Как работать с зеро-клик выдачей
Новое направление поисковой оптимизации — on SERP SEO — может стать драйвером для сайта, если не удается опередить в выдаче агрегаторы и колдунщики. Не можешь победить — возглавь. Не можешь обойти колдунщик — встань внутрь. Рассказываем, какую пользу может принести бизнесу no-click выдача и как туда попасть.
Zero-click (no-click) результат — быстрый релевантный ответ поисковика на запрос, который появляется над результатами органической выдачи или справа от нее (и отбирает ваш трафик).


Задача быстрых ответов — дать пользователю необходимую информацию прямо на выдаче, избавив его от поиска по ссылкам.
Иногда это действительно удобно: время, курс доллара или погоду хочется узнать прямо сейчас. Но часто zero-click вставляет палки в колеса сайтам, привлекающим информационный трафик. Пользователь удовлетворяется ответом на выдаче и не переходит по ссылкам в поисках подробностей.
В русскоязычном SEO сложилось определение «колдунщики» (правильное название для Google — ОneBox) — расширенные ответы поисковых систем из собственных сервисов или авторитетных ресурсов. Хотите узнать подробнее — читайте наши обзоры актуальных колдунщиков Яндекса и Google. Zero-click результаты — частные случаи колдунщиков.
Разделим их на две категории:
1. Все быстрые ответы на информационные запросы, которые выводятся на «нулевой позиции»: время, погода, факты, курсы валют, конвертеры величин и другие. В них попасть невозможно и нецелесообразно с точки зрения привлечения коммерческого трафика. 2. Блоки zero-click, в которые стоит попасть коммерческим сайтам. К ним относятся колдунщики Яндекс и Google карт, Яндекс.Бизнеса и Google Мой бизнес, расширенные сниппеты на «нулевой позиции». Доля no-click запросов в Google и Яндексе ежегодно растет. Поисковики мотивируют появление всё новых колдунщиков исключительно удобством для пользователя. Для владельцев сайтов появление «нулевых» результатов — повод для беспокойства. Отечественное исследование влияния колдунщиков Яндекса на кликабельность органических результатов показывает значительное снижение CTR сниппетов в топе, если в нем присутствуют один или несколько спецэлементов. Удовлетворяя запрос пользователя прямо на выдаче, поисковики стремятся монополизировать трафик. Попадание в топ больше не гарантирует вам поток посетителей. Можно с уверенностью говорить о появлении нового раздела поисковой оптимизации — on SERP SEO. Раньше сеошникам достаточно было проработать внутренние (on page) и внешние (off page) факторы ранжирования. Теперь придется проанализировать SERP на предмет наличия быстрых ответов и сделать все, чтобы попасть в них, где это возможно. Перед тем как приступить к стандартным работам по SEO, нужно задать вопрос: сколько трафика вы можете получить, если попадете в топ, забитый колдунщиками и агрегаторами? Возможно, попасть в спецэлемент поисковой системы будет менее трудозатратно и более выгодно, чем вывести страницу в топ по запросу, но не получить переходов. Конечно, показываться выше органических результатов можно, используя контекстную рекламу. Еще лучше — настроить торговую кампанию в Google Рекламе или динамические объявления на основе фида в Яндекс.Директе. Тогда вы сможете показаться в товарных колдунщиках на «нулевой позиции»: Минусы этой стратегии: Гораздо меньших затрат требует оптимизация контента сайта под быстрый ответ и попадание в колдунщики геосервисов. Перечислим спецэлементы геосервисов Яндекса и Google, в которых обязательно нужно быть каждому бизнесу с фактическим адресом. 1. Google local pack — показывается по запросам, связанным с товаром или услугой в определенной локации. В блоке выводится список организаций с геометками на карте. Есть возможность перейти на сайт и построить маршрут, нажав на соответствующие ссылки в колдунщике. 2. Колдунщик Яндекс.Карт. Выполняет функцию, аналогичную Google local pack. Может выводиться справа от выдачи в виде карты с геометками и карусели организаций. Еще один вариант — быстрый ответ на «нулевой позиции». 