Как организовать PR небольшому бизнесу: 5 ключевых правил
PR нужен всем
Считается, что малый бизнес, зажатый в расходах на рекламу, вынужден использовать буквально пару каналов для продвижения, и точно не может себе позволить такую роскошь, как PR, как будто специально созданный для мегакорпораций и звезд.
Неправда! Если подходить к процессу грамотно и работать только с теми каналами, на которых сосредоточена ваша аудитория, продвижение будет, бюджета хватит, а клиенты придут.
Ситуация: небольшая локальная кофейня, салон красоты или барбершоп расширяется до маленькой сети, открывает новое заведение и хочет рассказать об этом. Конечно, сообщение с анонсом появится в Instagram, Facebook и других доступных каналах, которые, как правило, ведет сам владелец. Об этом узнают все знакомые и родственники и порадуются бабушка и мама. Но как рассказать об этом, например, всему городу сразу?
Очень просто — обратиться к специалистам. Так, контент-маркетинговая платформа PRNEWS.IO создана специально для того, чтобы помогать бизнесу получать публикации в СМИ любого уровня по всей планете, в том числе, и в вашем городе.
На сайте платформы легко отфильтровать медиа по стране или населенному пункту, а также по цене и тематике. Разбег стоимостей публикации СМИ, представленных в каталоге платформы, позволит «влезть» даже в самый ограниченный бюджет.
А зачем PR молодой компании, которая только что открылась?
PR — это взаимоотношения бизнеса или личности с общественностью, то есть, со всеми людьми вообще. И это относится к любым компаниям или заинтересованным в пиаре персонам, независимо от их масштаба и значимости.
Имидж или репутация компании начинают формироваться с момента ее открытия (иногда даже раньше) и напрямую влияют на то, как к компании будут относиться в будущем и насколько ей будут доверять.
Запустить несколько PR-активностей, которые будут работать многие годы, совсем несложно. Для этого не нужно нанимать сторонние компании. Собственных сил и навыков хватит, чтобы:
- завести аккаунты в соцсетях и мессенджерах;
- добавить данные о компании на Google-карты;
- зарегистрироваться в Google Мой бизнес и добавить туда информацию о товарах.
Конечно, на то, чтобы вести соцсети, нужно время, но это точно не отнимет у вас все ресурсы. Кроме того, именно благодаря соцсетям клиенты будут узнавать о ваших нововведениях, новинках ассортимента и важных событиях. Для малого бизнеса они остаются главным пиар-инструментом.
Кроме того, пиар помогает решать кадровые вопросы. Если вы расширяетесь и ищете новых сотрудников, об этом проще рассказать в своем канале на Фейсбуке или опубликовать пресс-релиз в местной газете.
Мы потратили все деньги на SEO, таргет и рекламу, а на PR совсем не осталось
Недостаток бюджета часто становится причиной того, что компания не может позволить себе регулярные публикации в СМИ.
Здесь нужно понимать, что СМИ не просто зарабатывают на рекламных баннерах или публикации платных статей. Они оооочень заинтересованы в качественных интересных материалах, которые привлекут трафик в виде читателей и готовы размещать такие материалы бесплатно (если не все, то многие, проверено на собственном опыте). Ниже читайте о нескольких методиках, которые действуют безотказно и позволяют регулярно генерировать качественные инфоповоды для СМИ.
Откройте музей
Конечно, новость о том, что в городе открылся новый барбершоп или шаурменная, вряд ли опубликуют бесплатно. А вот рассказ о том, что на базе вашего барбершопа открылся музей винтажных машинок для стрижки, бритв и прочих интересностей, точно привлечет внимание и вызовет готовность разместить это бесплатно.
Вообще, музей как источник постоянных инфоповодов работает отлично и этим пользуются многие компании. Даже появление нового экспоната в собственном микромузее вызовет интерес.
Позвольте подсмотреть
Еще один способ генерировать интересные инфоповоды, которые СМИ с готовностью опубликуют бесплатно, называется «заглянуть за занавес». Все любят подглядывать, а журналисты особенно, потому что это их работа.
