Главное Свежее Вакансии   Проекты
Комментируемое:

Список ссылок временно недоступен
74 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Ликвидность дебиторской задолженности: разбираем по полочкам

Работая с дебиторской задолженностью, компании стремятся достичь оптимального уровня ее ликвидности. В этой статье мы расскажем, как оценить соответствие степени ликвидности другим финансовым показателям бизнеса и как ее повысить, сохранив размер «дебиторки».

Дебиторская задолженность (далее в статье ДЗ) — это долги юрлиц и физлиц предприятию. Чем быстрее можно добиться их погашения, тем она более ликвидна.


Обычно должны покупатели и поставщики, реже — сотрудники, которые получили деньги из бюджета компании, или государственные институты (например, налоговая), которым предприятие по какой-то причине переплатило и теперь имеет право вернуть лишнее.

Контрагенты могут задолжать как деньги, так и товары или услуги. Так, если организация перевела поставщику аванс за следующую партию, в балансе будет ДЗ, пока товары не поступят и не будут приняты на склад.

В бухучете ДЗ — это актив, часть прибыли, которой можно будет распоряжаться, только когда она превратится в деньги на счету предприятия. Поэтому от ликвидности и качества «дебиторки» зависит платежеспособность и финансовая устойчивость фирмы. При этом чересчур высокая ликвидность может говорить о том, что, предпочитая получать оплату как можно скорее, компания упускает сегмент крупного бизнеса и теряет из-за этого в прибыли.

Размер задолженности также должен быть оптимальным. Нулевая или небольшая задолженность говорит о том, что деньги просто лежат на балансе. Большой размер долгов дебиторов при недостатке денежных средств на счетах создает трудности в функционировании предприятия: нечем платить сотрудникам и поставщикам.

Как образуется задолженность


Вариантов возникновения много, приводим самые распространенные.

Со стороны контрагентов:

  1. когда компания платит аванс поставщику или подрядчику;
  2. когда покупатель (в его роли может выступать филиал или дочерняя организация) сначала получает товар или услугу, а платит потом;
  3. когда контрагент наносит ущерб компании и компенсирует его не сразу (например, если логистическая компания повреждает товары при транспортировке).

Со стороны госструктур:

  1. при переплате налога;
  2. при вычете «входного» НДС (приобретая товары в целях осуществления операций, облагаемых НДС, налогоплательщик имеет право на вычет (ст. 171 и 172 НК РФ));
  3. при социальных выплатах, которые возмещает ФСС (например, когда сумма выплаченных сотруднику пособий превысила страховые взносы или когда покрываются расходы на предупредительные меры (до 20% сумм взносов за предыдущий год можно потратить на них)).

Со стороны сотрудников и участников предприятия:

  1. когда материально ответственному лицу выдаются средства на рабочие нужды;
  2. когда работодатель выдает сотруднику заем;
  3. когда участник общества задерживает платеж в уставный капитал.

Как посчитать ликвидность


Ликвидность ДЗ можно оценить с помощью коэффициента ее оборачиваемости или с помощью периода ее оборота.

1. Коэффициент считают как отношение выручки к «дебиторке» за период времени:

Коб.дз = ДР / ДЗср,

где:

  1. Коб.дз — коэффициент оборачиваемости Д;
  2. ДР — доход компании от реализации продуктов или услуг за период времени (обычно за год, квартал или месяц);
  3. ДЗср — средняя дебиторская задолженность за этот же период, т.е. сумма ДЗ на начало и конец периода/2.

То есть расчет по балансу будет выглядеть так:

Коб.дз = 2110 / (1230 на начало периода 1230 на конец периода) х 0,5

2. Период оборота равен ДЗ на конец периода, умноженной на количество дней расчетного периода и деленной на доход:

Поб.дз = ДЗкп х П / ДР,

где:

  1. ДЗкп — задолженность на конец периода;
  2. П — период, выраженный в количестве дней;
  3. ДР — доход компании от реализации продуктов или услуг за это же период.

То есть расчет по балансу будет выглядеть так:

Поб.дз = 1230 на конец периода х П / 2110

Если компания много продает по предоплате и/или оплате в момент отгрузки товара, то показатели стоит считать на основе выручки, полученной только от продаж с отсрочкой платежа.

