Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Совет № 1. Считать, считать и еще раз считать
Дарья Алексеева, основатель сети благотворительных магазинов Charity Shop, запускала первый магазин на свои деньги. Как обычно, бюджет на запуск был ограничен, всего 600 000 рублей, из которых половину сразу съедала аренда и депозит, а вторая половина уходила на ремонт и оборудование.
«Прибыль с первого дня — это идеалистический вариант. Но я понимала, что в моем случае, чтобы бизнес существовал, нужно хотя бы в первые месяцы выходить на ноль, либо в бюджет запуска закладывать затраты еще и на время „раскрутки“, когда бизнес будет приносить минус,» — рассказывает Дарья Алексеева. — «Как я считала: аренда и зарплата первому сотруднику 170 000 рублей. Чтобы выйти в ноль и закрывать базовый расход за месяц нужно каждый день зарабатывать 6 000 рублей. Если в один день заработаем 3 000 рублей, а в следующий 10 000 рублей, тоже хорошо. Но если выручка будет стабильно ниже 6 000 — все плохо».
При этом Дарья Алексеева хоть и открыла магазин одежды, но в своей юнит-экономике не учитывала важную составляющую обычных магазинов одежды — закупку. Charity Shop работает по благотворительной системе: продает то, что люди приносят бесплатно. В обычных магазинах закупка имеет большое значение: товар нужно «обернуть» — продать и на вырученные деньги сделать еще одну закупку. Это нужно учитывать в своей экономике.
Совет № 2. Не КАК, а КОМУ
По мнению Дарьи Алексеевой, главный вопрос, который должен стоять перед начинающим не «Как начать бизнес?», а «Кто это будет покупать?»
Когда магазины Charity Shop до конца показали свою эффективность, Дарья Алексеева пошла дальше и организовала центр по переработке синтетических тканей. Запуск производства — дело серьезное. А начать его предприниматель советует с конца — с клиента:
«Самое правильное, что нужно сделать при запуске какого-либо производства изучить потребности своих потенциальных клиентов. Узнать, что им нужно. Как сделали мы: разместили свое предложение в различных каналах — дали объявления в газетах, сделали фейковый лендинг, сделали несколько холодных звонков. Потенциальные клиенты на том проводе начали задавать вопросы — про сертификацию, толщину, состав, частоту дробления. так и появилось понимание, что именно делать и куда развиваться. Исходя из запросов рынка мы уже подбирали оборудование, работников и прочее».
«К сожалению, неопытные предприниматели делают все наоборот».
Совет № 3. Заявляйте о себе
Чтобы начать зарабатывать с первых дней работы бизнеса нельзя забывать о рекламе и продвижении. Дарья Алексеева уверена, что люди пойдут к вам, в ваш бизнес, если у вас есть история, если о вас знают.
Это подтверждает опыт самой Дарьи. По ее словам, первые два года работы бизнеса Charity Shop не потратил ни рубля на стандартные инструменты продвижения — контекстную рекламу, платные объявления в Facebook. При этом первый магазин Charity Shop открылся в подвале, на второй линии и без вывески.