Развитие рынка франчайзинга и партнёрских программ обсудили в Общественной палате Российской Федерации
Мероприятие было организовано комиссией Общественной палаты по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности по инициативе Ассоциации развития франчайзинга и партнёрских программ (ФраППэ).
Участники обсудили актуальные проблемы и перспективы развития российского рынка франчайзинга и партнёрских программ, включая вопросы внедрения инструментов общественного контроля и саморегулирования.
Модератором круглого стола выступил член комиссии Общественной палаты по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности Вадим Ковалёв. Он обратил внимание на то, что в сферу франчайзинга и партнёрских программам вовлечены сотни тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, а также микробизнеса; потребителями товаров и услуг, реализуемых по франшизам и партнёрским программам, являются миллионы людей, а данная сфера динамично расширяется и развивается, в том числе за счёт использования современных информационных технологий.
При этом ведение бизнеса по франшизе позволяет сократить предпринимательские риски, возросшие в последние годы. Вадим Ковалёв также подчеркнул, что в настоящее время в условиях сложившейся ситуации особую актуальность приобретают вопросы обеспечения технологического суверенитета, а расширение российского рынка франчайзинга и партнёрских программ ставит вопросы о необходимости его регулирования в целях обеспечения защиты прав граждан и равных условий добросовестной конкуренции.
Директор Института глобальных исследований факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Сергей Белоконев в своём выступлении представил результаты экспертного анализа роли рынка франчайзинга и партнёрских программ в национальной экономике нашей страны, обратив внимание на следующее. Несмотря на то, что данный сегмент активно развивается в последние годы, в то же время доля вклада услуг в ВВП у Российской Федерации по-прежнему значительного ниже, чем у большинства развитых экономик, в частности, стран ОЭСР.
Таким образом, развитие рынка франчайзинга и партнёрских программ вносит свой вклад в улучшение структуры национальной экономики России, поскольку данный рынок относится к сфере услуг, связан с внедрением инноваций и высоких технологий, а также может стать одним из драйверов для обеспечения устойчивого экономического роста. При этом позитивная динамика развития российского рынка обусловлена такими объективными причинами, как внедрение новых IT-инструментов для бизнеса и в целом цифровизация экономики России.
В связи с уменьшением количества западных компаний, присутствующих в России, ключевой вызов в отрасли в том, чтобы отечественный бизнес самостоятельно генерировал новые идеи для развития «бизнеса франшиз», масштабируя такие бизнес-модели по территории всей страны и, по возможности, в дружественные государства. При этом масштабирование стандартизированных и успешных моделей ведения бизнеса в российских регионах будет способствовать выполнению важной государственной задачи по выравниванию уровня экономического развития территорий за счёт повышения уровня доступности эффективных моделей предпринимательства и бизнес-проектов в «догоняющих» субъектах Российской Федерации.
В свою очередь, уход с рынка компаний из недружественных государств открывает новые возможности для расширения и развития бизнеса российских предпринимателей. Распространение франшиз и партнёрских программ также имеет социальное значение для граждан, оказывая позитивное влияние на повышение уровня качества жизни людей. Кроме того, это станет важнейшим драйвером для повышения уровня предпринимательской активности, поскольку уровень «выживаемости» новых бизнесов, открываемых по франшизам, значительно выше, чем у бизнесов, создаваемых «с нуля», без использования этого инструмента.
С учётом результатов проведённого анализа и экспертных оценок Сергей Белоконев предложил следующие инструменты для обеспечения дальнейшего устойчивого развития отрасли в России.
1.Государству стоит обратить внимание, каким образом отдельно поддерживать франшизы и партнёрские программы как формы моделей ведения бизнеса. Например, таким инструментом поддержки могли бы стать субсидии на оплату франшиз и участия в партнёрских программах для субъектов малого и среднего предпринимательства или доступные банковские кредиты на эти расходы.
2.В текущих условиях особо актуально пресечь риски негативного иностранного вмешательства в реализацию партнёрских программ и предоставление франшиз на территории Российской Федерации.
