6 причин, почему AR — всё еще технология «завтрашнего дня»
Взрыв интереса к дополненной реальности пришелся на лето 2016 — после релиза многопользовательской игры Pokemon Go. Следующий важный шаг сделала компания Apple, показавшая на презентации этой осенью ARKit — важный в первую очередь потому, что Apple известна не столько изобретением технологий, сколько их популяризацией. Ее очень быстро догнали в Microsoft: на днях компания выпустила Windows 10 Fall Creators Update — обновление с редактором Mixed Reality, который позволяет добавлять виртуальные 3D-объекты на реальные снимки и видеоролики.
Быстрее всех тренд осваивают две индустрии — рекламная и игровая. Для пользователей существуют целые подборки игр с использованием дополненной реальности, которые постоянно обновляются. Бренды же применяют технологию, естественно, в маркетинговых целях — для демонстрации продуктов: вспомнить хотя бы компанию IKEA, которая выпустила приложение «IKEA Place»: с его помощью пользователь может виртуально «примерить», как будет смотреться мебель марки в интерьерах его жилища.
Но проблема в том, что сегодня технология не обеспечивает качественный скачок в комфорте, в развлечениях или рабочей деятельности человека. Причина в том, что технология сама по себе недостаточно развита:
- Разрешение, используемое для отображения AR, слишком маленькое, что мешает расположению достаточного для комфортного использования объема информации.
- Управление интерфейсом слишком сложное, не интуитивное, и часто его нужно выполнять с помощью неудобных девайсов. Попробуйте с первого раза попасть указателем на кнопку в Hololens.
- Неприспособленность текущих устройств к сложным условиям эксплуатации — в местах с повышенной влажностью, с высокой или низкой температурой; в условиях, где требуется ударопрочность, защита от пыли и вредных веществ, или даже хотя бы соленой воды.
- Довольно большая стоимость оборудования. Да, смартфон есть почти у каждого. Но его производительности хватит только на «игрушечную» AR, как она есть сейчас. Нужна большая производительность вычислений, добавление новых датчиков — например, дальномера и тепловизора, усиление и увеличение количества видеокамер. При позиционировании внутри помещений потребуется установка в помещениях дополнительного оборудования — например, разложить iBeacon’ы, хотя лучше что-нибудь поинтереснее. :) Настройка оборудования для конкретного помещения индивидуальна, а значит, это удовольствие — дорогое.
- Необходимо оцифровать практически всё вокруг нас. Т.е. понадобятся 3D-модели всего, что нас окружает — для начала хотя бы зданий и помещений. Если использовать для этого современные средства — будет долго и дорого, и чаще всего требуется ручная доработка 3D-моделей. А после того, как мы получим 3D-модель — реальный объект меняется: поставили стол, начали ремонт в музее, поставили ширму, в больнице перенесли операционную из одного крыла здания в другое и т.д. Т.е. 3D-модели должны быть синхронизированы с реальными объектами, которые они представляют.
- Позиционирование объекта, с которым вам нужно работать или играть, ваше собственное позиционирование на местности или в помещении, а также распознавание объектов, с которыми вы собираетесь взаимодействовать. Это огромная проблема. Достаточно поменять освещение в комнате, передвинуть стул, положить пальто на стол — и AR уже не сможет понять, в какой комнате она находится. Если же вы собираетесь работать, например, с двигателем автомобиля, то малейшее изменение в конструкции (например, по-другому лег какой-то шланг) — и AR не узнает двигатель. Это уже не говоря о том, когда у вас перед глазами новая модификация этого же двигателя. AR требует точной информации об объектах вокруг, их взаимном расположении и т.д. А в нашем мире всё очень быстро меняется: незначительное изменение — и AR теряется.
Первые четыре проблемы легко разрешатся в ближайшее время. По сути — это увеличение производительности процессоров, разрешения камер и экранов, а также повышение надежности и безопасности устройств. Данный вопрос будет закрыт в ближайшее время — на горизонте пяти лет, т.е. ориентировочно до 2022 года.
А вот автоматизация построения 3D-моделей — это серьезный вызов. Но в целом — это тоже интенсивный путь. Увеличение мощностей компьютеров и датчиков для снятия моделей — здесь встанет больше вопрос стоимости и актуализации 3D-моделей с реальными объектами. Думаю, что на приемлемую стоимость мы выйдем через 3 года, и далее цена будет падать, а количество оцифрованных объектов на нашей планете будет неуклонно расти. Обновление моделей будет происходить почти автоматически — когда любой человек будет оцифровывать реальность вокруг себя с помощью носимой электроники. Достал смартфон что-то посмотреть, а он заодно и оцифровал всё вокруг, или гарнитура будет выполнять это в реальном времени и передавать в какой-то общий банк данных. Давайте оцифруем наш мир вместе!:)
Последняя проблема потребует серьезного напряжения серого вещества нескольких сотен ученых и инженеров всего мира. Распознавание по точкам, предсказание местоположения исходя из предыдущего точно определенного положения, использования геопозиции и позиционирования внутри помещений, учет прошлого опыта. Подумайте о том, как компьютер может отличить два пакета молока разных производителей, где форма и размеры практически одинаковые, и различаются они только изображением на упаковке (при этом может быть полусумрак, взгляд на них может быть вскользь и т.д.)? И вообще — это пакеты молока, или это упаковка вина? Человек распознает это, не задумываясь. Почему? Хотя бы потому, что в молочном отделе продуктового магазина странно на полке встретить пакет вина, т.е. его уже и не надо сравнивать. Пакеты сгруппированы, стоят рядом, и человек различает издалека не один пакет, а группы разных пакетов.
Это простейшие размышления о том, что это непростая задача. Сколько времени уйдет на её решение? Практически уверен, что через 5-7 лет мы сможем распознавать предметы в конкретных, четко указанных условиях и ограничениях.
Возникает вопрос, а с чем конкурирует AR? Лист бумаги, бумажный справочник или экран сотового телефона с нужным в данный момент приложением. Когда же вам нужен совет, как что-то сделать руками, а советчик находится далеко от вас, то гарнитура сотового телефона — лучшее решение, чтобы получать советы эксперта, проговаривая голосом то, что вы видите.
Как только AR позволит сделать качественное изменение в жизни и трудовой деятельности людей, он станет повсеместным, как сотовый телефон.
И еще один важный вопрос. Готово ли общество к применению данных технологий? Думаю, полностью. Здесь, в отличие от планшетов, можно сказать, что люди уже прекрасно понимают области применения технологии, и озвучить сценарий, где это было бы удобно, может практически каждый — если ему правильно вопрос задать. А не просто: «Как AR может быть полезна в вашей жизни». Технология отстает от ожиданий людей — но спасибо фантастическим фильмам и книгам, которые освещают нам путь вперед!
Автор: Максим Гладков, технический директор Rate&Goods