3. OneBox от Google Мой бизнес — колдунщик справа от выдачи. В нем кратко представлена основная информация об организации: название, фото, рейтинг отзывов в Google, адрес, телефон, режим работы, график посещаемости. Есть возможность задать вопрос, прочитать отзывы в Google и на других популярных сайтах, предложить исправление и поделиться своим мнением. Внизу карточки — карусель похожих мест. 4. Колдунщик Яндекс.Бизнеса — карточка организации справа от выдачи. Предоставляет ту же информацию, что и колдунщик GMB. Фото и отзывы, помимо карусели, можно посмотреть в отдельных вкладках. По сравнению с функционалом карточки в Google, отсутствует возможность задать вопрос. Попасть в спецэлементы выдачи поисковиков смогут все организации, у которых есть фактический адрес. По информации из быстрого ответа пользователь сможет: Все это не влияет напрямую на трафик, но приносит пользу бизнесу в целом. Чтобы показываться по релевантным запросам, особое внимание стоит обратить на следующие параметры: точный адрес, территория обслуживания, категория (вид деятельности). Подробнее, как преуспеть в локальном поиске Google при помощи инструментов Google Мой бизнес, читайте здесь. Вот подробная инструкция от PromoPult, как попасть в локальный поиск Яндекса. В Рунете встречается много русских и английских названий для этого спецэлемента выдачи Google: featured snippet (расширенный сниппет), answer box (блок с ответом), избранный фрагмент, нулевой сниппет. В официальной справке для вебмастеров Google называет его «выделенным описанием». 1. Параграф — самый распространенный вид расширенного сниппета. Краткий ответ на вопрос, который содержит заголовок страницы и ссылку на сайт-источник. Обычно состоит из 40–60 слов. Как правило, в ответ подтягивается картинка с той же страницы. 2. Список/рейтинг. Выдается в ответ на how-to запросы, перечень товаров, моделей, услуг, опций и т. д. Title страницы и ссылка указываются в конце. Если в контенте есть изображение, оно подтянется в сниппет. Список может быть маркированным и нумерованным. Последний чаще всего описывает пошаговый процесс, но не обязательно. Если все элементы списка не попадают в сниппет, появляется ссылка «еще», которая раскрывает содержимое. 3. Таблица. Этот вид быстрого ответа удается поймать довольно редко. Мы прямо указали в запросе, что нам нужна таблица. Но даже этот способ работает не всегда. Возможно, причина в том, что мало владельцев сайтов озаботились созданием такого контента и его правильной разметкой. Как бы то ни было — такая возможность есть и ее можно использовать. Здесь так же, как и в предыдущих случаях, есть ссылка на сайт-источник. Ссылка «Еще» указывает на количество скрытых строк. Кроме того, Google предлагает поискать по похожему запросу. О том, сколько символов и слов должно быть во фрагменте, чтобы он имел большие шансы попасть в featured snippet, читайте в переводе исследования Portent. 4. Видео с YouTube. Обычно на запросы, предполагающие видео, выводится соответствующий колдунщик с перечнем видео и ссылками на источники. Но иногда можно увидеть быстрый ответ с одним видео на «нулевой позиции». Несмотря на очевидные преимущества попадания в featured snippet, Google позаботился о вебмастерах, которые не хотят, чтобы контент их сайтов в нем отображался (кто эти люди?) — можно запретить это делать при помощи специального метатега: При этом поисковик не дает оптимизаторам ни одного намека, как попасть на заветную «нулевую позицию», и утверждает, что ответ формируется автоматически на основе алгоритма. Возьмем на себя смелость дать несколько рекомендаций, которые увеличат шансы вашего сайта на попадание в расширенный сниппет. 1. Соберите релевантную информационную семантику с помощью парсера Wordstat и инструмента сбора поисковых подсказок. В приоритете — семантика с вопросительными словами (как, что, зачем и т. д.) и так называемые long tail запросы (состоящие из трех и более слов, более низкочастотные). Помните, что оптимизация контента под запросы с «длинным хвостом» поможет продвинуться в голосовом поиске. Для расширения семантического ядра используйте колдунщик Google «похожие запросы»: Чтобы не делать этот довольно большой объем работы вручную, воспользуйтесь инструментом для сбора фраз ассоциаций. 