Но даже при таком уточнении оценка только на основе бухучета может не отразить реальную ситуацию: там не отображается ни снижение платежеспособности поставщиков, ни истечение сроков давности по истребованию задолженностей. В результате в ДЗ включаются не только те долги, которые вероятно получится вернуть, но и те, которые, скорее всего, придется списать. Поэтому качество дебиторской задолженности обычно оценивают вручную, потом на основе этой оценки отнимают из общей суммы просроченные, сомнительные и безнадежные долги и только после этого считают коэффициент оборачиваемости и/или период оборота.

Оценка качества задолженности


Основные параметры, на основе которых можно структурировать ДЗ, чтобы оценить ее качество — это нормальность/просроченность, «возраст», риски невозврата и срок погашения. По этим признакам она делится на следующие типы.

По отношению к сроку погашения:

  1. Срочная или нормальная (срок погашения еще не наступил).
  2. Просроченная, может также подразделяться на категории по длительности просрочки в днях. Например: до 30, от 31 до 60, от 61 до 90, более 90.

Более мелкое деление помогает оценить риски невозврата: чем дольше дебитор задерживает оплату, тем меньше шансов, что он погасит долг. Срок исковой давности по взысканию просроченной задолженности ограничен, составляет три года (ст. 196 ГК РФ). Отсчет начинается с даты, когда организация узнала о неуплате (например, день, следующий за днем платежа по договору.

Если задолженность регулируется договором, в котором не указан срок возврата, то срок давности надо начинать отсчитывать через 30 дней после предъявления требования вернуть долг, и при этом он не должен быть больше 10 лет с момента возникновения долга (п. 2 ст. 200 ГК РФ).

По вероятности возврата:

  1. Надежная: не просроченная либо подтвержденная надежным контрагентом или обеспеченная гарантией.
  2. Сомнительная: та, которую могут не погасить вообще или в полном размере. Обычно это просроченная и не обеспеченная залогом, поручительством или банковской гарантией (п. 1 ст. 266 НК РФ), но даже если компания из каких-либо источников узнает о финансовых трудностях контрагента, его долг тоже стоит считать сомнительным. По истечении срока взыскания становится безнадежной.
  3. Безнадежная: та, которую нельзя взыскать. Может быть просроченной с истекшим сроком исковой давности, или признанной таковой по решению суда (например, при банкротстве дебитора, когда оставшиеся средства достались кредиторам предыдущей очереди), или относиться к организации, которая уже ликвидирована (п. 2 ст. 266 НК РФ). Исключение для третьего случая — долг ИП: он даже после исключения из реестра отвечает по обязательствам своим имуществом (ст. 24 ГК РФ), если суд не признал его банкротом.

По величине срока погашения:

  1. Краткосрочная или текущая (в балансе относится к быстро реализуемым активам, группа А2): погашение планируется в течение года (можно также отдельно выделить долги, которые будут оплачены в течение квартала и месяца).
  2. Долгосрочная (в балансе относится к медленно реализуемым активам, группа А3): погашение ожидается более чем через 12 месяцев. Когда срок возврата долгосрочного долга становится меньше, чем 1 год, он переходит в категорию краткосрочных.

Степень ликвидности также можно оценить не только по формуле, но и с помощью ручной группировки:

  1. ДЗ со сроком погашения до 30 дней — высоколиквидная.
  2. Безнадежная — неликвидная.
  3. Остальная — среднеликвидная.

Для тех составляющих дебиторской задолженности, которые в силу специфики деятельности предприятия имеют достаточно большой размер, можно создать отдельные строки в балансе, чтобы он показывал более полную картину финансового состояния бизнеса. Также отражение категоризации в отчетности требуется при ведении учета по МСФО.

По умолчанию статья в балансе единая для всей ДЗ («Торговая и прочая дебиторская задолженность»), но или в раскрытии по «дебиторке», или в раскрытии по управлению финансовыми рисками надо разделить финансовую и нефинансовую задолженность (обычно платежи поставщикам за еще не полученный товар).

