140 000 знаков и 820 макетов: как мы за месяц отстроили с нуля техпроцесс и создали под ключ карточки для 5 маркетплейсов
На проекте мы выступали в роли подрядчика. До этого уже выполняли разовые задачи по сопровождению продавцов на маркетплейсах, но такой объем контента за короткий срок мы делали впервые. Расскажем в статье, с какими сложностями столкнулись во время проекта и какие выводы сделали. Также в конце даем небольшой бонус — чек-лист по созданию карточек товаров. Он поможет вам не наступить на наши грабли.
Клиент
Заказчиком проекта выступил торговый дом «Сделано в Удмуртии». Он помогает местным предпринимателям продвигать свою продукцию на внешние рынки.
Летом 2020 года Торговый дом запустил международный маркетплейс товаров из Удмуртии UDM.MARKET. Осенью 2021 года совместно с Корпорацией развития УР наш партнер подписал с местными производителями договор об экспертном сопровождении. Среди прочих услуг он обязался создать для каждого селлера две уникальные карточки товаров и разместить их на одном из пяти маркетплейсов: UDM.MARKET, OZON, Wildberries, AliExpress, Яндекс.Маркет.
Производителей, желающих получить поддержку, оказалось много, поэтому клиент обратился за помощью к нам. Частично мы уже были в теме, так как точечно поддерживали проект UDM.MARKET с момента запуска и помогали некоторым селлерам с размещением.
Задачи
Нашей главной задачей было сделать под ключ карточки для селлеров на 5 маркетплейсах. Нам был поставлен срок в 3 недели. Для такого объема это нереалистично. Мы сразу обсудили с клиентом, что работы займут больше времени.
Создание карточек товаров было для нас относительно новой услугой. Но все работы по отдельности мы умели делать отлично: составлять семантическое ядро и создавать фото- и текстовый контент, обрабатывать снимки и делать инфографику, а также собирать лендинги, которыми по сути является рич-контент. Нам не хватало только техпроцесса, отстроенного конкретно под маркетплейсы. Но мы смогли быстро «переобуться», масштабировать производство и поставить его на рельсы.
Все задачи мы делали параллельно. Для координации действий составили сводную Google-таблицу, где собрали ссылки на ключевые документы, папки и файлы, фиксировали пройденные этапы работ и комментировали текущие задачи. Условно мы разбили все работы на 5 больших блоков: фотосъемка, создание текстового контента, дизайн, создание рич-контента, наполнение карточек. Для выполнения задачи мы привлекли своего штатного фотографа и двух специалистов на аутсорс. Расскажем, какие работы были сделаны в рамках этого этапа. Мы организовали в офисе мини-студию, где отсняли бóльшую часть товара. Некоторую продукцию фотографировали на территории селлеров. Вот несколько сложных моментов, с которыми столкнулись. 1. Мы не смогли качественно сфотографировать некоторые ювелирные украшения. Не предполагали, что для этого нужна особая подготовка: Нашему дизайнеру пришлось потратить много времени на обработку этого снимка: он тщательно убирал отражение фотографа на ювелирном золотом кресте. 2. Было сложно фотографировать бьюти-боксы. С технической точки зрения фотографии у нас выходили качественные, но совсем не продающие. Вот этот бьюти-бокс получилось снять только с 4 попытки: 3. Во время выездной фотосъемки не все компании смогли организовать нужные условия. Например, этот велосипед со светлыми серебристыми деталями снимали на фоне белой стены. 4. Процесс тормозила замена товара. К примеру, после проведенной фотосъемки селлер заменил синее пальто на красную куртку. Пришлось фотографировать все заново и переделывать макеты. 5. Порой нам привозили мятый и грязный товар. Тогда мы брали в руки утюги и отпариватели, чтобы привести его в надлежащий вид. Часть товаров (одежду) необходимо было отснять на моделях. Для этого этапа мы арендовали фотостудию и привлекли фэшн-фотографа. В качестве модели согласилась выступить наш проектный менеджер Александра, у которой был соответствующий опыт. Некоторые производители пригласили на съемку своих моделей, которые и до этого представляли их бренд. Также по просьбе партнера мы провели мастер-класс для предпринимателей и рассказали об азах предметной фотосъемки. Для этого арендовали большую студию и наняли профессионального фотографа. Многие селлеры привезли с собой товары, так что мы не только провели обучение, но и отсняли часть продукции для карточек. Таким образом убили двух зайцев. Как можно было сделать процесс эффективнее: Основные шаги этого этапа были такими. Мы получили на руки порядка 200 готовых анкет, где селлеры должны были детально описать свой товар. Но далеко не все предприниматели подробно заполнили опросники, что усложнило задачу копирайтерам и SEO-специалистам. Мы собирали семантику для текстов карточек, основываясь на данных из анкет. Когда материала не хватало и было трудно подбирать ключи, приходилось запрашивать дополнительную информацию через проектного менеджера Торгового дома. Это увеличивало сроки выполнения работ. Когда данных было много, написание «беспроблемной» карточки занимало полчаса и меньше. Если приходилось самим искать информацию, 30 минут не хватало. Плюс согласование с селлерами могло идти в несколько заходов. Это тоже увеличивало время работ. Виды контента в карточке были такими: Мы задействовали всех пишущих