Рынок DIY весной 2023 года: экспертные данные
Представители бизнес-сообщества и профильные эксперты продолжают пристально следить за ситуацией и стараются выработать решения, которые позволили бы нише не только выжить, но и выйти на новый виток развития. О том, что сейчас происходит в сфере отечественного DIY-сегмента, обсудили на деловом завтраке группы компаний INFOLine «Рынок DIY: повестка-2023».
Как выживает российский рынок строительных материалов? Какие факторы оказывают на нишу непосредственное влияние? И чего ждать игрокам рынка в текущем году? Об этом рассказывают эксперты трейд-маркетингового агентства «Планограмма», принявшие участие в онлайн-мероприятии.
Макроэкономические факторы
Российская отрасль строительных материалов чутко реагирует на макроэкономические факторы. Как отметил в начале делового завтрака Иван Федяков, основатель и глава группы компаний INFOLine, все это «существенно влияет на деятельность компаний».
На нише, в первую очередь, сказывается курс валют. В 2022 году рубль сначала существенно подешевел, но потом стремительно укрепился. Это позволило сдержать рост цен на потребительском рынке и сделать более доступным импорт. Как отмечают эксперты INFOLine, от этого внутреннее производство испытывает достаточно серьезное давление, так как зарубежные фирмы стали более конкурентоспособными.
Второй немаловажный фактор — инфляция, которая била все рекорды в прошлом году. Во втором квартале 2022-го она «подскакивала» до 25%, однако к концу года ситуация стабилизировалась. Это, конечно же, отразилось на рынке строительных материалов, который тоже «потряхивало» вплоть до конца осени. В настоящее время, по данным экспертов, цены в DIY-сегменте вернулись на уровень до февраля 2022 года.
Динамика ключевых ставок — проблема, с которой в 2022 году столкнулись многие страны мира. К примеру, в США и Европе они выросли на 4,5%, что сказалось на показателях многих компаний. Так, недавно стало известно о банкротстве 16-го по величине банка США Silicon Valley Bank, и это во многом связано с ростом ключевой ставки в Соединенных Штатах. Как отмечают эксперты INFOLine, подобная динамика сдерживает инвестиционную активность, а значит, сказывается на объемах строительных работ. И это — тревожный сигнал для рынка DIY.
Потребительский рынок в России
По итогам 2022 года произошло снижение потребительского рынка России на 6,7%. Особенно глубоко просели рынок строительных материалов — на 18%, и сфера мебели — на 36%. Как отметили эксперты, во многом это связано и психологическим состоянием населения, но также и с финансовыми проблемами. Доходы населения в прошлом году, по оценке INFOLine, снизились на 2,5%. Хотя Росстат дал другую цифру — 1,4%.
Также во время делового завтрака была затронута тема ипотеки. Было отмечено, что здесь происходят достаточно интересные изменения. В настоящее время ипотека в России развивается за счет государственных программ поддержки. Если в конце 2021 года основная часть ипотечных кредитов приходилась на коммерческие условия банков, то к концу 2022-го госпрограммы стали превалировать.
Состояние строительного сектора в РФ
По данным Минстроя, Россия в 2022 году продемонстрировала рекордный рост по вводу жилья — 102 млн. квадратных метров, и к этой цифре государство долгие годы стремилось. Однако здесь есть некоторые не очень приятные нюансы. Например, доля ввода многоквартирных домов сократилась. Кроме того, стремительно увеличивается объем непроданного жилья — порядка 40% новых квартир остаются у застройщиков. Получается, что строить в стране продолжают, а вот поведение потребителей оставляет желать лучшего.
Ситуация на рынке DIY
Российский рынок DIY снизился в 2022 году на 6-7%. Главными проблемами ниши остаются: сокращение населения и снижение доходов граждан, рост цен и дефицит стройматериалов, сокращение ввода многоквартирного жилья и ИЖС.
Эксперты INFOLine представили традиционной рейтинг лидеров рынка, и здесь произошли интересные изменения. К примеру, компания OBI, которая в начале нулевых была одним из ведущих игроков ниши, в 2022 году «проваливается» очень глубоко по объемам продаж, и понятно почему. У фирмы был достаточно долгий период простоя, кроме того, она была вынуждена закрыть несколько магазинов. А вот лидер — компания «Леруа Мерлен», выручка которой по итогам прошлого года превысила 500 млрд. рублей. Однако тут тоже не все однозначно. Впервые с того момента, как фирма вышла на российский рынок, она не открыла ни одного магазина в 2022 году в РФ. На втором месте рейтинга — компания «Петрович». Как отметили эксперты, фирма неплохо развивается, хотя темпы роста заметно замедлились. А вот лидером по темпу роста стала компания «Все инструменты», которая в прошлом году отрыла 20 магазинов и пунктов выдачи товаров.
