Создаем CJM — карту путешествия потребителя
Что такое Customer Journey Map?
Customer Journey Map (далее — CJM)— это визуализация этапов взаимодействия вашего покупателя с компанией и продуктом. Путь клиента начинается от возникновения потребности до покупки и рекомендации другим людям через разные каналы.
CJM фиксирует шаги клиента и барьеры, которые могут возникнуть у него в процессе принятия решения о покупке. Задача бизнеса при составлении карты — исключить эти проблемы и облегчить потребительский путь.
Зачем бизнесу Customer Journey Map?
Имея Customer Journey Map, вы можете:
- Видеть и анализировать все этапы, через которые проходит ваш клиент от возникновения потребности в продукте до покупки и становления вашим постоянным клиентом.
- Зафиксировать и устранить все проблемы, которые могут возникнуть у клиента на каждом этапе.
- Анализировать взаимодействие клиента с каждым рекламным каналом в процессе покупки.
Создавая CJM для клиента, вы встаете на его место и описываете его опыт.
Создание Customer Journey Map
Перед созданием CJM определите сегмент вашей целевой аудитории, чей путь вы будете описывать. У вас должны быть определены портрет клиента этого сегмента и его потребность, которую можно реализовать с помощью вашего продукта. Мы рассказали об этапах изучения клиента в отдельной статье.
Сегодня существует очень много вариантов построения CJM: в виде визуальных карт, таблиц. Для создания карт разработаны специальные сервисы, например, UXPRESSIA или RealtimeBoard. Для создания таблицы подойдут и обычные Гугл Таблицы.
Универсальной модели описания клиентского пути нет. Мы в агентстве описываем путь клиента шестью этапами.
Далее описываем каждый этап клиентского пути следующими характеристиками.
- Цель. Опишите, для чего клиент проходит каждый этап.
- Процесс. Опишите, какие действия выполняет клиент на каждом этапе. Чем больше вариантов вы зафиксируете, тем лучше.
- Канал взаимодействия. Укажите все возможные способы, как клиент может взаимодействовать с вами на каждом этапе.
- KPI. Укажите показатели, с помощью которых вы измерите результат взаимодействия канала и клиента на каждом этапе.
- Рекламное сообщение. Опишите, какой посыл нужно транслировать в рекламе на каждом этапе общения с клиентом.
- Барьеры. Укажите все возможные варианты проблем/мыслей/страхов, которые могут мешать покупателю на пути покупки вашего продукта. Укажите как можно больше барьеров, чтобы проработать их все.
- Способы снижения барьеров. После того, как вы описали все возможные барьеры, укажите способ решения каждой проблемы.
Чтобы создание CJM не завело вас в тупик, мы подготовили шаблон для разработки карты.
На основе составленной CJM составьте список решений всех проблем и продумайте, каким образом вы можете улучшить пользовательский опыт.
Резюмируя, хотим напомнить, что CJM не решает проблемы клиентского пути, а только укажет, где и что в нём можно улучшить. Периодически обновляйте карту после устранения существующих барьеров и постоянно отслеживайте изменения потребностей ваших потребителей.