Наш
собеседник также является соавтором более 40 архитектурных объектов, в их
числе — штаб-квартиры компании «Шелл» в России и Сбербанка в Минске, интерьеры
«Лахта Центра» в Санкт-Петербурге, а также торговые
центры, гостиницы и другие проекты. Архитектор Санду входит в жюри Евразийской премии «Золотой Фотон», которая в 2022 году пройдет уже в
пятый раз.
— Алексей, сегодня
про развитие комфортной городской среды
в рамках программы «Умный город» говорится довольно много. И это стало темой Премии
«Золотой Фотон» в новом сезоне. Интересна ваша оценка, как архитектора,
насколько «поумнели» наши дома, наша Москва?
— Как известно, современная Москва
находится в ряду мировых лидеров по уровню развития цифровых сервисов, которые
существенно облегчают жизнь горожан. Налажена тесная связь между проектами
мегаполиса: уличным видеонаблюдением, госуслугами, интеллектуальной
транспортной системой и другими инфраструктурными ресурсами. Сегодня житель
столицы может жить фактически только с одним телефоном в руке: заказать такси,
сделать покупки, оформить документы, взять самокат — и все это доступно в пару
кликов, а то и в один.
На
мой взгляд, такая цифровизация не только существенно облегчает жизнь, но и
экономит много времени и энергии горожан. Отрадно, что Москва лидирует среди
мировых мегаполисов. Но согласитесь, несколько грустно, что для России это уникальный
пример, и другие города значительно уступают столице по уровню развитию
концепции умного города.
Конечно, цифровые технологии нашли
свое отражение и в городской архитектуре. В частности, наше проектирование
ведется в BIM среде (Прим. — способ 3 D —моделирования инженерных сооружений ), мы храним файлы в облачных сервисах, а проектные команды
архитекторов уже давно не имеют привязки к физическому месту — ведь работать
можно из любой локации, был бы надежный интернет! Я думаю, что колоссальный
технологический прорыв, который подстегнула пандемия, теперь должен
распространиться на все сферы нашей жизни. И хочется выразить надежду, что во
все города страны.
— А есть проекты, которые вы назвали бы спорными в городской
архитектуре?
— Мое убеждение, что архитектор
должен анализировать все аспекты городской среды, уметь видеть и понимать, что
будет с тем или иным местом, сооружением в перспективе. Важно думать о создании
городского ландшафта, удобного для горожан. Сейчас Москва продолжает держать
курс на создание общественных городских пространств, которые своим
существованием формируют положительную городскую повестку.
Но и неудачных проектов, с точки
зрения городской среды, к сожалению, предостаточно. К таким я отношу
многоэтажные «гетто», обнесенные заборами. Так называемые «человейники» с
замкнутой внутри своих дворов «необходимой» инфраструктурой. На деле, самым
минимумом из необходимого. И зачастую они «садятся» на устаревшую транспортную
инфраструктуру, которая совершенно для этого не предназначена.
Считаю, по сути, такие жилкомплексы
— «мины замедленного действия». И они, к сожалению, продолжают появляться и в
столице, и по окраинам в большом количестве. Из-за определенной расстановки
корпусов они полностью изолируют горожан. Потому, казалось бы, правильная идея
о частной территории начинает работать обратным образом: отрезанными от города
становятся сами жители. Закрытость приводит к деградации внутренней территории:
коммерческое пространство и инфраструктура постепенно приходят в упадок. А
вокруг комплекса формируется своего рода «зона отчуждения», в которой нет
развития.
Одно
дело, когда живешь в квартире на 25-м этаже с видом на Центральный парк, но
совсем другое — на окна своего соседа. Если мы говорим про апартаменты, то и солнечный
свет в окна при уплотненной застройке корпусов ограниченно проникает. А утром,
чтобы спуститься вниз, можно застрять в целой пробке в ожидании лифта ...
С другой стороны, удачным я могу назвать проект
реконструкции ГЭС-2 на Болотной набережной в Москве по проекту мастерской
архитектора Ренцо Пиано. Это как раз тот случай, когда реконструкция отдельного
здания оказывает колоссальное влияние на окружающую застройку, превращая
отчасти потерянное городское пространство в место притяжения для горожан. Такие
объекты служат триггером для экономического, культурного и социального роста в
районе и городе.
— Расскажите о современных архитектурных решениях, которые
сегодня у вас в работе?
— Как
раз сейчас наша команда работает над реализацией проекта интерьеров в общественно-деловом
комплексе здания «Лахта Центр» в Санкт-Петербурге. Объект такого уровня требует
от нас использования самых современных решений как в оборудовании и в
материалах, так и в проектировании. Поскольку мы создаем авторские интерьеры,
опираясь на уникальные техники, то буквально сами создаем новые материалы и
придумываем, как их воплотить! Словом, работа увлекательная и технически
сложная, требующая применения современных производственных технологий и
инновационных идей.
—
Наверное, каждый архитектор в душе —
художник, а какой же художник не мечтает! У вас есть проект мечты?
— За годы своей работы я занимался
совершенно разными проектами, и все они были интересными, каждый открывал для
меня новые знания, дарил опыт и расширял горизонты. Не сказал бы, что у меня
есть какой-то конкретный проект мечты, ведь мне интересно исследовать все
аспекты архитектуры. Я хочу браться за новые для себя задачи и находить
решения.
Вот, к примеру, световой дизайн в архитектуре. С одной
стороны, свет должен дополнять заданный автором архитектурный облик. Но также
очень важно — и именно это я ценю в проектах светового дизайна — когда у
объекта, благодаря световому дизайну, появляются новые смыслы! Не только те,
что подчеркивают достоинства объекта, а и заставляют задуматься. Как бы
раскрывая новые сценарии, дополнительную реальность...
— К слову, про реальность, вы уже не первый год участвуете в
жюри отраслевой Премии «Золотой Фотон». Какие задачи ставите перед собой,
выполняя эту ответственную роль? Есть определенные ожидания от коллег и
проектов?
— Мне всегда любопытно следить за
развитием индустрии во всех ее проявлениях. И находясь в жюри Премии, конечно,
я рассчитываю увидеть и отметить инновационные художественные решения, которые
могут повлиять на развитие отрасли, прежде всего, с точки зрения дизайна и
архитектуры.
Нельзя не отметить, что с каждым
годом «Золотой Фотон» становится все интереснее, а уровень участников и
проектов — выше. Поэтому ожидания, безусловно, есть: надеюсь, что новый сезон
меня снова удивит. В хорошем смысле, конечно же.