Какая польза от геоинформационных систем

Международный День ГИС празднуется с 1999 года в каждую среду третьей недели ноября. Специально для этого года мы собрали увлекательные факты об истории и настоящем геоинформационных систем и сервисов.
Немного истории
Всего 100 лет назад первые аэрофотоснимки для создания карт получали с помощью воздушных шаров и даже голубей, которые носили на себе миниатюрные аппараты для фотосъемки. Сейчас это трудно представить, ведь сегодня всё это делают с помощью современных камер, дронов, спутников и даже IoT-устройств, а пользователь может в любой момент открыть точнейшие цифровые карты на своем смартфоне буквально за секунду.
Любопытно, что первые «ГИС-технологии» начали применяться вовсе не для планирования пути и построения маршрута, а для выявления вспышек холеры в 19 веке. Тогда была создана первая «тепловая» карта. Шарль Пике в 1832 вручную отмечал точки возникновения холеры на нарисованной карте в 48 районах Парижа, впервые применив концепцию пространственного анализа. Вдохновленный французским ученым, врач Джон Сноу (не путать с героем саги «Игра престолов») применил тот же принцип для изображения смертей от холеры в Лондоне в 1854 году. А уже в начале 20 века появилась техника печати, называемая фотоцинкографией, которая позволила разделять карту на множество слоев, что можно считать первым шагом к созданию современных геоинформационных систем.
Относительно недавно, в 1960-х годах, в Канаде геоданные стали анализировать для государственных целей — для землеустройства и управления ресурсами, а затем для улучшения навигации в самых разных отраслях. Стало понятно, что ГИС могут использоваться для бесчисленного списка задач, в том числе — для бизнеса.
Какие геотехнологии доступны бизнесу сегодня
- Геомаркетинг
Технологии геомаркетинга основаны на анализе географического распределения объектов на карте. Специальные геосервисы используют зональную статистику и другие статистические данные, связанные с местоположением. Это позволяет бизнесу определить оптимальное место, например, для открытия новой торговой точки, проанализировать местоположение конкурентов, численность и доходы населения в определенном районе, спрогнозировать объем продаж и понять, как изменится рынок при появлении новых коммерческих объектов.
- ГИС на базе AI
Да, теперь искусственный интеллект (AI) встречается везде. AI способен быстро обрабатывать огромные массивы пространственных данных, в том числе и геоинформационных, что позволяет бизнесу собирать и анализировать необходимую информацию и принимать более эффективные решения.
- Программные библиотеки для интеграции карт и геокодирования
Сегодня существуют специальные наборы инструментов, которые позволяют встраивать цифровые карты на сайт или в приложение, — такие программные библиотеки называются API. Они позволяют нам находить на карте пункты выдачи заказов, офисы и филиалы нужной компании, строить до них маршрут и видеть информацию о графике работы. Для бизнеса программные библиотеки содержат другие полезные опции. Например, в JS API 3.0 от API Яндекс Карт компаниям помимо возможности внедрить детальные интерактивные карты на сайт и кастомизировать их по дизайну доступны также функция Геокодера, которая автоматически переводит введенные адреса в координаты и обратно, и Геосаджест, который подсказывает правильные адреса при их вводе в поисковую строку, чтобы пользователи — клиенты и покупатели — не ошибались в них. При этом сотрудники компании могут строить маршруты сразу в несколько пунктов и точно рассчитывать ожидаемое время в пути.
- Технология навигации
Для таких отраслей как, например, логистика, электронная коммерция, автомобильная или добывающая промышленность, тоже есть геотехнологии, оптимизирующие бизнес-процессы. Одна из последних на рынке получила название NaviKit SDK и позволяет любой компании создать собственный автомобильный навигатор для iOS и Android под конкретные задачи бизнеса: ведение по маршруту можно настроить с учетом класса и габарита автомобиля, скоростных ограничений, исключения платных дорог и других параметров.
Может показаться, что помимо логистики и электронной коммерции не в каждом бизнесе есть место геоинформационным технологиям, однако сегодня это далеко не так. Современные ГИС нашли применение в самых разных отраслях — в том числе не самых очевидных, таких как:
- Разработка игр и развлечений на основе местоположения. Помните Pokemon Go? Это самый яркий пример использования ГИС в геймдеве. В целом разработка развлекательных и досуговых приложений на основе геоданных имеет огромный потенциал: пользователям уже доступны не просто мобильные игры, но и целые outdoor-квесты, учитывающие их геопозицию.
- Транспортировка природных ресурсов. Для этой отрасли особенно важны ГИС-решения и навигация. NaviKit SDK, о котором мы упоминали выше, дает возможность создать и настроить корпоративный автонавигатор под себя с учетом особенностей и веса груза, тоннажа транспорта, нужного времени оповещения о маневрах и ситуации на дороге, и прочих деталей, важных для ресурсодобывающей отрасли.
- Управление собственным автопарком. Сегодня компании используют ГИС-технологии, чтобы встроить интерактивные карты в свое приложение и водителям было удобно и комфортно работать, имея под рукой все необходимое — путевой лист, план доставок и маршрут на одном экране.
- Утилизация отходов. ГИС являются важным инструментом для планирования транспортировки и размещения объектов складирования, а также переработки и захоронения отходов. Они позволяют экономить время в пути, а следовательно и ресурсы на транспортировку отходов
- Дистрибуция продуктов. Ритейл давно использует данные ГИС для определения местоположения магазинов с точки зрения проходимости локации и концентрации населения. Однако немногие знают, что геотехнологии — это полезный инструмент и для управления фермами, ведь ГИС позволяют рассчитывать время доставки продукции, в том числе с коротким сроком годности и строгими требованиями к хранению.
- Перевозка экзотических грузов. Перевозка животных, медизделий, лекарств и произведений искусств — почти ювелирное дело. Очень важно обеспечить грузу дополнительную безопасность и учесть множество параметров. Здесь без ГИС-автоматизации никуда: встроенная навигация и карты помогают учитывать необходимые параметры транспортировки.
- Автомобильная промышленность. С помощью геотехнологий и готовых навигационных решений на рынке автопроизводители могут создать собственный автомобильный навигатор для бортового компьютера, не тратя большие ресурсы и годы на разработку. При этом встроенный качественный бортовой навигатор повышает привлекательность модели для покупателей, делая пользовательский опыт управления автомобилем более комфортным, ведь он избавляет от необходимости подключать дополнительные сторонние девайсы.
