Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
1 332 24 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

№3. Нейминг

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Кто из нас не завидовал удачным названиям продуктов? Таким, как Skype, Twitter или Google — вкусным, превратившимся в нарицательные слова.
52bd67861cd56.jpg
крайне удачный нейминг

Кто не мечтал, чтобы название его продукта превратилось в глагол? Который бы люди употребляли вместо обычного, каждый раз бесплатно вас рекламируя...

На самом деле, супер-название вовсе не обязательно для успеха проекта. И этому есть много примеров: тревел-сервисы «Островок» и «Октого», билетные агентства «Энивейэнидей» и «Уантутрип» довольно популярны, несмотря на их странные имена. Что уж говорить про «Hyundai» и «SsangYoung» — откровенно непристойные для русского слуха названия, похоже, никак не вредят продажам.

52bd697dee009.jpg
и как они это произносили?...

Тем не менее, если вы еще не успели получить миллионные инвестиции, неудачное название, о которое будут спотыкаться пользователи и инвесторы, будет вам постоянно мешать. Поэтому лучше постараться придумать что-то подходящее на старте.

Начав искать название для нашего сервиса, мы задумались над тем, каким одно должно быть. Что отличает удачное название от неудачного? Мы выделили пять основных правил.

1. Самое главное в названии — эмоциональный эффект от его звучания; вкус на языке, если покатать его во рту. Эта эмоция должна соответствовать идее вашего проекта, его бренду. Важно, чтобы людям приятно было называть проект по имени, и рассказывать о нём другим.

52bd69d987576.jpg
вне конкуренции по вкусу

2. Второе по важности — смысл названия, или же смысловые коннотации. Что оно означает? Название может намекать на область вашего продукта, отражать какую-то его важную сторону, помогать людям запомнить его. Хорошие примеры — щебечущий «Твиттер», умный «Интель», облачный «Скайп».

Смысл может усилить эмоциональное восприятие названия, но всё же он не обязателен. Например, «Хабрахабр» настолько впечатляющ, что ему смысл не обязателен. «Найк» излучает энергию, даже если не знать, что это — имя греческой богини победы. Однако важно, чтобы смысл не противоречил идее проекта. Так, выбирать отели на «Островке» несколько странно, хотя, конечно, к этому можно привыкнуть.

52bd6a9f3b4c3.jpg
понятнее уже некуда

3. Ещё одна важная вещь, о которой часто забывают — встраиваемость названия в речь. Подумайте, как будет звучать фразы: «Поищи это на ХХХ», «Я заказал это на ХХХ», «Не представляю, что бы я делала без ХХХ». Если ваше название выламывает людям язык, не укладываясь в разговор, то люди будут избегать или коверкать его.

Легко сказать — «Я купил эту книгу на Озоне», «Я продал свой старый телефон на Авито». Но попробуйте произнести: «Я купил билет на Энивейэнидей», — у вас ничего не получится. Поэтому придётся выкручиваться, примерно так: «Я купил билет на сайте, ну, называется по-английски Эни вей эни дей, ну, первая буква А...» Надо ли это вам?

52bd6b0909da3.jpg
приз за самое простое название на свете

4. Название должно иметь однозначное написание, как русскими, так и латинскими буквами. Тогда, услышав его, люди смогут легко ввести адрес в строку браузера, или в строку поисковика. Стоит помнить, что ваши пользователи могут не владеть английским языком. Тогда написание названий вроде «Юду» (Youdo) будут тяжело им даваться: ведь в английском слова пишутся вовсе не так, как слышатся.
52bd6b7ca65d9.jpg
а вот treugolnik везде пишется одинаково!

5. Название должно быть таким, чтобы люди могли его полюбить. Чтобы людям нравилось произносить его, для дела или просто так. Нравилось пользоваться предметами, где оно изображено, или даже носить одежду с ним. А если у вас социальная сеть, хорошо если люди смогут использовать название для обозначения её участников.

Например, участники торговой площадки Etsy ласково называют себя fellow Etsians. Это наименование работает как некое особое гражданство, даря ощущение гордости — но и ответственности. Такова может быть заслуга удачного названия.
52bd6c000be4f.jpg
...и не только люди должны любить ваше название!

Признаемся: выделив для себя эти пять правил, мы были в ужасе. Потому что поняли: никогда нам не придумать ничего, хотя бы близко соответствующее установленной планке.