Расскажите, как устроено ваше производство или даже подготовьте экскурсию по предприятию для представителей СМИ. Еще вариант — «один день из жизни» рядового сотрудника компании. Многие понятия не имеют, насколько сложна работа и сколько всего должен знать парикмахер или повар в пиццерии, а ведь это очень интересно.
Управляйте данными
Все, даже самые маленькие компании, могут собирать статистику и делиться ей. Этот крутейший метод называется Data Driven PR. Анализировать можно что угодно:
- Салон красоты может дифференцировать посетительниц по возрасту, цвету волос, ценнику, самой популярной услуге.
- Аналитика в шаурменной поможет определить самый популярный соус или добавку с любимому блюду.
- Кофейня может с легкостью выяснить, что в этом сезоне популярнее: эспрессо, латте, капучино или вообще холодный кофе с апельсиновым соком.
Все собранные данные можно дополнить фотографиями и инфографикой, которую любят вообще все.
Небольшое дополнение: если к аналитическому материалу добавить комментарий эксперта, то такая статья вполне может выйти даже в крупном отраслевом или национальном СМИ.
Возвращаясь к заголовку или почему вредно удалять негативные отзывы и комментарии
Совсем недавно возникла ситуация, когда депутат ВР, виновный в ДТП, начал лихорадочно зачищать весь негатив о ситуации, который появился в СМИ, и тем самым «капитально зашкварился» сам и подставил издания, которые за деньги удалили свои публикации. Так делать не нужно.
Если привязываться к бизнесу, то негатив, который появляется как справедливая реакция на вашу недоработку или ошибку сотрудника, требует вашей правильной реакции. Извинитесь, проанализируйте инцидент, подготовьте развернутый комментарий с признанием ошибки и обещаниями все исправить и не допускать подобного в будущем.
Отмалчиваться или удалять негативные отзывы категорически нельзя. Это нанесет колоссальный вред вашей репутации!
А если отзыв фейковый и это происки конкурентов?
В таких случаях пишите опровержения с обоснованием, почему отзыв не имеет ничего общего с действительностью. Важно, что оставлять без внимания даже полный бред нельзя — всегда найдется тот, кто поверит, что «вышка 5G способна распространять коронавирус».
Внимание и еще раз внимание
По возможности старайтесь вообще исключать возможность давать поводы к негативу. Если СМИ вряд ли напишут о том, что на детском празднике вы раздавали детям мороженое, то новость о том, что мороженого хватило не всем, точно появится и очень быстро.
Работайте на опережение. Если ваша стратегия развития включает активности по недопущению негатива — публикация новостей, интервью и статей с положительной тональностью, мониторинг качества продукции и услуг и прочее, — то запросы о вашей компании в поисковиках будут выдавать только позитив. Это очень важно для репутации, доверия клиентов и успеха.
Чем больше контента о вас есть в сети, тем сложнее негативу «пробиться» в верхнюю часть поисковой выдачи.
Не экономьте на контенте
Тренд последнего десятилетия — качественный контент. Даже если у вас нет денег на размещение в топовых СМИ, создавайте качественный контент и не жалейте на это денег, времени и усилий. Статья или новость, написанная профессионалом, стоит не дорого, но «дорогого стоит» в плане потенциала для бесплатной публикации.
Грамотный структурированный и интересный текст дочитают до конца и это крайне важно для поисковой системы, которая учитывает время, проведенное пользователем на странице с этим текстом. Качественные материалы гораздо лучше ранжируются и с большей вероятностью попадают в топ выдачи.
Как пиар помогает продавать
Рассмотрим пример: сообщение о том, что в городе открылся новый салон красоты вряд ли приведет массу новых клиентов. А вот сообщение, что в новом салоне невероятные скидки по случаю открытия, и их количество ограничено, точно привлечет покупателей.
Это только один из примеров. Чтобы оценить все возможности пиара, стоит экспериментировать с различными методиками, о нескольких из них мы рассказали в этой статье. Удачи!