В связи с этим представляется целесообразным изучить вопрос об установлении требования, чтобы к такой деятельности допускались исключительно резиденты Российской Федерации. Также важно проработать вопрос об установлении запрета на привлечение граждан и их денежных средств к реализации партнёрских программ для организаций, являющихся резидентами недружественных государств или имеющих в них бенефициарных владельцев. Таким образом, по мнению Сергея Белоконева, ключевым вопросом, решение которого необходимо для обеспечения дальнейшего устойчивого развития отрасли, является выход на обеспечение технологического суверенитета и конкурентоспособности российских предпринимателей путём создания и эффективного продвижения востребованных бизнес-моделей и программных продуктов.
Председатель Ассоциации развития франчайзинга и партнёрских программ (ФраППэ) Мария Михайлова в своём выступлении представила следующее видение развития партнёрских программ, реализуемых с использованием информационных технологий. Партнёрские программы — более молодая форма осуществления предпринимательской деятельности по сравнению с франчайзингом. При этом понятие «партнёрские программы» достаточно широкое: в него входят компании прямых продаж, сетевой бизнес, реферальные программы, CPA-cети, в рамках которых происходит продвижение товаров и услуг на единых больших площадках, а также маркетплейсы.
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более трёхсот тысяч компаний, работающих «в связке» партнёрских программ, а общее количество занятых в секторе составляет более пяти миллионов человек. Значительный масштаб сектора партнёрских программ подтверждает его важное значение для экономики России, а также необходимость его регулирования. Поскольку партнёрские программы и франчайзинг — важный инструмент для развития предпринимательства в России, их расширение и использования является одним из путей решения приоритетных социальных задач по повышению уровня доходов населения и формированию среднего класса.
Мария Михайлова обозначила следующие ключевые проблемы, касающиеся рынка партнёрских программ.
Первая группа проблем касается репутации. Деятельность отдельных участников рынка, использующих схему финансовой пирамиды и другие мошеннические схемы, наносит ущерб репутации отрасли в целом и всем отдельно взятым добросовестным компаниям, занимающимся прямыми продажами и реферальным бизнесом. Формируется дефицит доверия к партнёрским программам.
Потребителям достаточно сложно отличить недобросовестные инструменты от надлежащих форм, что приводит к довольно частым случаям обмана. В связи с этим компании, работающие на рынке партнёрских программ, должны быть резидентами Российской Федерации, а иностранные организации — иметь здесь филиалы, открытые в установленном российским законодательством порядке.
Во-вторых, необходимо более чёткое регулирование взаимоотношений между субъектами внутри партнёрских программ и франчайзинга. Судебная практика показывает, что в правовом регулировании данных вопросов имеются значительные пробелы, поэтому востребованность и эффективность реализации соответствующих бизнес-моделей снижается. Так, существующая гражданско-правовая конструкция договора коммерческой концессии в полной мере не учитывает все элементы ведения бизнеса по данному направлению и все аспекты регулирования франчайзинга в международной практике, а также не обеспечивает комплексный подход к регламентации всего спектра соответствующих правоотношений.
Третья группа проблем связана с защитой интеллектуальной собственности. Нормы патентного права и система патентования могли бы быть усовершенствованы в целях обеспечения эффективной защиты прав всех субъектов, вовлечённых в процесс коммерциализации объектов интеллектуальной собственности.
При этом Мария Михайлова акцентировала внимание на следующих позитивных моментах и предложениях по развитию отрасли.
В последнее время в сфере партнёрских программ и франчайзинга активно внедряются информационные технологии, что соответствует общемировому тренду, позволяет снижать издержки и облегчать коммуникацию. В этом контексте крайне важным является осуществление перехода на отечественное программное обеспечение, позволяющее снизить риски как для предпринимателей, так и для государства. Необходима государственная поддержка использования отечественных IT-решений в сфере франчайзинга и партнёрских программ.
В качестве инструмента саморегулирования и общественного контроля в отрасли предлагается внедрить процедуру добровольной верификации добросовестных компаний. Она должна осуществляться путём подтверждения соответствия перечню равных, понятных и транспарентных критериев. Таким образом население будет проинформировано о заслуживающих доверия участниках рынка.