Для российского проекта всё осложняется тем, что название должно работать как в русском варианте, так и в английском. Оно должно хорошо встраиваться в речь, и при этом красиво смотреться в адресной строке браузера. Это условие уменьшает возможные варианты ещё раз в десять.
52bd6d25c5cf5.jpg
а ну, буржуй, попробуй произнеси!

Что мы только не делали! Перебирали разные английские, латинские, греческие и санскритские слова (всё занято). Ужасались тому, сколько в русских словах кошмарных шипящих, непроизносимых сочетаний согласных и гласных букв, категорически противопоказанных для английского написания. Писали скрипты, ищущие свободные домены по установленным правилам. Мы думали над названием в офисе, в кафе, и в машине по пути из одного места в другое. Думали за завтраком, обедом и ужином, во сне и в туалете, в магазине и в кинотеатре. Наши мозги кипели, и после двух месяцев такого режима, нам казалось, что мы сейчас сойдём с ума.
52bd6e0659961.jpg
оказывается, раньше его ещё и курили

Однажды вечером мы сидели в офисе, перебирая вслух очередную порцию безумных вариантов. Дело шло вяло, все устали, и вдруг один из нас произнёс «Репка!», сразу по привычке сдав назад: «Нет, опять не то, мусор, глупость.... но постойте-ка!»

Стали смотреть, и поняли, что это слово полностью нам подходит:

  • эмоция — несерьёзная, весёлая, бодрая, как раз то, что нужно для непринуждённой, неформальной атмосферы, которую мы хотели построить на сайте.
  • смысл — намёк на известную каждому сказку: совместное дело, которое состоится, только если люди помогут друг другу. Это в точности отражает главную особенность торговли на нашей площадке.
  • идеально встраивается в речь, так как это простое русское слово.
  • однозначно пишется латинскими буквами, хорошо выглядит, очень просто воспринять на слух.

Но как быть с пятым правилом? Заранее угадать, как отнесутся к слову «Репка» люди, было невозможно. И только после того, как мы создали под этим именем сайт, стало ясно, что название понравилось нашим пользователям. А многие даже полюбили его, называя сервис «наша Репка», а себя — «репчанами».
52bd7372cd88f.jpg
любовь — страшная сила


Правильно подобранное название помогло нам запустить проект, и помогает каждый день, просто потому что люди с удовольствием пишут и произносят его. Теперь мы точно знаем, что время на него было потрачено не зря. И всем можем посоветовать: не жалейте сил на поиск хорошего названия. Это фундамент вашего бренда, точка отсчёта для коммуникации с окружающим миром. И как бы это ни казалось трудным, знайте: если вы любите свой проект, у вас обязательно получится придумать то, что нужно.
52bd6ee3cb6f1.jpg
то, что нужно!
0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
СОЛОМКА — креативное PR агентство!
Соломка — надежный партнер в продвижении компаний и личных брендов
Антон Говорков
Интересно, название Эвитерра вы посчитали бы удачным?

И еще вы наверное забыли написать про то, что домен еще свободен должен быть! Выдумаешь хорошее название, а домен то и занят.
Ответить
Показать предыдущие комментарии
HostMax
Умное продвижение сайтов.
Валентин Филиппов
Антон, конечно с деньгами проще :-) но здесь всегда приходится искать компромисс. Возможно, в нашем случае мы могли бы на первых порах использовать домен repka-market или типа того. Но это принесло бы массу трудностей в раскрутке.
Ответить
HostMax
Умное продвижение сайтов.
Валентин Филиппов
Денис, к сожалению хорошее синтетическое имя придумать очень и очень нелегко. Хотя проблему с доменом оно конечно решает :)
Ответить
HostMax
Умное продвижение сайтов.
Валентин Филиппов
Согласен, у Евитерры был лучший UI. Жаль, что у них такие проблемы сейчас.
Ответить
СОЛОМКА — креативное PR агентство!
Соломка — надежный партнер в продвижении компаний и личных брендов
Антон Говорков
Тогда получается если у команды не более $50к на создание прототипа и его промоушн до первой прибыли, то можно и доменом попроще обойтись.

Но придется забить на SEO. Возможно еще будут проблемы с раскруткой через сарафанное радио. Вряд ли кто то стал бы у вас с друзьями делиться каким то репкамаркетом.
Ответить
Клиенты для автошколы
Маркетинговое агентство
Андрей Сергеев
Здравствуйте, Антон.

