Кому нужна еда в коробке?
Главные трансформации и тренды, которые отразились на рынках готовой еды, готовой кулинарии и доставке, обсудили участники первой конференции для производителей готовой еды и полуфабрикатов GOTOVO, прошедшей на днях в рамках 29-й Международной специализированной выставки Modern Bakery Moscow | Confex 2024 в ЦВК «Экспоцентр» в Москве.
Готовая еда все больше встраивается в повседневную жизнь потребителей, что делает потенциал рынка огромным, уверены эксперты.
Драйверы роста рынка готовой еды
![](/upload/other/b_66044c2565844.jpg)
В своем выступлении на площадке GOTOVO руководитель направления готовой еды в «Яндекс Лавке» Мария Дмитриева отметила, что рынок доставки готовой еды продолжает показывать стабильный рост, и за последний год в «Яндекс Лавке» покупателей готовой еды стало больше на 30%. Растет также количество заказов и чек.
Помимо
этого, по словам Марии Дмитриевой, сейчас
покупатели, особенно молодые, все чаще предпочитают домашней готовке готовые
блюда, поскольку это экономит им время и силы. А говоря о драйверах
категории, эксперт указала, что основные локомотивы — это высокое качество,
вкус и безопасность продукции. Именно такое сочетание укрепляет доверие
покупателей. С
этим согласен руководитель продукта
готовой еды «Кухни на районе» Михаил Парашкин: «Темп жизни в мегаполисах быстрее, люди сконцентрированы на карьере,
работе и никто не хочет тратить время на готовку». Эксперт подчеркнул, что
развитие сервисов доставки готовой еды, в том числе в классическом ритейле,
наблюдается в основном за счет крупных городов — мегаполисов с обширной агломерацией: Москвы, Санкт-Петербурга,
Екатеринбурга, Новосибирска, Краснодара. Очевидно, что сильный импульс для
своего развития этот сегмент продуктового рынка получил в пандемию. «Мы скоропостижно открылись четыре года
назад. Кухня у нас уже была, а сайт собрали за несколько дней. Продвижение
обеспечили знакомые блогеры. Все это позволило резво выйти на рынок, — поделился основатель пищевого производства Михайлик
kitchen Денис Михайлик. — Сейчас, конечно, так не получится —
медиаполе уже не то и нет тех соцсетей. Но тогда в нишу обычной готовой еды мы
ворвались одни из первых. И предложили доставку еды на 5 суток. Упакованная в
газомодифицированную среду еда живет до 7 суток без выделения вредных веществ». Готовая еда: мифы и барьеры Рассуждая
о существующих барьерах, спикеры сошлись во мнении, что главный из них — непонимание со стороны потребителя,
как устроена готовая еда в коробке. В первую очередь, есть стереотип, что такая
еда не может быть вкусной, потому что хранится несколько дней. И с этим важно
работать всем участникам рынка: например, больше рассказывать о контроле качества,
о составах блюд, о том, за счет чего продлевается срок годности и так далее. Сооснователь
и СЕO сервиса доставки готовых блюд justfood Сергей Королев рассказал, что фабрики сейчас рассчитывают норму калорий,
белков, жиров и углеводов (КБЖУ): «Мы запустили
линию домашней еды: пюрешка, котлетки. Это сейчас — потребительский запрос. Так вот, котлеты на производстве —
это вовсе не обязательно обильное масло и канцерогены, поскольку чаще всего
готовятся на противне». Кроме того, участники рынка уверены, что препятствием для
развития рынка может быть оплата доставки. В подтверждение этому руководитель аналитической группы РБК
Исследования рынков Инга Микаелян привела статистику, согласно которой, при введении даже минимальной платной
доставки 30-40% россиян задумываются об отказе от услуги, либо стремятся
снизить частоту пользования сервисом. «Курьеры — это дорого.
Не собираемся фокусироваться на этом, будем пользоваться услугами компаний.
Хотя и это все равно дорого, как для нас, так и для потребителей. Но хочешь
заказывать еду из ресторана — плати», — подтвердил директор по развитию бизнеса ГК «Шоколадница» Евгений Прохоров.
Эксперт признал, что отток покупателей из-за стоимости доставки случается, но
после того, как потребители «попереживают», все равно возвращаются. Также
спикер рассказал, что в таких случаях наряду со снижением по количеству заказов они наблюдали рост среднего чека. Ориентиры
развития: рестораны, регионы и крафтовый хлеб К
финалу дискуссии все эксперты были единодушны в том, что отношение потребителей
к готовой еде из коробки уже начинает меняться в лучшую сторону. Этому
способствует, во-первых, стремление производителей непрерывно улучшать качество
своей продукции, которое не теряется при доставке. И,
во-вторых, оптимальное логистическое взаимодействие между операторами рынка и
конечным потребителем, благодаря агрегаторам доставки. Сегодня на дом можно
заказать почти любое блюдо из ресторанов. В частности, по словам Инги Микаелян, сегодня каждый второй ресторан в России уже работает
с агрегаторами доставки, которые присутствуют более, чем в 300 городах
России. Директор по
развитию бизнеса в готовой еде Блока «Х5 Еда» Борис Мешков, комментируя ситуацию с готовой едой, сообщил, что на данный
момент эта категория в бизнесе группы занимает 3%, но в планах к 2025 году
увеличить долю в три раза: «Для нас это
новое направление, но мы видим ёмкость этого рынка. Понимаем, что ритейл в этом
отношении опережает рост HoReCa. И в ближайшие пять лет планируем стать
лидерами. На локальные производства в регионах смотрим через партнерство. Идем
в новые регионы». Вместе с тем эксперт сообщил, что емкость рынка готовой еды
на Дальнем Востоке почти втрое выше, чем
в центре. Также охарактеризовал как очень емкий в этом отношении рынок
готовой еды в Санкт-Петербурге, отметил и перспективы на юге страны. В целом, на готовую кулинарию, по
информации РБК Исследования рынков, приходится каждый четвертый рубль, который
россияне тратят на готовую еду. Говоря же о перспективах рынка, интересное
наблюдение озвучила спикер «Яндекс Лавки»: в ближайшие годы массовое
хлебопечение освоит технологию холодного брожения и сможет делать в большом
количестве так называемый крафтовый хлеб. Это может стать таким же мейнстримом,
как сегодня — кофе на вынос.