Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
Выбор редакции:
423 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Отсутствие плана и неусидчивая молодежь: с какими проблемами бизнес сталкивается прямо сейчас

Последние несколько лет в бизнесе принято характеризовать как турбулентные и нестабильные. Необходимость постоянно корректировать цели и обновлять планы их реализации остаются актуальными проблемами по сей день, однако многие компании уже научились с ними справляться.

Об этих и других трудностях, которые бизнесу приходится преодолевать сегодня, рассказывает управляющий партнер Novo BI Евгений Непейвода.

Сегодня уже можно сказать, что бизнесу удается справляться с проблемами, которые еще год назад кому-то могли казаться непреодолимыми. Наступил период адаптации. Освободившиеся ниши заполнили другие бренды, но у них нет такой колоссальной маркетинговой поддержки, а значит нужно больше время для того, чтобы потребитель сделал выбор и сформировал предпочтения. Есть параллельный импорт, цепочки поставок пересобрали, проводить международные расчеты и оплачивать зарубежные сервисы научились, а кому-то по-прежнему удается работать с иностранными подрядчиками. Да, многие процессы усложнились, но по-прежнему есть возможности для их реализации. Российские компании могут закупить, доставить и отправить все, что им нужно, просто увеличились сроки и стоимость доставки. В этом смысле от санкционного давления также пострадали и зарубежные компании, многие из которых были вынуждены полностью покинуть рынок.

Одна из ключевых проблем российского рынка труда сегодня — дефицит высококвалифицированных кадров, в особенности, в ИТ, строительной отрасли и сельском хозяйстве. Однако в целом вакансии закрываются, и с разработчиками, и какими-то техническими специалистами глобальных проблем не возникает. Несмотря на то, что в прошлом году довольно много специалистов релоцировались, ситуация не настолько острая, как о ней говорят. Сейчас наблюдается новый тренд — реэмиграция.

Более актуальная особенность в плане найма — это неусидчивость молодежи. У этого поколения, как правило, не принято долго работать на одном месте, инвестировать в собственную профессию, развивать свои компетенции. Доступность профессиональных курсов привела к тому, что рынок наполнили джуны, которые хотят быстрых и лёгких денег, и не готовы вкладывать время и силы в профессиональное развитие. Это становится проблемой. Многие из них обладают клиповым мышлением и не сильно погружаются в профессию — они хотят взять от одного места все и перескочить на другое. Но вместе с этим у молодежи как правило больше энтузиазма и желания сталкиваться с новыми вызовами. Специалисты старше 40 лет, как правило, обладают более обширным опытом и личностными качествами, которые необходимы для более планомерного достижения результата. Но при этом они медленнее приспосабливаются к каким-то переменам и нововведениям. Поэтому все эти аспекты обязательно стоит учитывать при найме.

Новый подход к планированию

То, что пропали длинные горизонты, уже всем понятно. И сегодня важно не столько планировать, сколько быть адаптивными. Да, можно потратить два месяца на то, чтобы составить подробный план на год, но в нашей реальности все может кардинально измениться еще до того, как начнется его реализация.. А времени на новый уже не будет. Это не говорит о том, что план сегодня не нужен — он нужен, но помимо него важно обладать умением адаптироваться под любые условия и делать это быстро.

Последние годы дали нам понять, что внезапно вмешаться в план может все, что угодно. Вместе с тем, стоит учитывать тот факт, что сегодня очень быстро совершенствуются технологии, отчего потребительское поведение сильно меняется. Раньше очень много говорили про end-to-end планирование, а сейчас это основа работы. Без сквозного видения невозможно отследить изменения и риски на всей цепочке поставок. К примеру, потребители распробовали новую фишку или поддались панике на фоне мнимого дефицита и стали скупать товар. Дистрибьютор об этом сообщает, и это сразу отражается в системе, расчеты автоматически обновляются, и накладок не происходит. Именно поэтому цепь нужно сделать прозрачной настолько, насколько это возможно.

Добиться подобной эффективности можно с помощью цифровизации. Внедрение цифровых инструментов помогает, во-первых, минимизировать человеческий фактор. Во-вторых, увеличить скорость реакции на те или иные события. В-третьих, — повысить качество сбора данных, поскольку от этого сильно зависит качество решений. Можно цифровизировать все процессы, внедрить большое количество дорогостоящих систем, но если загружать в них некорректные данные, решения на выходе все равно будут ошибочными.

Большие перспективы

Сейчас на будущее можно смотреть с предвкушением, а можно с опаской. И это зависит не от бизнеса и его специфики, а от индивидуального подхода и отношения к тому, что происходит. Да, сейчас сложный период, геополитическая обстановка не располагает к долгосрочному планированию, но это нормальная часть действительности. Пока никто не научился предсказывать появление черных лебедей. Подобные вещи уже происходили и еще будут происходить в других странах, жители которых также будут к ним адаптироваться. Мир всегда будет меняться, и под это нужно уметь подстраиваться.

