Главное Авторские колонки Вакансии Образование
496 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Особенности мерчандайзинга в книжном магазине

Книга как товар обладает определенными особенностями. Она не является продуктом повседневного спроса и чаще приобретается человеком спонтанно. Для того чтобы спрос на книгу рос, нужно грамотно использовать инструменты мерчандайзинга.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Главной задачей выкладки книжной продукции является привлечение к ней повышенного покупательского внимания. Соблюдение определенных правил позволяет торговым точкам выгодно позиционировать книги, способствовать повышению спроса на них. О том, как этого добиться, рассказывают эксперты трейд-маркетингового агентства «Планограмма».

Книга все так же востребована

Несмотря на санкции и непростые экономические условия, книжный рынок в России продолжает развиваться. Игроки рынка не только увеличивают продажи, но и активно развивают сервисы, внедряют новые технологии.

По исследованиям Российской книжной палаты, в 2022 году в стране было издано более 390 млн книг, что на три миллиона больше, чем в 2021. В то же время в издательской группе «Эксмо-АСТ» подсчитали, что продажи книг в 2022 году увеличились на 10%.

Таким образом, книга по-прежнему остается востребованным товаром. А чтобы продажи росли, требуется грамотный мерчандайзинг.

Грамотная организация торгового пространства

Главная задача мерчандайзинга в книжном магазине — добиться того, чтобы человеку было максимально комфортно передвигаться и знакомиться с продукцией. Покупателю не должны мешать ходить по залу ни стеллажи, ни тумбы, ни прочее торговое оборудование. Он должен быстро находить то, что ищет.

Также важно, чтобы покупательские потоки не схлестывались на подходах к кассе и выходу. Для этого в книжном магазине нужна хорошая навигация, заметные названия разделов.

Сегодня магазины книг, как правило, не имеют протяженных схожих друг с другом рядов. Однообразие наводит скуку на клиента, и он может принять решение покинуть торговую точку. Поэтому важно, чтобы помимо основного торгового оборудования в магазине имелся всевозможный информационно-развлекательный конвент: красивые указатели, яркие вывески.

Стоит особое внимание уделить и вопросу зонирования. Отдельно можно оформить полки с научной литературой, русской классикой, мировой прозой, детской литературой, фантастикой, другими жанрами. Четкое тематическое оформление — правильное решение мерчандайзинга книжного магазина.

Еще один важный нюанс, который необходимо учитывать в книжном магазине — посетители могут проводить у полки достаточно много времени, рассматривая то или иное издание, а это значит, что пространства должно хватать для того, чтобы покупатели не толкали друг друга локтями.

Нюансы выкладки продукции

Выкладка — важный инструмент продвижения товара, которая напрямую влияет на продажи. Главная задача сделать так, чтобы продукция максимально приблизилась к покупателю. То есть он должен узнать о книге все, что его интересует: жанр, цену, качество печати, иметь возможность прочесть аннотацию. Это позволит посетителю изучить товар и сделать правильный выбор.

Отдельно следует отметить наиболее популярные книги. Их размещают сразу у входа или в прикассовой зоне. Как показывает практика, такие товары быстро привлекают покупательское внимание и хорошо продаются.

Если говорить о дорогих изданиях, их продвижение должно быть максимально ярким и запоминающимся. Здесь монотонность и скучная подача категорически неприемлемы.

Часто в магазине книги размещаются по зонам. Они могут быть скомпонованы по тематической принадлежности или в алфавитном порядке.

Обычно посетители в торговых точках идут по залу против часовой стрелки. Чтобы обратить внимание покупателя на специальную литературу, ее размещают на стеллажах у стен. Художественную литературу лучше выкладывать в центре.

Тематическое оформление зала должно быть гармоничным. Например, если идут полки с русской классикой, то вслед за ними можно предусмотреть полки для прозы, поэзии.

Иногда в книжном магазине можно «играть» с выкладкой по гендерному принципу. Например, отдельно организовать для дам тематическую зону с кулинарными изданиями или по домоводству. Мужчины обязательно заинтересуются книгами, которые посвящены охоте или рыбалке.

Необходимое торговое оборудование (ТО)

Ни один магазин не может обойтись без торгового оборудования. Но важно не только знать, какое ТО приобретать, но и как его грамотно размещать в зале.

Так, в книжном магазине высокие стеллажи необходимо расставлять вдоль стен по периметру, а низкие — по центру. В таком пространстве читателю будет удобней взять заинтересовавшую его книгу. Поэтому торговое оборудование готовится с учетом среднего человеческого роста.

Также важно, чтобы в зале было хорошее освещение. Если читателю придется напрягать зрение для того, чтобы увидеть то, что написано на обложке книги, в следующий раз он просто не захочет прийти в эту торговую точку.

Книга — это не товар повседневного спроса, но она остается одной из важных потребностей. Несмотря на конкуренцию со стороны диджитал-продуктов, ее место в человеческой корзине покупок еще долго будет оставаться незыблемым.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.