Главное Свежее Вакансии   Проекты
153 1 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Три «не» в разговоре автора с заказчиком

Статья будет (надеюсь) полезна авторам, которые работают не по техзаданию или стандартному брифу, а общаются с заказчиками напрямую, предпочитая получать информацию в виде ответов на свои вопросы. Предполагается, что вы сами знаете, какие вопросы надо задавать. Эту тему мы не трогаем, мы сегодня коротко о нюансах. Которые важны и способны как облегчить, так и затруднить работу. Заказчикам статья может помочь оценить степень адекватности автора, с которым они планируют работать.

1. Не задавайте закрытые вопросы

b_5a60dc7482f19.jpg

Есть ключ — входи, нет — проваливай. Небогатый выбор

Вопросы делятся на закрытые и открытые. Закрытый вопрос предполагает ответы типа «да», «нет», «наверное» или уже содержит в себе вариант ответа: «вам дыню или тыкву?» Для нас закрытые вопросы плохи тем, что мы заведомо ограничиваем варианты ответа и «домысливаем» обстоятельства за собеседника. Это может помешать ему рассказать то, что он хотел.

Открытые вопросы задавать не всегда просто, тут помогает механический прием — начинать с вопросительных слов: как, что, кто, когда, почему.

«Почему» — вообще волшебное слово. Приучите себя на любое «нет» автоматически спрашивать «почему?» и будет вам счастье.

— Нет, это дорого.

— Почему вы думаете, что это дорого?

— У других дешевле.

— А как думаете, почему у других дешевле?— Возможно, они тратят меньше времени на подготовку или быстрее пишут.— А что может случиться, если потратить меньше времени на подготовку и написать быстро?

— Результат может быть хуже.

Конечно, не все наши вопросы должны быть открытыми. Закрытые подойдут, чтобы, например, зафиксировать договоренности:

— Значит, мы договорились, завтра я выставляю счет и вы его оплачиваете до среды?

— Да.

2. Не старайтесь казаться умнее

b_5a60dcca35685.jpg

Вокруг сотни способов самоутвердиться, вам точно обязательно изображать из себя самого умного именно сейчас?

Это, к слову, одна из причин нашей любви к закрытым вопросам — мы хотим показаться умнее и дать понять собеседнику, что разбираемся в предмете разговора. К сожалению, эта привычка остается с нами и тогда, когда наша главная задача — дать высказаться собеседнику максимально подробно.

— Как работает ваш бизнес, откуда приходит основная часть дохода?

— Ну, у нас транспортная компания…

— Понятно, возите грузы и, наверное, основные деньги от постоянных заказчиков. У меня у друга такая же фирма, он говорит, больше половины дохода от таких клиентов. Правда, сейчас кризис, всем тяжелее стало…

— Нет, у нас парк катафалков, мы сейчас на подъеме.

3. Не стесняйтесь

b_5a60dd6a397ed.jpg

В это нелегко поверить, но у людей масса способов проводить время помимо обсуждения наших персон

Всё та же проблема — мы стесняемся задавать много вопросов, нам некомфортно спрашивать. Мы лучше промолчим, если недопоняли что-то, на наш взгляд, простое, чем переспросим.

Первокурсников журфака раньше отправляли на улицу, к людям «простых» профессий: дворникам, продавцам кваса или газетного киоска. Задачей было взять интервью о профессии, задав не менее 50 вопросов.

Признаюсь, мы обычно «ломались» вопросах на 30, остальное потом дописывали «из головы», но и этих 30 хватало, чтобы навсегда понять: люди охотно рассказывают, если их спрашивать с интересом.

Если всё же стесняетесь — «постелите соломки», сразу предупредите, что станете задавать много вопросов, многие из которых могут показаться глупыми. Как правило, вас успокоят и скажут, что все понимают, не переживайте.

Самое главное

В подавляющем большинстве случаев мы относимся к себе слишком трепетно. И мы удивительно мнительны при этом. Между тем, правда в том, что все наши клиенты — поголовно! — эгоисты, которые думают о себе больше, чем о нас. И им нет до нас дела вне рамок той задачи, которую они хотят нам поручить.

Им и в голову не приходит оценивать нас, нашу манеру говорить, им наплевать, как мы выглядим и что думаем по вопросам мироздания.

Они не стараются подметить наши «косяки», чтобы обсудить их за семейным ужином. Это всё наши собственные демоны-тараканы.

Не напрягайтесь по поводам, которые этого совсем не стоят — это будет четвертый совет.

+1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Популярные за неделю
Показать следующие
Комментарии
Первые Новые Популярные
Степан Зайцев
Классная статья) Опытные авторы уже сами знают, что если не следовать подобным правилам, на выходе получится некачественный продукт.
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать
Прямой эфир