Глядя на то, как успешно приспосабливается российский бизнес, можно вести разговоры о его обширных перспективах. Страна большая, ресурсов много, столько всего неосвоенного. Если тактически мы где-то сегодня проигрываем, то в долгосрочной стратегической перспективе возможности огромные. Хороший потенциал есть у всех компаний на рынке. Проще всего будет сырьевым и технологическим предприятиям. Сырьевым — потому что они будут работать как обычно, потребность в сырье постоянна. Технологическим — поскольку рынок столкнулся с необходимостью импортозамещения, а значит, нужны новые программы и инновационное оборудование, чтобы закрыть текущие задачи. Кроме того, учитывая современные тренды, многие привычные действия сейчас повсеместно цифровизируются. Медленнее всех адаптироваться будут авиация и телекоммуникации из-за недостатка необходимых деталей, которые не производят в России. Кроме того, с рынка ушли некоторые известные вендоры, которые занимались обслуживанием и ремонтом различной техники. Но это не значит, что процесс совсем остановится — Россия владеет важным и ценным сырьём, которое необходимо в мире технологий.

Прежде, чем идти дальше стоит принять, что бороться с неопределенностью не имеет смысла — в ней нужно научиться жить, работать, и развиваться. И чтобы эффективнее существовать в таком состоянии, нужно в бизнес-процессы вносить как можно больше определенности. Для этого необходимо анализировать огромное количество информации, автоматизировать многие процессы, минимизировать человеческий фактор и следить за теми аспектами, которые действительно влияют именно на ваш бизнес — это может быть сезонность, смена цен у партнеров, инновации, геополитика. Нужно делать так, чтобы системы помогали обработать как можно больше информации, которая будет складываться в максимально четкую картину, что очень важно для принятия ключевых решений. Именно поэтому тренд на цифровизацию сегодня — номер один. Цифровизация — это скорость!

Как внести определенность в бизнес-процессы

Что касается прогнозов, несмотря на неопределенность и обесценивание масштабного планирования, какой-то базовый сценарий у любой компании все равно должен быть. Просто его следует делать гибким и вписывать в него множество альтернативных вариантов развития событий. Если раньше было принято делать три варианта — классический, позитивный и негативный, то сейчас сценарии должны быть вариативными: например, что будет, если что-то произойдет с ключевым поставщиком, с основным сырьем и так далее. Идеальный бизнес-план должен быть вариативным и гибким. Также важно вводить контрольные точки — например, раз в неделю проверять, не пора ли что-то скорректировать.

Большой плюс цифровизации в том, что она позволяет актуализировать план хоть ежедневно. Например, сегодня утром появилась какая-то новая вводная, ты меняешь одну цифру в системе, и весь краткосрочный сценарий у тебя пересчитывается. Не нужно вручную все это выводить, уведомлять каждое звено, проверять. Все видно в системе. При этом важно внедрить систему, которая будет не простым дорогим калькулятором, а учитывать все особенности компании.

Впрочем, стоит понимать, что цифровизация — не панацея, и есть множество других нюансов, над которыми можно и нужно работать. Во-первых, нужно следить за трендами и следовать им — вспомните, как в пандемию многие оказались в плюсе благодаря оперативному переходу в онлайн. Во-вторых, важно находиться в диалоге с клиентами, партнерами и прислушиваться к тому, чего им не хватает, что изменить или улучшить. В-третьих, стоит анализировать все свои действия — смотреть за тем, что изменилось, почему, что сработало, а что — нет. При этом если кажется, что сами вы не справляетесь, лучше привлечь дополнительных специалистов — это поможет сэкономить время и деньги.

Среди других моментов, которым стоит уделить внимание — сбор сильной команды. Хороших специалистов можно найти среди бывших сотрудников компаний, покинувших российский рынок. Также не стоит бояться выходить на международные рынки и находить иностранных поставщиков — сегодня уже всем понятно, что речи об изоляции не идет, и за пределами страны есть партнеры, которые готовы работать с российскими предприятиями. При этом очень важно подбирать к себе в цепь надежных поставщиков — компания должна быть устойчивой для своей аудитории. И не забывать следить за потребителями, чувствовать их в моменте, потому что сегодня их поведение очень быстро меняется.

Резюмируя все вышесказанное, я бы посоветовал уже сейчас начинать думать о том, как жить дальше, когда турбулентность закончится, и можно будет отстегнуть ремни. Этот момент обязательно наступит, и к нему лучше подготовиться заранее.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.