Как распознать фейк: рекомендации и примеры PRNEWS.IO
Мы в PRNEWS.IO задумались над этой проблемой и решили поделиться собственным опытом — подготовили ряд советов, как не стать жертвой информационного обмана, пообщались со специалистами и подобрали ряд интересных кейсов на эту тему.
Почему фейк — это опасно
Главная опасность инфолжи в том, что ее задача — вызвать негативные эмоции: гнев, страх, зависть и пр.
Целей у фейков много: незаслуженная популярность, устранение политических или бизнес конкурентов. Плохо, что технологии играют на руку тем, кто распространяет ложь, так как скорость распространения информации позволяет сделать фейк общедоступным за считанные минуты.
Много паники навел коронавирус и, конечно, этим тут же воспользовались. Так, в Великобритании после слухов о том, что болезнь распространяют новые вышки 5G, испуганные местные жители бросились жечь дорогостоящее оборудование. Были также новости, что Covid-19 активно переносят кошки, а для лечения лучше всего подходит водка: ее стоит не только пить, но и дышать спиртными парами через маску и орошать на ночь постель.
Согласно исследованию Pew Research Center, жители США считают ложь опаснее расизма, терроризма и неприятностей, которые приносят нелегалы. Ничего странного, ведь очень часто эти вещи становятся прямым следствием фейков.
Почему люди продолжают принимать фейки за чистую монету
Гитлер в «Моей Борьбе» определял большую ложь, как ложь настолько огромную, что никто не поверит в то, что кто-то может так бесстыже обезобразить действительность. И нацисты (да и не только они) наглядно продемонстрировали эффективность фейков, как инструмента влияния на массы. Эти методы некоторые страны используют и сейчас.
Тем более большая ложь лучше работает, чем более авторитетное лицо ее транслирует. Фейк отлично работает, когда его регулярно и активно тиражируют и играют при этом на негативных эмоциях. Как ни странно, но люди часто верят в полнейшую чушь. Если не все, то очень многие...
Как отличить ложь
Несколько месяцев назад мы провели исследование и выяснили, что среди наших респондентов (а это журналисты, маркетологи, пиарщики, бизнесмены), новостям в СМИ доверяют 57%, а перепроверяют информацию около 43%. Это неплохо.
К признакам, по которым не стоит доверять сообщению, опрошенные относят:
- отсутствие источника новости;
- слишком эмоциональные и гиперболизированные заголовки;
- сомнительные домены сайтов, которые публикуют резонансные сообщения (rsfjord.ru, regiondv.com или gazetenka.com), о которых молчат ведущие СМИ;
- отсутствие связи с сайтом: нет контактов редакции или аккаунтов в соцсетях;
- отсутствие автора;
- однобокая подача материала и попытка навязать свою точку зрения;
- сомнительная актуальность фактов и изображений.
Источники, авторство, подлинность картинок
Скорее всего материал окажется фейком, если в нем отсутствует ссылка на первоисточник, а в качестве авторов подаются некие безымянные «специалисты», «ученые» или «инсайдерская информация». Если источник или автор есть, стоит поискать информацию о нем в СМИ, заслуживающих доверия.
Возвращаясь к теме коронавируса, можно вспомнить массу новостей в медиа России, Казахстана и других стран о том, что дезинфицирующие вещества от коронавируса будут распылять с вертолетов. После этого СМИ пришлось опровергать этот фейк: https://www.mk.ru/social/2020/03/17/v-moskve-oprovergli-raspylenie-dezinficiruyushhikh-sredstv-s-vertoletov.html.
То же самое касается не только текстов, но и изображений. Если есть сомнения в том, что фото фейковое или не имеет отношения к сообщению, его достоверность можно проверить с помощью Who stole my pictures, Tineye или Google.Картинки. Туда можно добавить ссылку на нужную картинку и поискать ее первоисточник.
Слишком много эмоций
«Шок-контент!», «Мы скоро умрем!», «Земле осталось жить считанные дни!» — такие заголовки на страницах изданий или в соцсетях привлекают внимание, но почти в 100% случаев их задача — просто привлечь внимание и заставить зайти на сайт. В самой публикации обычно ничего нет, а если и есть, то ничего значительного.
Хуже, если под эмоциональным заголовком размещена еще и фотография, которая вызывает гнев, злость, страх или другие отрицательные эмоции (очень хорошо об этом — в подборке https://yablyk.com/635857-fake-news-photos-photoshop/).
Нужно помнить, что принцип качественной журналистики — не вызвать эмоцию, а максимально непредвзято рассказать о событии, подробно подать информацию. Это касается также трагедий и прочих неприятностей.
Однобокая подача материала
В разных СМИ одну и ту же новость могут подать абсолютно по-разному. Все зависит от того, чью сторону поддерживает редакция (или автор). Как правило, четкая поддержка одной из сторон конфликта (если есть конфликт) — это либо «заказуха» либо манипуляция.
В качественном журналистском материале будут раскрыты обе точки зрения на проблему. Профессионал не примет ничью сторону и подаст сообщение предельно полно и нейтрально.
Подозрительный домен
Доверять стоит медиа национального уровня, информагентствам и официальным источникам. Например, в июне Медиалогия опубликовала рейтинг наиболее цитируемых рос-СМИ.
Возвращаясь к теме коронавируса, информацию о нем стоит мониторить на сайте Министерства здравоохранения, но никак не по ссылкам на сомнительные статьи с кричащими шокирующими заголовками в соцсетях.
Если адрес сайта, опубликовавшего новость, вызывает сомнение, не будет лишним поискать первоисточник. Если его нет, а домен вы встречаете впервые, это, скорее всего, фейк.
Помните: даже самое шокирующее сообщение не должно вызывать у вас панику. Если прочитали что-то слишком эмоциональное, успокойтесь. Стоит избавиться от привычки постить в соцсетях все, что вы прочитали, и вырабатывать в себе другой, более полезный навык: анализировать информацию. Для собственной безопасности и внутреннего равновесия. Надеюсь, что наши рекомендации помогут не переживать по любому фейковому поводу!