5 идеологов современных медиа о том, как должны работать СМИ
У каждого движения есть лидер. Или лидеры. Сегодня рассказываем о 5 идеологах современных медиа, которые предугадывают тренды и видят будущее.
Лев Манович
Лев Манович — преподаватель Университета Нью-Йорка, специалист по новым медиа и Big Data. The Verge внес его в список людей, которые определяют будущее. До того, как у Мановича появился компьютер, два года писал код на бумаге.
Software is the message
Для Мановича ключевой факт то, что все медиа в интернете управляются компьютерными программами. «Software is the message» - одна из его статей. Это явная полемика с «Media is the message» Маршалла Маклюэна.
Маклюэн считает, что средство передачи информации определяет, какой должна быть информация. Телевизионная программа с харизматичным ведущим и динамичным видеорядом будет успешнее, чем программа, которую ведет человек с приятным голосом на фоне океана. Но на радио ведущий с приятным голосом победит. В интернет-медиа сообщением становится программа.
От того, какими программами мы пользуемся, зависит то, какой контент мы будем производить хорошо, а какой плохо. От верного выбора софта зависит, достигнем мы в итоге того эффекта от материала, которого хотели или нет.
Проблема в том, что большинство до сих пор не знает, как работает medium. Мы не понимаем, как работают устройства и программы, которыми пользуемся в работе и в жизни.
Джефф Джарвис
Джефф Джарвис — директор программы интерактивной журналистики в Университете Нью-Йорка.
Медиа - это сервис
СМИ должны перестать воспринимать аудиторию как массу. Такое понимание осталось от прошлых средств передачи информации: журналист производит сообщение и имеет возможность его распространить.
Медиа сами создали идею массы, и она их убивает. СМИ должны по-другому взглянуть на свой бизнес. Это не производство контента. Их бизнес - сервис. Сервис - это то, что улучшает жизнь: делает ее удобной и комфортной. Для этого нужно воспринимать аудиторию как конкретных людей и сообщества. До того, как начать решать проблемы этих людей и сообществ, надо понять, в чем проблемы. Сантехник не приходит к вам каждый день, со словами: «Давайте я починю вам туалет». Сантехник нужен, когда туалет сломан.
Важный момент: сервис должен знать, удалось ли ему решить проблему.
Своим предприимчивым студентам с факультета журналистики я даю самое широкое определение [журналистики]: журналистика помогает обществу организовывать свои знания, чтобы общество могло лучше организовать себя. Таким образом, все, что надежно служит информированию общества, является журналистикой.
Генри Дженкинс
Генри Дженкинс — профессор коммуникации, журналистики и киноискусства в университете Южной Калифорнии. Одним из первых задался вопросом изменения аудитории в медиа с развитием цифровых технологий.
Культура участия
С тех пор, как интернет дал возможность комментировать записи и общаться на форумах, в обществе произошёл культурный скачок. Интернет сделал нас другими. Мы не будем просто потребителями контента. Ещё недавно мы могли смотреть телевизор, читать газету, а потом говорить, плохо написано или хорошо.
Дженкинс уверен, что сейчас нельзя создать успешное медиа, которое просто информирует. Медиа нужно создавать с учётом того, что пользователь будет принимать активное участие в производстве продукта. Поэтому нужно не создавать контент и отдавать его массам, а создавать удобную среду, где пользователи сами смогут, а главное захотят, производить контент. Задача медиаменеджера — придумать механизм, которые будет собирать пользователей, желающих самостоятельно генерировать и развивать контент медиа.
Кен Доктор
Кен Доктор — аналитик исследовательской лаборатории Nieman Journalist Lab. Активно исследует медиа и форматы донесения информации. Свои идеи по новым способам донесения новостей высказал в книге «Ньюсономика».
Выигрывает тот, у кого правильный формат
Важен не размер текста или длина видео, а удобство. Если человеку удобнее посмотреть видео с места событий, а не прочитать репортаж, он выберет видео.
За индивидуальными предложениями будущее
Кен Доктор особенно верит в индивидуальные предложения для читателей. Он считает, что даже размер платы за информацию пользователь должен выбирать сам, в зависимости от личных предпочтений. Выиграет то медиа, которое перестанет равнять всех под одну гребёнку, а предложит индивидуальный контентный пакет за разумную цену. Именно персональное предложение станет переходной точкой от современных изданий к медиа будущего.
Медиа должны зарабатывать на контенте, а не на рекламе
СМИ должны распространять контент платно. Тогда издания не будут пестреть рекламными баннерами и статьями, которые не окупают труд журналистов и раздражают потребителей. Конечные пользователи должны формировать основной доход медиа, а не рекламные бюджеты.
Информация пойдёт напрямую в мозг
Доктор уверен, что через 50 лет информация будет доноситься напрямую в человеческий мозг с помощью биотехнологий и кибернетических возможностей. Сейчас все устройства, с которых люди получают информацию, внешние, а усваиваются данные внутренне. В будущем разрыв устранят.
Клэй Ширки
Клэй Ширки — американский писатель, преподаватель, исследователь эффектов интернета на общество.
Когда дефицит исчезает, начинаются социальные изменения
Новые способы донесения информации шаг за шагом ликвидировали дефицит. Раньше людям не хватало информации, а сейчас ее в избытке. В тот момент, когда дефицит начал исчезать, начались глобальные социальные изменения. Чем больше информации, тем больше поводов для спора. То есть чем больше знаний, тем больше конфликтов. Это побочный эффект расширения медийного пространства.