специалистов компании — 3 штатных копирайтеров и 2 SMM-щиков плюс добавили в команду 2 фрилансеров. Чтобы все быстро включились в задачу, техлид копирайтеров подготовила инструкцию по написанию карточек: как оформлять описание, откуда брать фактуру и прочее. Вот фрагмент: Как можно было сделать процесс эффективнее: К проекту подключились 4 дизайнера и техлид команды. В общей сложности им предстояло обработать порядка 700 фото. У ребят было несколько задач. К ней не было никаких требований и шаблонов. Дизайнер получал только написанный текст и фото продукта, сам подбирал иконки для инфографики, продумывал расположение блоков. Для некоторых товаров пришлось писать отдельные техзадания к инфографике. Например, было непросто с тем самым бьюти-боксом, который мы переснимали несколько раз. Мы загуглили информацию отдельно по всем компонентам из набора, прописали их основные свойства, нашли референс и составили техзадание для дизайнера. В итоге получились такие макеты: Все макеты для маркетплейсов проходили 4-ступенчатое согласование. Дизайнер отправлял файл техлиду, затем его ревьюил проектный менеджер с нашей стороны, после чего макет смотрел руководитель проекта со стороны Торгового дома и отдавал на согласование селлеру. Как можно было сделать процесс эффективнее: Рич-контент — это расширенное описание товара с мультимедийными элементами: изображениями, видео, инфографикой, слайдерами. Мы делали рич-контент только для Ozon и AliExpress. Дизайнер кадрировал баннеры согласно требованиям платформ, отдельный специалист занимался сборкой. На создание одного рича закладывали час, в него и уложились. Как можно было сделать процесс эффективнее: По мере готовности всех составляющих (описание товара, 5 изображений, 3 инфографики либо рич-контент) мы собирали и выкладывали карточки. На сборку закладывали 15 минут, тайминг удалось выдержать. Какие были сложности на этом этапе? Не всегда удавалось оперативно получить доступы к кабинетам. Многие аккаунты были привязаны к личным телефонам директоров, и до них было не «достучаться», чтобы узнать код доступа. К тому же часть карточек мы собирали ночью, чтобы успеть к дедлайну проекта. Но мы наладили процесс, и все шло хорошо, пока посреди работы, в самое пекло проекта, наш контент-менеджер Настя... не вышла замуж. Так как контент-менеджер у нас один, мы попали в нелегкую ситуацию, но сумели быстро найти выход. Для сборки карточек подключили студентку нашего образовательного проекта «Летняя кухня». Она успешно справилась с задачей и собрала для публикации порядка 100 карточек, это где-то 70% от общего числа. Как можно было сделать процесс эффективнее: Мы вовремя подключились к проекту, научились быстро и качественно делать контент для маркетплейсов и помогли нашему партнеру сдать работы в срок. Но более значимо было то, что с нашей помощью удмуртские производители смогли успешно представить свою продукцию на рынке. Положительная обратная связь от производителей была очень важна для нас. В настоящее время мы сотрудничаем с Торговым домом еще более тесно: помогаем производителям снимать видео для маркетплейсов и осваиваем новые виды фотосъемки. В дальнейшем планируем «отшлифовать» новую услугу по комплексному созданию контента для маркетплейсов и добавить ее в перечень наших основных продуктов. А вот и обещанный чек-лист. Пригодится тем, кто хочет делать контент для карточек товаров самостоятельно. Если у вас нет времени или опыта, обращайтесь к нам — сделаем все за вас. 1. Помните, что самое главное в онлайн-продажах — максимально грамотно визуализировать товар. Страх покупателей получить «кота в мешке» снимайте с помощью качественных фото и видео, подробного описания продукта. 2. Не бросайтесь сразу фотографировать товары. Сперва почитайте требования маркетплейсов. На разных площадках они разнятся. Вот инструкции к заполнению карточек на Ozon, Wildberries, AliExpress, Яндекс Маркет, Udm.Market. 3. Ищите референсы. Насмотренность поможет сэкономить время на поиски лучшего ракурса вашего товара. 4. Изучите азы предметной фотосъемки и запаситесь качественным оборудованием (камерой, штативом, студийным светом, лайтбоксами) либо наймите профессионального фотографа. Час съемки будет стоить от 1000 до 3000 рублей. 5. На каждый товар (или группу идентичных товаров) подготовьте ТЗ в соответствии с требованиями маркетплейсов. Укажите, если нужно снять упаковку товара или крупным планом сфотографировать некоторые детали. 6. Для обработки фотографий можно использовать популярные графические редакторы типа Photoshop, Lightroom. 7. При подготовке текстов для карточек, помимо стандартного описания, опирайтесь на вопросы: 8. Тексты должны быть уникальными. Проверить это помогут сервисы text.ru, content-watch.ru, antiplagiarism.net, advego.com. 9. Изучайте требования маркетплейсов к объемам текстов. К примеру, на Wildberries описание товара должно укладываться в 1000 символов. 10. Для рич-контента готовьте отдельные материалы, которые не будут перекликаться с фото и описанием товара в карточке, читайте требования онлайн-площадок. Например, добавить рич-контент на Ozon поможет подробная инструкция. 11. Не забывайте о локализации. Если продаете товар на внешний рынок, переведите на иностранные языки весь контент — от описания товара до видео и инфографики.

