редакции
Telegram для бизнеса: инструкция и советы на 2020 год
В 2020 Telegram уже получил достаточное количество функций, чтобы комфортно использовать его для бизнеса. Но здесь пока нет такой конкуренции, как в Facebook и Instagram, где до обычного пользователя не доходит 90% постов от тех, на кого он подписан.
Telegram объединил преимущества мессенджера и соцсети, став уникальным инструментом для продвижения бизнеса. Как работать с ТГ в 2020 — рассказываем в этом подробном гайде.
Telegram для бизнеса: кому и зачем
Канал в Telegram — это метафорическая трибуна, вокруг которой собирается толпа подписчиков. Если рассказчик на трибуне интересен, читателей канала становится больше. Сменился спикер, изменился стиль подачи — и люди начинают отписываться.
Например, так произошло с некогда вирусным каналом «Бывшая» — после смены владельца в нем стало много рекламы, и количество подписчиков резко уменьшилось. Делаем вывод: создавать Telegram-канал нужно, когда у вас есть полезный и интересный контент, которым вы хотите регулярно делиться.
Обязательно ли бизнесу вести Telegram?
Ответ неоднозначный. С одной стороны, практически каждому бизнесу, независимо от сферы, есть о чем рассказать подписчикам.
Например, чем бы мог поделиться сервис по правописанию? Все просто: на канале Correctarium ребята дают ежедневные советы по грамотности в русском и иностранных языках. Канал собрал уже более 7000 подписчиков.
С другой стороны, все зависит от масштаба вашего бизнеса и целевой аудитории. Например, если вы продаете рапсовый жмых фермерам — скорее всего, Telegram не поможет вам повысить продажи.
Но, если вы влюблены в свое дело, ваша ЦА использует Telegram и вам есть, что рассказать с трибуны — ваш канал может стать отличным способом для привлечения клиентов.
Продвижение в Telegram: 10 первых шагов
Качественная идея
Некоторые темы в Telegram популярней других: согласно AboutSMM, в январе 2018 в ТГ было больше всего каналов о юморе и образовании, а также личных блогов. Но, как бы не распределялись проценты, в 2020 в Telegram сложно найти незаполненную нишу — ведь общее количество каналов уже исчисляется миллионами. В любой тематике у вас будут сильные конкуренты, и без качественной идеи вы вряд ли сможете добиться популярности. Чтобы выделиться, попробуйте найти свежую, не заезженную тему в своей сфере. Ищите фишку, которая будет отличать вас от других. К примеру, эксперт в мясе Света Ханинаева ведет аутентичный канал под названием «Песнь дыма и кетчупа». Она не только публикует рецепты и пишет об истории кухни, но и разбавляет серьезный контент такими вставками: У нас было 2 копченых гуся, несколько салатов, 5 упаковок микрозелени, пол-солонки малдонской соли и целое множество шашлычков-якитори всех сортов и расцветок, самодельные японские соленья, а также сакэ, вино, поллитра японского виски и 2 дюжины устриц. Не то чтобы это был необходимый запас для встречи Нового года, но если начал готовить еду, становится трудно остановиться. Чтобы определиться с идеей, контентом и рубриками канала, нужно четко понимать, для кого вы планируете писать. Ведя бизнес, вы наверняка уже многое знаете о своей ЦА. Нужно освежить знания? Все и даже больше о целевой аудитории вы найдете в этих материалах: Как определить целевую аудиторию. Часть 1: анализ, сегменты, виды Как определить целевую аудиторию. Часть 2: портреты, психотипы и примеры Определившись с ЦА, вы поймете, какой tone of voice использовать, чем делиться с подписчиками, как лучше с ними взаимодействовать. Telegram — это платформа, где важнее всего текст. Нельзя просто копировать тысячу чужих, пусть и сногсшибательных постов, в надежде на успех. Начиная канал, вы должны быть готовы излагать свои мысли. Даже сообщая подписчикам какую-то новость, дополняйте ее собственным мнением. Сухие факты никому не интересны — новостные порталы уже опубликовали их за вас. Создавая рубрики контента, отталкивайтесь от двух факторов: На стыке этих двух вопросов и окажется интересный, полезный контент, который оценят ваши подписчики. Периодически проверяйте, на правильном ли вы пути: спрашивайте у читателей, какие из ваших рубрик им (не)интересны, о чем они хотели бы узнать больше. Например, Игорь Головко, CEO Rezart Agency, недавно провел в своем канале о маркетинге такой опрос: