Считаю, по сути, такие жилкомплексы
— «мины замедленного действия». И они, к сожалению, продолжают появляться и в
столице, и по окраинам в большом количестве. Из-за определенной расстановки
корпусов они полностью изолируют горожан. Потому, казалось бы, правильная идея
о частной территории начинает работать обратным образом: отрезанными от города
становятся сами жители. Закрытость приводит к деградации внутренней территории:
коммерческое пространство и инфраструктура постепенно приходят в упадок. А
вокруг комплекса формируется своего рода «зона отчуждения», в которой нет
развития.
Одно
дело, когда живешь в квартире на 25-м этаже с видом на Центральный парк, но
совсем другое — на окна своего соседа. Если мы говорим про апартаменты, то и солнечный
свет в окна при уплотненной застройке корпусов ограниченно проникает. А утром,
чтобы спуститься вниз, можно застрять в целой пробке в ожидании лифта ...
С другой стороны, удачным я могу назвать проект
реконструкции ГЭС-2 на Болотной набережной в Москве по проекту мастерской
архитектора Ренцо Пиано. Это как раз тот случай, когда реконструкция отдельного
здания оказывает колоссальное влияние на окружающую застройку, превращая
отчасти потерянное городское пространство в место притяжения для горожан. Такие
объекты служат триггером для экономического, культурного и социального роста в
районе и городе.
— Расскажите о современных архитектурных решениях, которые
сегодня у вас в работе?
— Как
раз сейчас наша команда работает над реализацией проекта интерьеров в общественно-деловом
комплексе здания «Лахта Центр» в Санкт-Петербурге. Объект такого уровня требует
от нас использования самых современных решений как в оборудовании и в
материалах, так и в проектировании. Поскольку мы создаем авторские интерьеры,
опираясь на уникальные техники, то буквально сами создаем новые материалы и
придумываем, как их воплотить! Словом, работа увлекательная и технически
сложная, требующая применения современных производственных технологий и
инновационных идей.
—
Наверное, каждый архитектор в душе —
художник, а какой же художник не мечтает! У вас есть проект мечты?
— За годы своей работы я занимался
совершенно разными проектами, и все они были интересными, каждый открывал для
меня новые знания, дарил опыт и расширял горизонты. Не сказал бы, что у меня
есть какой-то конкретный проект мечты, ведь мне интересно исследовать все
аспекты архитектуры. Я хочу браться за новые для себя задачи и находить
решения.
Вот, к примеру, световой дизайн в архитектуре. С одной
стороны, свет должен дополнять заданный автором архитектурный облик. Но также
очень важно — и именно это я ценю в проектах светового дизайна — когда у
объекта, благодаря световому дизайну, появляются новые смыслы! Не только те,
что подчеркивают достоинства объекта, а и заставляют задуматься. Как бы
раскрывая новые сценарии, дополнительную реальность...
— К слову, про реальность, вы уже не первый год участвуете в
жюри отраслевой Премии «Золотой Фотон». Какие задачи ставите перед собой,
выполняя эту ответственную роль? Есть определенные ожидания от коллег и
проектов?
— Мне всегда любопытно следить за
развитием индустрии во всех ее проявлениях. И находясь в жюри Премии, конечно,
я рассчитываю увидеть и отметить инновационные художественные решения, которые
могут повлиять на развитие отрасли, прежде всего, с точки зрения дизайна и
архитектуры.
Нельзя не отметить, что с каждым
годом «Золотой Фотон» становится все интереснее, а уровень участников и
проектов — выше. Поэтому ожидания, безусловно, есть: надеюсь, что новый сезон
меня снова удивит. В хорошем смысле, конечно же.