2. Есть инструменты (Ahrefs, Semrush, SimilarWeb), позволяющие отследить, по каким ключам ваш сайт и сайты конкурентов показываются в featured snippet. Выбирайте более удобный по деньгам и функционалу сервис, анализируйте выдачу и выявляйте точки роста. 3. Если нет денег на платные инструменты, проанализируйте выдачу по кластеру запросов вручную. Видите на «нулевой позиции» answer box? Напишите более полный, полезный и структурированный ответ, добавьте микроразметку и ждите результат. 4. Постройте контент на странице таким образом: 5. Применяйте списки, таблицы, делайте рейтинги и сравнения. 6. Добавьте на сайт раздел FAQ и дайте как можно более полные ответы на частые вопросы по вашей тематике. 7. Добавьте микроразметку. Google настаивает, что специальной разметки для попадания в featured snippet не существует, релевантный запросу контент подтягивается автоматически. Но структурированные данные в любом случае помогут поисковому роботу лучше понять информацию на странице. Воспользуйтесь инструкциями для поддерживаемых форматов разметки Google. О том, как самостоятельно добавить на сайт микроразметку Schema.org, читайте в материале PromoPult. 8. Не останавливайтесь на достигнутом. Если ваш сайт уже попал в один или несколько быстрых ответов, проанализируйте успешный контент и оптимизируйте контент по другим запросам. 9. Не забывайте про оптимизацию изображений. Если картинка на странице низкого качества, она может не устроить поисковик — и картинку подтянут в расширенный сниппет с другого ресурса! 10. Работайте над CTR сниппета и показателями вовлеченности на странице. Эксперимент Ларри Кима показал, что эти метрики важны для попадания контента в OneBox. 11. Чтобы не ждать, когда поисковики доберутся до обновленного контента, отправьте страницу на переобход робота в Google Search Console: Короткие ответы над органической выдачей в Яндексе существовали и раньше. Но в обновлении Y1 поисковик решил объединить все типы таких сниппетов в быстрые ответы — аналог featured snippet в Google. Колдунщик показывается чаще (но не всегда!) по информационным запросам на «нулевой» позиции со ссылкой на источник. Источниками чаще всего выступают Википедия и информационные сервисы Яндекса (Дзен и Кью), но и у других сайтов есть шанс прорваться в быстрый ответ: 1. Быстрый ответ может быть оформлен в виде определения со ссылкой на сайт-источник: 2. Вариант быстрого ответа — расширенная карточка справа от выдачи: 3. Колдунщик может быть оформлен более лаконично и (сюрприз!) показываться по коммерческим запросам: 4. Аккордеон с быстрыми ответами на похожие запросы может встречаться и среди результатов выдачи: Яндекс, как и Google, не раскрывает алгоритм попадания на «нулевую позицию»: Рискнем предположить, что все методики, описанные для попадания в featured snippet Google, должны сработать и для Яндекса. Внесем 2 небольших уточнения: Он появляется вверху результатов выдачи, когда пользователь возвращается на SERP после перехода на один из сайтов в топе. Анализ похожих запросов даст идеи для новых ответов. Попадание в zero-click не обязательно принесет переходы на сайт, но отлично решит другие задачи бизнеса: повышение лояльности целевой аудитории, рост узнаваемости бренда, улучшение пользовательского взаимодействия как в онлайне, так и в офлайне.




Zero-click: тренды и перспективы

On SERP SEO
Задачи on SERP SEO
Контекстная реклама vs zero-click


Zero-click в локальной выдаче





Как попасть в zero-click выдачу
Колдунщик GMB и local pack
Колдунщик Яндекс.Карт и Яндекс.Бизнеса
Google featured snippet
Что дает попадание на нулевую позицию
Виды featured snippet




Как попасть в featured snippet



Быстрые ответы в Яндексе

Виды колдунщика







Как видите, даже zero-click может пригодиться