. Согласно инсайдерской информации, дистанционно смогут торговать аптеки, которые имеют:
лицензию не менее одного года; более 10 точек продаж на территории РФ; сайт, где можно выбрать способ оплаты; систему электронных и (или) мобильных платежей; собственную (или договорную) курьерскую службу с технологиями термоперевозки. 2. С 1 июля 2020 года вводится обязательная маркировка лекарств. Новшество поможет отследить путь конкретной упаковки от производителя до конечного потребителя. Вот только большинство российских аптечных сетей к этому не готовы. Они не связаны между собой ни общими владельцами, ни брендом, а максимальные скидки получают за счет объема закупок, зачастую фальсифицированного. Кроме всего прочего, нововведение может повлечь за собой и рост себестоимости лекарств.
3. Из-за пандемии падает платежеспособность населения. Потребителям приходится экономить на всем и даже на лекарствах.
4. Фармспециалистов будет не хватать. В закон о дистанционной продаже лекарств планируют включить еще один пункт: доставлять на дом рецептурные препараты должны курьеры с высшим образованием. 15% фармацевтов в крупных сетях старше 60 лет, и вряд ли они захотят сделать карьерный виток и попробовать себя в роли разносчиков лекарств.
Что ожидать в 2020 году Стагнации рынка медпрепаратов в России. Хотя в марте 2020 года в аптечном ритейле продажи возросли, в апреле спрос уже значительно упал. В дальнейшем рост розничной торговли в прогнозах не значится.
Увеличения доли онлайн-продаж до 15% — более чем в два раза по сравнению с предыдущим периодом.
Вложений в интернет-маркетинг со стороны производителей вместо привычного стимулирования фармацевтов процентом от реализованных лекарств.
Нашествия непрофильных игроков с большим количеством ПВЗ. К примеру, Сбербанк и Почта России уже тестируют пилотные проекты и выходят на рынок.
Долю рынка заберут маркетплейсы с налаженной системой доставки типа Ozon и Wildberries.
На рынке по доставке лекарств на дом «свой кусок пирога» постараются «отжать» крупнейшие логисты. К примеру, «Яндекс.Такси» уже договорился с ГК «Фармаимпекс», «Горздрав», «36,6», ГК «Эркафарм» и другими аптечными сетями. У «Ситимобил» тоже большие планы в этом сегменте.
Что предпринять аптекам, чтобы увеличить свою долю рынка 1. Крупным фармкомпаниям и малым игрокам аптечного сегмента стоит в первую очередь проанализировать, насколько их сайты и мобильные приложения понятны и просты для пользователей. Даже у ключевых участников рынка встречаются неудобные приложения, требующие исправления.
2. Кроме простоты использования сайтов, для потребителя важно также качество текстов и фотографий товаров. Если своими силами освежить контент сложно, лучше прибегнуть к помощи профессионального агентства.
3. Помимо собственных ресурсов, можно разместиться и на маркетплейсе . И здесь будет первостепенно, как ваш товар представлен на онлайн-платформе , Стоит заранее позаботиться о качественном контенте, который может включать в себя и карточки товара, и фотографии, и видеонаполнение.
А если вы хотите понять, с какими трудностями сталкивается пользователь на сайте, почему уходит, то это предложение для вас. Команда «Пиком» проведет бесплатный экспресс-аудит вашей интернет-аптеки. Экспресс-аудит — это один из видов UX-исследований, который позволит вам оперативно определить типичные ошибки и ограничения сайта.
Подробности на сайте: express-audit.picom.ru