Однажды мне позвонил товарищ — он сделал заказ на паркет, но за месяц так его и не получил. Я еду в офис, узнаю детали — проблема за 2 недели решается. Но появляется новая — я начинаю сомневаться в чистоплотности Виктора.
И не зря. Оказалось, что партнер вытаскивал деньги из оборота на нужды под исполнение какого-то большого контракта, который так и не состоялся. Мы попали в ситуацию, когда скопилось невероятное количество неисполненных обязательств перед клиентами. А денег на обеспечение контрактов не было.
Я получил не только финансовые потери, но и репутационные — ведь рекламировал бизнес среди друзей, коллег, партнеров.
Вместе с Борисом и при помощи юристов мы вышли из ООО, при этом взяв все долговые обязательства на себя. Их впоследствии помогли исполнить ребята из другой компании. Это дорого обошлось мне в денежном и эмоциональном плане.
А мою долю в итоге выкупил Борис. Сегодня это компания с оборотом в 250 млн рублей.
Виктор в итоге нарвался на людей, которые не стали прощать мошеннические схемы, и подали на него коллективный иск в суд. Он получил тюремный срок.
И каков урок? Нельзя оголтело верить всему. Нужно обязательно договориться с будущим партнером, кто за что отвечает и в каких процентных соотношениях. Я этого не сделал, и в первый же кризис договоренности посыпались. Нельзя идти в предпринимательство без подушки безопасности. Запас денег на 6-12 месяцев жизнь — обязательный минимум. Особенно если ты семейный человек. Если бизнес начнет умирать, тебе нужно:— От 3 месяцев, чтобы его закрыть без репутационных потерь среди сотрудников, клиентов, поставщиков.— От 2 месяцев, чтобы найти работу или новый источник дохода.
А еще закрытие бизнеса грозит предпринимателю депрессией, эмоциональным выгоранием, самоедством. Эти состояния тоже требуют времени, чтобы выйти из них.
Эта ситуация и другие проекты научили меня планировать риски и видеть их издалека. Я стал жестко контролировать цифры и занялся финансовым учетом, чтобы понимать, в каком состоянии находится бизнес, видеть денежные потоки и своевременно реагировать на различные изменения.
Вот такой вот план действий при факапе:
— выяснить, откуда все началось;
— понять, почему это произошло:
— придумать решение.
Например, в начале марта банк снизил мой овердрафт с 1 млн до 10 000 рублей. Через 3 дня мне нужно оплачивать рекламу. Что я сделал? Взял свои деньги, положил на расчетный счет и оплатил контракт.
Выдерживать высокий уровень ответственности и неопределенности — моя компетенция как предпринимателя. Это именно то, что отличает собственника бизнеса от наемного сотрудника.
«Смыслы рождаются в тишине, затем транслируются рынку» К 2023 году я вышел из большинства партнерств и продал свои доли бизнесов. В этом же году запустил продюсерский лейбл «Тишина». Компания занимается продвижение экспертов в цифровых технологиях и их бизнесов — создаем контент и генерируем лиды.
Почему «Тишина»? Я консультировал компанию, которая занималась торгами по банкротству, по поводу медийности и предложил им создать сообщество для своей аудитории под названием «Тишина». Это было прямое попадание в цель. Тема банкротства — социально неодобряемая вещь. А люди в этой теме любят тишину.
Идею не реализовали, и я забрал ее себе для агентства по продвижению экспертов. Все просто. Смыслы любят тишину, их создание требует тишины внутри.
Не романтизировать предпринимательство Предпринимательство — это не легкая и романтичная история про «успешный успех» с инфоцыганских курсов. Это большие риски, огромный труд и обязательства.
Как собственник компании, в первую очередь, ты берешь ответственность за благополучие своих сотрудников, а также отвечаешь перед клиентами, партнерами и поставщиками.
Если нет опыта в предпринимательстве, не стоит сразу начинать им заниматься. Нужно окончить университет — это научит добывать знания, общаться с людьми. Далее выйти на работу, чтобы, как банально это не звучало, научиться работать и увидеть, как бизнес функционирует изнутри. Лучше выбирать компании с выстроенными бизнес-процессами. Не обязательно крупную корпорацию, подойдет стартап или малый бизнес.
Факап-подкаст — это откровенный проект о провалах в бизнесе. Мы хотим показать, как предприниматели совершают ошибки, что чувствуют, почему это происходит, как потом удается преодолевать провалы, чем такие истории заканчиваются. Мы не рассказываем, как стать предпринимателем, а показываем, как не перестать им быть, если что-то пошло не так.
Форматы и кейсы «успешного успеха» не рассказывают про реальные трудности и преодоления бизнеса. Задача подкаста — исправить это.