Разные бывают ситуации. Например, если вы создаете бизнес-проект, ориентированный на последующее получение прибыли, то лучше конечно сразу рассчитать свои возможности и проработать правильно все вопросы с брендированием.

Если с деньгами есть сложности, значит нужно расставлять приоритеты. Например если в вашем маркетинговом плане главный пункт привлечения аудитории это seo, значит надо найти деньги на домены сразу.

Ну а если вы создаете прототип для последующего поиска инвесторов, то сойдет и временное название. Постоянное можно будет позже, когда получите деньги и начнете строить бизнес.
Ответить
JORNL - мобильные журналы
Журналы для iPad и iPhone
Денис Бекларов
Что вы думаете о нашем названии JORNL? Написание, конечно, неоднозначное, но на мой взгляд сразу ясно ,что мы журнал и коротко, легко произнести.
Ответить
DOMENAMES
Биржа нейминга
Denis Eremenko
важно что оно синтетическое, и будет все равно читаться как джорнал
Ответить
HostMax
Умное продвижение сайтов.
Валентин Филиппов
Если ваш сайт будет работать с русскоязычной аудиторией, то название представляется мне не очень удачным. Его трудно произнести, трудно объяснить другому человеку как оно пишется. Скорее всего, его будут произносить как "Журнал", а это неудачное название, так как журналов в Интернете много.

Интересно, что, например, такой проблемы нет у tumbr-а, который у нас величают просто "тумблером", и у flickr-а, который спокойно произносится как "фликр". Но вообще мода на сокращения уже в прошлом :)
Ответить
СОЛОМКА — креативное PR агентство!
Соломка — надежный партнер в продвижении компаний и личных брендов
Антон Говорков
Хотели видимо покороче назвать. Это правильно, но только если понятно как это написать и произнести. Например Roem.

Как вы например знакомому продиктуете это название? Джей как крючок, Буква О, английская Р, английская Н. И так далее. Сложно. По телефону отвечать: "Здравствуйте, это компания Жорнл. Слушаю вас".

Мне больше нравится что то как у Пеганова "Цукерберг позвонит". Классно для ПиАра. Но, домен вот к такому названию фиг подберешь.

В вашем случае что то типа "ЖУРавли НАЛетят на...". Так часто делают Рестораны. Это придает индивидуальности, но мешает потом при масштабировании.
Ответить
DOMENAMES
Биржа нейминга
Denis Eremenko
Господа, наш стартап призван решать вопросы с неймингом: http://spark.ru/startup/52ca32f0a5fed
Ответить
Показать предыдущие комментарии
СОЛОМКА — креативное PR агентство!
Соломка — надежный партнер в продвижении компаний и личных брендов
Антон Говорков
Денис, а можете примеры привести работающих проектов, которые через вас нашли себе нейминг?

Я знаю, что на фриланс биржах есть такие конкурсы, но не слышал об удачных историях с таким подбором.

В принципе илея хорошая, но все новорят, что только основатели могу для себя придумать правильное название.
Ответить
DOMENAMES
Биржа нейминга
Denis Eremenko
у нас как правило американцы себе заказывали нейминг, но вообще могу сказать, что та же Eltima использует имя придуманное нами, или например PinMe, сервис который сейчас делают итальянцы. Так что примеры есть и слава Богу удачные.
Ответить
HostMax
Умное продвижение сайтов.
Валентин Филиппов
Денис, интересный проект, будет здорово если сработает. Однако у меня есть опасения по поводу успешности подобранных таким образом имён. Дело в том, что подбор имени — дело сложное, требующее от специалиста хорошего понимания проекта, много времени на работу, да и просто достаточного уровня профессионализма. Профессионал может не только подобрать имя, но и объяснить клиенту, почему оно так хорошо.

Подробнее об этом можно почитать здесь: http://nancyfriedman.typepad.com/away_with_words/2008/06/is-crowdsourcing-a-good-substitute-for-professional-naming.html
Ответить
СОЛОМКА — креативное PR агентство!
Соломка — надежный партнер в продвижении компаний и личных брендов
Антон Говорков
Помоему PinMe это не плохо!
Ответить
Клиенты для автошколы
Маркетинговое агентство
Андрей Сергеев
Денис, отличный проект.
Когда ищешь название для нового стартапа есть желание обратиться ко всем возможным источникам идей и ваш проект тоже может в этом помочь.
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.