Retail Week 2023: тренды, перспективы, новые вызовы
Чего ожидать крупным торговым сетям и небольшим магазинам обсуждали эксперты IX Международного Форума бизнеса и власти «Неделя Российского Ритейла». Аналитики трейд-маркетингового агентства «Планограмма» также внимательно изучили последние веяния.
О форуме
Главные организаторы Retail Week 2023 — Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, а также Российская ассоциация экспертов рынка ритейла. Это крупнейший отраслевой форум в России. В девятый раз на одной площадке опытом поделились специалисты в различных направлениях этого сектора экономики. Нюансы работы, сложности и возможные решения обсуждали представители в сфере потребительского рынка, менеджеры федеральных и региональных торговых сетей и маркетплейсов, а также производители и поставщики разнообразной продукции. В общем, собралась вся цепочка от производителя к потребителю в одном месте и в одно время.
В течение недели участники форума посетили более 100 деловых мероприятий, в ходе которых обсудили главные тренды 2023 года для ритейла, а также актуальные вопросы развития в сложных экономических условиях.
Ритейл в новом мире
По оценкам экспертов, в ближайшее время Россия может оказаться в своеобразном анклаве, где будут находиться такие разнообразные страны, как Индия, Китай, Иран, Пакистан, Афганистан, СНГ и Ближний Восток. Кризис, который, вполне ожидаемо, разгорается сейчас в Европе, в течение следующих трех лет, приведет к тому, что страны, которые смогут его пережить, будут разделены между несколькими анклавами, которые будут очерчены географически и политически.
Анклав России, отмечают аналитики, будет одним из самых больших по населению, ресурсной базе и технологической вооруженности. Для отечественного ритейла это однозначно благоприятный прогноз. Сейчас самое время обратить внимание на Индию, которая затмит по своему развитию Китай и станет новым лидером во многих областях.
Цифровизация ритейла
Однако технологический прогресс, который с середины 60-х разгонялся финансовыми вливаниями из стран Запада в страны Азии уже сегодня сильно замедлится, и на смену ему идет экономика цифровой оптимизации и прибыли с умеренной долей инноваций.
Это означает, что ритейлу придется искать новые формы перемещения, продвижения и продажи товара. В том числе придется внедрять новые решения по складской оснастке, чтобы оптимизировать и автоматизировать бизнес-процессы, различные технологические решения по учету.
В торговле наступает эпоха изменений, которой не было на протяжении последних ста лет. Как результат перехода к форме материально-цифровой экономики, сократится число стартапов, а в ритейле вырастут издержки на модернизацию оборудования.
Ритейлеры будут использовать большие данные и аналитику для более точного понимания потребительского поведения, улучшения понимания предпочтений потребителей и разработки персонализированных решений.
Новый технологический уклад также может привести к росту производственного травматизма на складах электронных торговых площадок, поскольку уровень автоматизации процессов там наиболее низок и, напротив, высока доля ручного труда, вкупе с ростом популярности интернет-магазинов, сборка мелких разноплановых заказов будет занимать все больше трудозатрат. Уже сейчас обсуждаются решения о возможности выделения этих площадок в отдельную категорию, где будут усилены меры безопасности, что может привести к замедлению процессов сборки заказов, понижению эффективности этого бизнеса и более интенсивному развитию роботизированных складов.
Как интернет повлияет на ритейл в ближайшие годы?
Интернет сам по себе становится все дороже. С одной стороны, для управления информацией нужны ресурсы и технологии, мировой дефицит которых уже сегодня начинает нарастать. Сказывается геополитическая напряжённость в «Тайваньском вопросе». Дефицит оборудования и удорожание логистики может увеличить издержки телекоммуникационных компаний, которые поставляют услуги связи, что повлечет повышение тарифов, отказ от бесплатных сервисов, за счет чего сейчас развивается реклама. Однако, есть риск, что эти каналы начнут приносить меньшие охваты и рекламодателям придется искать новые площадки. Скорее всего, это будет процесс симбиоза онлайн и оффлайн каналов, которые ритейл будет использовать вместе для максимизации продаж и удобства покупателей. Аналитики и эксперты склоняются к тому, что скорее всего, будут внедряться и развиваться игровые элементы в маркетинге и продажах, чтобы привлекать и удерживать клиентов.
В итоге, изменения, которые произойдут в ближайшее время, приведут к тому, что ритейлу и другим отраслям придется искать новые формы развития и оптимизации бизнес-процессов. Некоторые из этих изменений могут оказаться благоприятными, но другие могут привести к серьезным вызовам.