Юзабилити-тестирование (почти) без бюджета
Как сделать мобильное приложение удобным и логичным?
Мобильное приложение не обязано нравится всем. Важно выделить целевую аудиторию. А затем, еще до релиза приложения, позволить целевому пользователю встретиться с приложением лицом к лицу. Точнее лицом к интерфейсу. Если приложение нравится целевым пользователям — оно идеально. Если нет — приложение, скорее всего, будет убыточным.
Заказ юзабилити-тестирования — недешевая услуга. Если в бюджете на разработку приложения вы не предусмотрели такие траты, не спешите вовсе отказываться от тестирования на живых пользователях. Запланировать и осуществить юзабилити-тестирование можно своими силами: результаты все равно окажутся полезными. Главное, придерживаться основных правил.
Как протестировать приложение на удобство для пользователей своими силами?
Тестирование на удобство, или юзабилити-тестирование, невозможно без приглашения людей — потенциальных пользователей. Люди не должны быть замешаны в разработке приложения. Иначе результаты теста будут недостоверными. Заинтересованный человек будет подсознательно стараться выполнить тестирование как можно лучше, чего ждать от обычного пользователя не стоит.
Итак, вы задумали провести тестирование мобильного приложения. Что для этого нужно?
1. Написать сценарий для тестирования.
Опишите четкую задачу для пользователя. В задаче нельзя использовать термины приложения. Например, если это приложение для интернет-магазина, задача может быть такой: купите туфли из натуральной кожи своего размера, зеленого цвета, подберите сумку под туфли. Для решения такой задачи пользователю нужно зарегистрироваться в приложении, воспользоваться фильтрами, выбрать подходящие товары и внести данные карточки при онлайн-покупке. Конечно, стоит также дать пользователю старую банковскую карту или просто написать реквизиты карты в задании. Подготовьте анкету с правильными ответами и фиксируйте ошибки пользователя с пояснениями, чтобы легче было проанализировать результат.
На все действия нужно определить контрольное время — эта метрика поможет понять, насколько сложным или нелогичным является интерфейс. В среднем пользователь посвящает не больше 5 минут на изучение нового интерфейса, и если не справляется, то закрывает приложение и скорее всего не дает второго шанса.
Если ваше приложение многофункционально, лучше написать несколько простых задач. Для одного тестирования достаточно 8-10 человек. Время тестирования не должно превышать 30-40 минут.
2. Продумать процесс тестирования приложения.
Конечно, идеально приблизить условия тестирования к предполагаемым условиям использования приложения, но не всегда есть возможность провести тест, например, в переполненном метро. Поэтому сделайте скидку на «комфортность» и помните, что в жизни намного больше стресса, а значит, результаты тестирования будут слегка приукрашены.
Процесс тестирования важно зафиксировать на видео с согласия пользователя — вы будете изучать запись и увидите много интересного, чего не заметили в процессе. При этом во время самого тестирования вы должны находится рядом с человеком, создавая для него как можно меньше стресса — не каждый любит, когда «стоят над душой».
Также важно сдерживаться от подсказок и наблюдать за эмоциональным состоянием пользователя. Вы увидите, как на самом деле раздражаются и злятся пользователи, когда у них не получается правильно воспользоваться приложением.
Важно помнить: тестируются приложения, а не пользователи.
Поэтому нельзя называть их дураками или журить за ошибки. Возможно, в провале теста виновата именно недостаточная смекалка пользователя, и, если вы столкнулись с единичным случаем — успокойтесь и расслабьтесь. Если же большинство пользователей не справились с задачами, то тут уж точно дело в приложении.
3. Что делать с результатами тестирования?
Тестирование затевается ради проверки и улучшения мобильного приложения. Чтобы улучшение произошло, нужно подвести результаты теста к единому знаменателю, выделить критичные ошибки, а затем пообщаться с разработчиками, каким образом можно их решить. После внесения изменений в идеале нужно провести контрольный тест по тем же задачам — может статься, что вы не только не улучшили работу приложения, а наоборот, сделали только хуже.
Проблема многих российский приложений в плохой навигации, большом количестве багов и слишком сложной логике. Все эти проблемы решаются не по наитию, а на основе результатов тестирования. Предугадать реакцию и логику пользователей при живом обращении с вашим приложением почти невозможно. Поэтому юзабилити-тестирование становятся все более популярным — его проводят и до релиза, и после релиза 1-2 раза в год, чтобы оставаться в тренде и своевременно вносить необходимые изменения.