Фотосъемка
Предметная съемка



Модельная съемка

Мастер-класс по предметной съемке

Выводы по этапу «Фотосъемка»
Текстовый контент
Анкетирование
SEO-оптимизация
Создание контента

Сложных моментов было несколько. К примеру, нужно написать про салфетку, информации о товаре нет, а необходимо выдать текст на 2000 знаков. Что мы делали? Искали информацию, смотрели описание аналогичных товаров и сценарии использования, писали по JTBD-методу. Либо при согласовании заказчик убирал из текста ключи. В таком случае приходилось возвращать ключи обратно и объяснять ему, для чего они нужны.
Выводы по этапу «Текстовый контент»
Дизайн
Обработка и кадрирование фото под требования маркетплейсов

Порой были сложности с цветопередачей. Например, мы снимали на модели комбинезон, который давал блики и отражал абсолютно все вокруг. Золотистый в оригинале, на фото он вышел серебристым, потому что стены в фотостудии были белыми. Пришлось вручную менять на макетах цвет комбинезона, чтобы он соответствовал реальному.

Создание инфографики


Выводы по этапу «Дизайн»
Рич-контент

Выводы по этапу «Рич-контент»
Наполнение карточек
Мы, конечно, были очень рады за Настю. Она заранее предупредила нас о своих планах, и мы уже понимали, что не закончим проект к ее свадьбе. Поэтому пришлось решать вопрос с заменой.
Выводы по этапу «Наполнение карточек»
Результаты и выводы по всему проекту
Как создавать карточки товаров на маркетплейсе