В исследовании было отмечено, что все большую роль начинают играть онлайн-игроки: «Озон», «Яндекс.Маркет» и другие. Отрасль DIY стремительно трансформируется, и омниканальность становится ключевым трендом. Российские маркетплейсы сегодня растут быстрее, чем традиционные сети. Динамика их выручки по итогам прошлого года составила порядка 20%, в то время как у DIY-магазинов всего 11,9%.
Оценки игроков рынка
Во время делового завтрака свои оценки ситуации, сложившейся на рынке, дали представители бизнес-сообщества.
Как рассказал Юрий Ковтун, генеральный директор российского представительства компании Cersanit, сегодня производство большинства категорий строительных материалов, включая, например, газобетон, сухие строительные смеси, изоляция, упало на 5%. Есть и более серьезные падения. Так, производство «белой» сантехники снизилось на 15-20%, и это связано с серьезными проблемами в сфере обеспечения индустрии сырьем. По словам эксперта, Cersanit также стал меньше производить. Компания имеет определенные проблемы с поставками сырья и обеспеченностью оборудованием и софтом. «В 2023 году рынок будет очень тяжелым. Мы постоянно общаемся с застройщиками, и они говорят, что объемы строительства нового жилья сократится на 15%», — рассказал Юрий Ковтун.
Основатель компании «ВсеИнструменты.ру» Виктор Кузнецов отметил, что его компания 2022 год завершила с хорошими результатами — рост выручки составил 53%. По его словам, главным фактором успеха стало то, что компания, несмотря на ситуацию, продолжила инвестировать как в инфраструктуру, так и новые технологии. В текущем году политика онлайн-гипермаркета не изменится. Компания планирует рост прибыли не менее 50%, а также занять более прочное место в сегменте DIY.
Илья Адамский, руководитель макрокатегории «Строительство и ремонт» Avito, рассказал, что в целом, 2022 год для интернет-сервиса сложился неплохо — его выручка выросла на 30%. Эксперт отметил, что последние исследования компании показывают, что продавцы онлайн-площадки смотрят в будущее с оптимизмом.
Проблема контрафакта на рынке
Отдельно участники делового завтрака остановились на проблеме контрафакта.
Как рассказал Илья Адамский, в Avito есть специальное подразделение, которое работает с обращениями правообладателей. Если происходит что-то незаконное, то руководство компании предпринимает соответствующие меры. «Понятно, что этого недостаточно, поэтому мы сейчас активно развиваем систему рейтингов и отзывов. Просим всех покупателей писать о случаях, когда они сталкиваются с контрафактом. Эта репутационная система, в рамках которой мы планируем меньше показывать объявления таких селлеров», — пояснил Илья Адамский.
По мнению Виктора Кузнецова, масштаб проблемы контрафакта сильно преувеличен. «Пока системной работы в этом направлении мы не проводим, но внимательно следим за обратной связью от бизнеса», — подчеркнул он.
Препятствия для развития и пути решения
Одной из ключевых тем делового завтрака стало обсуждение тех трудностей, с которыми сегодня сталкивается бизнес.
INFOLine ранее провел опрос среди представителей нишевых компаний. Более 43% респондентов на вопрос о том, что больше всего сегодня мешает развитию, ответили — недостаточный покупательский спрос. 29% опрошенных посетовали на нехватку квалифицированных кадров. 26%, и это новый фактор, указали на проблему с закупками сырья.
Также опрашиваемых спросили о мерах поддержки, которые могли бы помочь рынку. 78% респондентов ответили, что необходимо стимулировать спрос со стороны конечных потребителей. 36% опрошенных пожелали снижения налогов и сборов. 26% респондентов остановили свой выбор на снижении процентных ставок по кредитам.
«В этом году себестоимость будет расти, и в какой-то момент нам придется это компенсировать ростом цен. В связи с укреплением рубля российским производителям будет непросто конкурировать с иностранными компаниями. Например, появились китайские унитазы достаточно хорошего качества, и отечественным фирмам непросто с ними конкурировать. Возможно, каким-то компаниям даже придется уйти с рынка», — отметил Юрий Ковтун.
А вот Виктор Кузнецов считает, что 2023 год может сложиться вполне неплохо: «Конечно, есть рост цен, но здесь важен баланс. И понятно, что те игроки, которые будут не перегибать с ценами, имеют больше шансов для того, чтобы освоить наибольший объем рынка».
Оценки экспертов имеют большое значение, но рынок — организм живой, способный преподнести немало сюрпризов. Поэтому как на деле сложится текущий год для ниши DIY — покажет время.