Главное Свежее Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
4 568 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Дебиторская задолженность: когда и как давать отсрочку по платежам

Всем компаниям, которые ставят своей целью успешное развитие, требуется создавать антикризисные планы действий, чтобы быть готовыми к разным внеплановым ситуациям.

Нельзя упускать не единой детали, в том числе обратить внимание на процесс эффективной работы с дебиторской задолженностью.

Она составляет внушительную часть валюты баланса организации. Структурно размер задолженности варьируется от 20% для предприятий производственной деятельности до 90% для торговых компаний.

Соответственно, затягивание погашения задолженности может серьезно повлиять на стабильность функционирования предприятия. Корректно составленная кредитная политика даст возможность оптимизировать поток денег и оценить риск, который берет на себя предприятие, что в итоге увеличит его стоимость и благосостояние собственников. Значит, разумно создать кредитную политику, которая будет направлена на решение таких вопросов: кому выдавать товарный кредит, на какой период и на каких условиях. В рамках заключаемых с контрагентами договоров стоит определить:

  • предоставлять отсрочку платежа или не стоит;
  • срок ее предоставления;
  • размер скидки.

Давать или не давать отсрочку?


Решение о предоставлении отсрочки следует принимать после проведения объективного анализа работы контрагента на основе его финансового состояния и качества отношений между партнерами. Анализ следует проводить постоянно по каждому из контрагентов. По его результатам всем присваивается категория качества.

Таблица 1. Категории качества контрагента


Финансовое состояние определяется по отчетности на последнюю отчетную дату и может быть оценено следующим образом:

  • Плохое, если деятельность контрагента приносит убытки, долговые обязательства превышают 60% валюты баланса, размер кредитов и займов превышает 30% валюты баланса.
  • Среднее, если финансовые показатели контрагента нельзя оценить как хорошие или плохие.
  • Хорошее, если деятельность контрагента приносит прибыль, долговые обязательства не превышают 60% валюты баланса, размер кредитов и займов не превышает 30% валюты баланса.

Отношения между компаниями-партнерами оцениваются на момент проведения анализа и могут быть определены следующим образом:

  • Плохие, если на протяжении последнего года дебиторская задолженность была просрочена или оборачиваемость дебиторской задолженности по этому контрагенту превышает 120 дней.
  • Средние, если партнерские отношения нельзя оценить как хорошие или плохие.
  • Хорошие, если на протяжении последнего года дебиторская задолженность не была просрочена и ее оборачиваемость по данному контрагенту не превышает 30 дней.

С учетом финансового положения и оценки отношения между компаниями-партнерами контрагенту присваивается та или иная категория качества:

  • Первая категория означает, что контрагент является перспективным, требуется продление отсрочки платежа и/или предоставление скидки.
  • Вторая категория означает, что контрагент считается надежным, стоит провести анализ на предмет продления отсрочки платежа и/или предоставления скидки.
  • Третья категория присваивается сомнительным контрагентам, которым запрещено предоставлять дополнительную отсрочку платежа, но необходимо провести анализ на предмет предоставления особых условий.
  • Четвертая категория означает, что контрагент считается проблемным. Ему запрещено предоставлять дополнительную отсрочку платежа и скидки.

Пятая категория присваивается безнадежным контрагентам. В связи с этим стоит принять меры по возврату дебиторской задолженности.

Управляйте дебиторской задолженностью и возвратом денежных средств покупателей в единой сбалансированной системе — 1С:ERP!

Период отсрочки платежа и размер скидки


Решения о периоде отсрочки платежа и размере скидки следует принимать на базе расчета экономической эффективности (рост или падение объема торговых отношений с контрагентом). В итоге сравниваются дополнительные приростные доходы и дополнительные расходы. Если ожидается приростная прибыль, то выносится решение об изменении кредитной политики.

Определение приростной прибыли

Приростная прибыль — это разность выручки, которая была получена с дополнительного объема, и затрат в виде замораживания средств в дебиторской задолженности, а также предоставления скидки на дополнительный объем.

Эффективность деятельности организации можно оценивать по такому популярному показателю, как EBITDAR (объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и амортизации). Таким образом, рост выручки следует рассчитывать, учитывая эффективность по данному показателю: (V1 — V0) * R — положительная составляющая корректировки кредитной политики.

Затраты в виде замораживания средств — это размер предоставленной задолженности дебиторов, которая умножается на цену привлечения заемного капитала — средневзвешенной годовой ставки (в %) привлечения кредитов/займов: Kd * (ДЗ1 — ДЗ0) — отрицательная составляющая корректировки кредитной политики.

Затраты в виде предоставления скидки — это произведение размера скидки на объем продаж в ходе изменения кредитной политики: СК * V1 — отрицательная составляющая изменения кредитной политики.

В результате формула будет выглядеть следующим образом:

(V1 — V0) * R — Kd * (ДЗ1 — ДЗ0) — СК * V1 > 0.

В ходе преобразования получаем следующую формулу:

Kр > (R — Kd * ДЗ0 / V0) / (R — Kd * ДЗ1 / V1 — СК),

  • где Kр = V1 / V0 — наименьшее необходимое увеличение объема продаж;
  • V0 — годовой объем продаж до применения кредитной политики;
  • V1 — годовой объем продаж в ходе корректировки кредитной политики;
  • ДЗ0 — задолженность дебитора до применения кредитной политики;
  • ДЗ1 —задолженность дебитора в ходе корректировки кредитной политики;
  • R = EBITDAR / Выручка — Рентабельность;
  • Kd — средневзвешенная ставка по долговым обязательствам;
  • СК — размер скидки.

Кроме принципов классификации контрагентов в зависимости от категории качества и формулы расчета целесообразности предоставления отсрочки и/или скидки, также следует помнить о простых правилах при работе с задолженностью дебиторов. В идеале эти рекомендации следует прописать во внутренних документах организации, упоминать на корпоративном обучении и учитывать при финансовом стимулировании работников.

К ним можно отнести:

  • Добавление всех контрагентов, которые имеются по компании или группе компаний, в общую систему 1С. Там должна быть зафиксирована кредитная история взаимоотношений с организацией и платежная дисциплина, указаны ответственные сотрудники и иные сведения, которые нужны для ранжирования дебиторов.
  • Разграничение счетов контрагентов по размеру взаимного оборота и контроль за согласованностью действий сотрудников так, чтобы они были сосредоточены на наиболее крупных заказах.
  • Стимулирование работников, которые отвечают за взаимодействие с дебиторами, на получение оперативной оплаты от покупателей и наибольшей отсрочки платежей поставщикам посредством привязки бонусных выплат к движению денег, а не к объемам продаж.
  • Выставление счетов дебиторам немного раньше положенного срока в надежде получить преждевременную оплату.
  • По возможности выставление промежуточных счетов, разбиение заказов на такие этапы, по завершении которых подразумевается оплата.
  • Напоминание об оплате должникам на следующий день после истечения срока платежа. Не забывайте, что со временем вероятность поступления оплаты падает.

Учитывая данные по классификации контрагентов, расчету экономической целесообразности, а также рекомендации по работе с дебиторами, можно разработать разумную стратегию, которая при необходимости позволит учесть и моментально среагировать на условия изменяющегося положения на рынке.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.