Какие бывают виды инвестиций в бизнес Долевое участие. В обмен на деньги инвестор получает долю в компании и становится ее участником. При долевом участии инвестор берет на себя риски наравне с основателем.
Долговое участие. Это кредит, который инвестор дает бизнесу. При долговом обязательстве предприниматель и партнер договариваются, в какой срок и с какими процентами владелец фирмы вернет деньги инвестору.
Конвертируемый заем. Смешанный вариант долевого и долгового участия. Если предприниматель в оговоренный срок не сможет вернуть долг инвестору, он отдает партнеру долю в компании.
Как узнать, когда бизнесу нужны инвестиции Есть пять стадий, когда нужно привлекать деньги инвесторов.
1. Посевная стадия. На этом этапе есть только идея. Предприниматель привлекает деньги, чтобы собрать команду и протестировать гипотезы.
2. Стартап. Деньги инвестора помогут создать продукт и вывести его на рынок. На этой стадии должны начаться первые продажи товара или услуги.
3. Расширение. Дополнительные средства нужны для наращивания производства продукта, увеличения команды и формирования стратегии продвижения товара на рынке.
4. Рост. Когда компания прошла точку безубыточности и начала приносить прибыль, инвестиции нужны на расходы по продвижению продукта, например, для вложения в рекламу.
5. Зрелый рост. Деньги инвестора помогут укрепить позиции компании. Например, можно покупать мелких конкурентов, чтобы быстрее увеличивать долю на рынке.
Как понять, сколько инвестиций нужно привлечь в компанию Чтобы рассчитать необходимые вложения, необходимо построить финансовую модель . По документу будет видно, какие прогнозируются доходы и расходы компании, и когда бизнес начнет приносить прибыль. На примере видно, что бизнес начнет окупаться на девятом месяце после запуска, и в него необходимо инвестировать 1,4 млн рублей
Финансовую модель нужно рассчитывать с учетом рыночных тенденций и различных сценариев.
Как подготовить бизнес к привлечению инвестора Создать MVP. Это минимально жизнеспособный продукт. Например, это может быть программа, в которой работают только основные функции. MVP поможет понять, готовы ли клиенты покупать этот продукт.
Провести CustDev. CustDev поможет понять, сможет ли продукт решить проблему покупателя, а, значит, будут ли они покупать этот товар или услугу.
Подготовить презентацию. В ней нужно коротко описать бизнес-план, например, указать целевую аудиторию, проблему, которая у них возникает и как продукт решит эту боль.
Также в документе нужно добавить основные данные с финмодели, например, сколько денег нужно инвестировать, на какой срок, как будет расти доход и прибыль компании.
Чтобы грамотно построить финмодель, обратитесь к специалистам ПланФакта . Они пропишут все возможные статьи доходов и расходов и спрогнозируют динамику и изменения выручки и прибыли.
Где искать инвестора Нетворкинг. Можно вступить в бизнес-клуб и там познакомиться с предпринимателями, которые захотят финансировать проект или дадут контакты инвесторов. Например, у банка Точка есть сервис Точка Нетворк , в котором предприниматели находят бизнес-партнеров.
Инвестиционные фонды. Они дают деньги компании в обмен на часть ее доли. Фонды могут быть государственные и частные, например, ФРИИ и Фонд Прямых Инвестиций .
Бизнес-акселераторы. Это платформы, в которых эксперты помогают компаниям быстрее расти и развиваться. Среди наиболее известных бизнес-акселераторов — SBER 500 .
Инвестиционные платформы. С помощью этих сервисов, компании занимают деньги у инвесторов под определенный срок и процент. Один из примеров инвестиционных сервисов — JetLend .
Главное о привлечении инвестиции в бизнес Инвестор может дать деньги в долг, чтобы потом заработать на процентах, или вложиться в компанию и получить в ней долю.
Чтобы понять, сколько денег и на какой срок нужно взять у инвестора, предпринимателю необходимо рассчитать финансовую модель своего бизнеса.
Чтобы привлечь деньги инвестора, компании нужно сделать минимально жизнеспособный продукт, получить обратную связь от клиентов о востребованности товара или услуги,создать презентацию с описанием основной информации о бизнесе.
Инвестора можно найти в бизнес-клубах или предпринимательских онлайн-сообществах. Также компании могут обратиться за деньгами в инвестиционные фонды и платформы.
Еще больше материалов о ведении бизнеса и деньгах можно найти в телеграм-канале и блоге ПланФакта .