Как анализировать


Нормы итоговых показателей, полученных на основе скорректированного размера ДЗ варьируются, зависят от отрасли. Чтобы оценить адекватность уровня ликвидности ДЗ и ее размера для конкретной организации, нужно смотреть на них в динамике и сопоставлять с другими показателями этого же предприятия:

Например, сравнивать:

  1. размер ДЗ с общим объемом текущих активов;
  2. темпы роста ДЗ с темпами роста дохода;
  3. размер и срок оборачиваемости ДЗ с аналогичными параметрами кредиторской задолженности;
  4. фактическую оборачиваемость ДЗ с ожидаемой (согласно договорам).

Так рост «дебиторки» должен быть связан с ростом сбыта и коррелировать с ростом кредиторской задолженности. Чтобы не возникало кассовых разрывов, ликвидность и объем ДЗ должны быть сопоставимы с ликвидностью и объемом КЗ, и объем «дебиторки» также не должен быть занимать слишком большую долю в текущих активах.

Также важен удельный вес долгов низкого качества в совокупном размере долгов. Считается как отношение конкретного вида задолженности, например сомнительной, к сумме всей «дебиторки». Обычно следят, чтобы не было роста сомнительной.

Финансовую эффективность можно оценить, сопоставив прибыль, которую приносит дебиторская задолженность, с суммой, которую организация на ней теряет (из-за инфляции, безнадежных долгов, процентов по кредитам, которые пришлось взять, и т.д.).

Как повысить качество и ликвидность


В целом управление дебиторской задолженностью должно приводить к достижению ее оптимального размера и оптимальной ликвидности, но обычно встречается ситуация, когда стремятся повысить ликвидность, сохранив объем.

Действовать можно по нескольким фронтам:

  1. Предупреждать риски (детальная проработка договоров, условий сотрудничества).
  2. Контролировать взаиморасчеты, оплаты, добиваться проведения просроченных платежей.
  3. Анализировать результаты.
  4. Корректировать кредитную политику.

Как можно работать с рисками


1. Прописать в договоре

  1. неустойки (штрафы, пени), возможность удержания имущества должника и другие карательные меры в случае неуплаты;
  2. особые условия перехода права собственности на продукт: переход только в момент оплаты (чтобы при банкротстве контрагента можно было вернуть не оплаченное им свое имущество);
  3. правила корректировки условий сотрудничества (цен / гарантийных сроков / сроков отсрочки платежей и т.п.) в случае изменения условий рынка;
  4. возможность расторжения договора в одностороннем порядке в случае неисполнения второй стороной условий этого договора;

2. Создать резервный фонд на сумму сомнительных долгов;

  1. Использовать дифференцированный подход к ценообразованию: сделать работу по предоплате или оплате при получении значительно более выгодной для потребителей, чем в кредит.
  2. Если возможно, брать с контрагентов депозиты.

Как получать платежи в срок и возвращать сомнительные долги


  1. Назначать ответственных за соблюдение контрагентами сроков оплаты.
  2. Создать должностные инструкции (пошаговые алгоритмы, как добиваться проведения платежей в срок, что делать, если контрагент просрочил платеж).
  3. Ежемесячно сверять взаиморасчеты.
  4. В первую очередь работать над погашением наиболее крупных и сомнительных задолженностей.
  5. Регулярно требовать провести просроченные платежи.
  6. Запрашивать гарантийные письма от должников, которые говорят, что не могут оплатить сейчас, но обещают это сделать потом.
  7. Предоставлять скидки за досрочное погашение просроченных задолженностей, реструктурировать долги.
  8. Если задолженность не получается взыскать без суда, обращаться в суд (для этого подготовить подтверждающие долг документы — акт сверки, подписанный обеими сторонами, и признание должником задолженности в письменной форме — и исковое заявление).

Регулярно анализируйте и ранжируйте дебиторов (можно методом ABC-анализа), работайте с долговыми реестрами, ищите причины появления просрочек, признаки добросовестных и недобросовестных контрагентов.

Оперативно меняйте условия работы с контрагентами в зависимости от того, как они соблюдаются условия оплаты: прекращайте кредитовать должников или переходить с ними на вексельную форму расчетов, увеличивайте размер кредита добросовестным плательщикам.

Корректируйте кредитную политику компании, когда это становится необходимым и обновляйте критерии оценки надежности контрагентов, а также инструкции по работе с «дебиторкой».

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Первые Новые Популярные
Комментариев еще не оставлено
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.