ФраППэ разработала проект Кодекса добросовестной практики участников рынка партнёрских программ на территории Российской Федерации. Это перечень добровольных обязательств, которые берут на себя компании, чтобы соблюдать справедливую конкуренцию и вести честную рыночную политику по отношению к потребителям. Кодекс содержит свод рекомендуемых правил поведения и взаимодействия участников российского рынка и определяет основные группы заинтересованных лиц (стейкхолдеров), а именно: «участник рынка», «организатор партнёрской программы», «участник партнёрской программы», «потребитель».
Кодекс направлен на достижение следующих целей:
— обеспечение соблюдения требований законодательства;
— формирование нетерпимого отношения к практике введения потребителей в заблуждение;
— обеспечение баланса коммерческих интересов и социальной ответственности;
— содействие развитию добросовестной конкуренции;
— обеспечение потребителей безопасными, качественными, выгодными и социально полезными товарами и услугами.
Также этот документ поможет в решении таких задач, как:
· увеличение масштабов и устойчивое развитие рынка;
·создание эффективной системы саморегулирования;
· формирование позитивного потребительского и общественного имиджа партнёрских программ.
Применение Кодекса будет основано на принципах законности, транспарентности, клиентоориентированности, консолидации позиции отрасли, взаимного доверия и презумпции добросовестности участников рынка.
Кроме того, Кодекс содержит перечень добровольных обязательств организаторов партнёрских программ, в частности таких, как:
— не вводить участников партнёрской программы в заблуждение относительно условий и возможных последствий их участия в реализации партнёрской программы;
— обеспечивать надлежащее оформление своих правоотношений с участниками партнёрской программы;
— соблюдать права на объекты интеллектуальной собственности и принимать исчерпывающие меры по защите персональных данных;
— не допускать использование схемы организации работы в рамках партнёрской программы по принципу «пирамиды»;
— стремиться содействовать формированию положительного имиджа партнёрских программ у их участников и потребителей, а также у органов власти, в СМИ и общественном мнении.
Кодекс добросовестной практики не возлагает непосредственных обязательств на участников партнёрских программ, но их организаторы обязуются информировать участников о необходимости руководствоваться положениями Кодекса при взаимодействии с привлекаемыми ими новыми участниками и потребителями.
ФраППэ исходит из того, что присоединение к Кодексу позволит консолидировать добросовестных участников рынка партнёрских программ и будет способствовать распространению наилучших и ликвидации ненадлежащих практик. Кодекс добросовестной практики может стать полезным документом, который положит начало созданию эффективной модели саморегулирования и социально ответственной предпринимательской деятельности на российском рынке партнёрских программ. Проект Кодекса в ближайшее время будет направлен участникам российского рынка для предоставления предложений в рамках его открытого общественного обсуждения.
Вопросы законодательного регулирование отрасли в своём выступлении затронул и президент российской Ассоциации франчайзинга Борис Нуралиев, который выступил с докладом «Франчайзинг в Российской Федерации: опыт развития, законодательство и государственная поддержка».
Директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Алексей Зубец проинформировал об условиях развития предпринимательства в регионах России и перспективах макроэкономических процессов в 2023-2024 годах, рассказав о результатах соответствующих социологических исследований, проведённых в субъектах Российской Федерации.
В рамках круглого стола также состоялся открытый обмен мнениями по широкому кругу вопросов развития отрасли, включая проблемы её функционирования и перспективы развития. Высказанные в рамках мероприятия предложения будут обобщены в итоговом документе — рекомендациях круглого стола. После формирования рекомендаций и их одобрения в Общественной палате в установленном порядке данный документ будет направлен всем участникам мероприятия и в органы государственной власти.
Следующее мероприятие по обсуждению актуальных вопросов функционирования и развития российского рынка франчайзинга и партнёрских программ планируется провести 3 июля 2023 года на площадке Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Александр Квашнин, руководитель экспертно-аналитической службы Ассоциации развития франчайзинга и партнёрских программ (ФраППэ)
https://gor.press/article/razvitie-rynka-francaizinga-i-partnerskix-programm-obsudili-v-obshhestvennoi-palate-rossiiskoi-federacii