Несмотря на важность текста, визуальное восприятие никто не отменял. Чтобы сделать канал интересней, попробуйте создать собственный стиль постов и иллюстраций. В Telegram-каналах люди чаще всего читают посты не в момент выхода, а когда им удобно. Но систематичность публикаций все равно стоит соблюдать — если вы будете писать раз в месяц, о вас попросту забудут. Оптимальное количество постов для Telegram — один-три в день. Но существуют каналы с определенной спецификой: например, о скидках на вещи или путешествия. Здесь число публикаций будет зависеть от количества выгодных предложений. Если вы узнали сверхъестественную новость, которая взорвет канал — не ждите запланированного времени публикации и делайте пост сразу. Поздний вечер? Используйте «тихий» режим — при наборе текста нажмите на колокольчик и пользователей не потревожит звуковое уведомление. Создавая канал, вы можете пригласить в него друзей, коллег и френдов в соцсетях. Это отличный способ набрать первых 200 подписчиков: именно столько разрешает инвайтить Telegram. Не стоит рассылать инвайты малознакомым людям, которых вряд ли заинтересует ваш канал. К примеру, автор сего текста как-то получила приглашение от малознакомого коллеги, который вел канал 18+. Стоит ли говорить, что дружба с этим коллегой не сложилась? Выбирайте среди своего окружения тех, кому будет интересна тематика канала — и первые 200 подписчиков у вас в кармане. ВП (сокращенно от «взаимный пиар») — самый логичный способ бесплатного продвижения Telegram-канала. Чтобы получить максимальный прирост подписчиков, стоит выбирать каналы в смежной с вами тематике. Например, если вы пишете о макияже, вряд ли стоит договариваться о ВП с владельцем канала про рестлинг. А вот каналы об уходе за кожей и волосами вполне подойдут. Выбирая автора, обращайте внимание на его число подписчиков: если он намного популярней, то ВП с вами ему вряд ли интересен. И не стоит гнаться за популярными аккаунтами: зачастую у маленьких блогов куда более лояльная аудитория, которая с удовольствием подпишется на канал, что им рекомендуют. Еще один бесплатный способ продвижения — каталоги Telegram-каналов и подборки, которые публикуют на различных сайтах. Это могут быть как отдельные сайты, так и специализированные каналы. Размещение в таких каталогах бесплатно, но в некоторых есть определенные критерии размещения. Вот несколько популярных каталогов: https://ru.telegram-store.com/catalog https://t.me/catalogTelegramChannels Когда читателю нужен хороший канал на определенную тему, он чаще всего ищет его через подборки на различных сайтах. Чтобы попасть в такую подборку, нужно договориться с ее автором. Можно предложить ВП, некую услугу, работы в будущем. Здесь все зависит от ваших навыков ведения переговоров. Пример рекламной подборки каналов. Важно понимать — если ваш канал покажется пользователям неинтересным, результата от рекламы почти не будет. А те, кто подписался — вскоре отпишутся. Контент по-прежнему король. Если с контентом все ОК и есть бюджет на рекламу, то это отличный способ быстро набрать подписчиков. Начните с малого — выберите сумму, которую можете без проблем выделить на рекламу и отталкивайтесь от нее. Скажем, $30 хватит для того, чтобы заказать первую рекламу в мелких каналах и подборках. Если у вас пока мало подписчиков, не стоит тратиться на рекламу у крупных блогеров — не факт, что их аудитория захочет подписаться на небольшой аккаунт. Возможное исключение — каналы, где целевая аудитория или стиль подачи автора практически совпадает с вашей. Выбрать каналы для рекламы можно на специальных сервисах вроде TgStat или просто обратиться напрямую к тем блогерам, которые вас интересуют. Еще канал можно рекламировать в социальных сетях. Но обратите внимание, что средняя цена привлечения подписчика будет выше, чем в случае с рекламой напрямую у владельцев каналов. Здесь есть две возможности: продвижение у блогеров и таргетированная реклама. Если вы еще не работали с таргетингом, рекомендуем этот подробный гайд по настройке. А о том, как правильно сотрудничать с блогерами, читайте здесь. Бесплатный, но очень затратный по времени способ продвижения. Заключается в том, чтобы вести активную «жизнь» на форумах и в блогах по тематике вашего канала + периодически ненавязчиво советовать свой канал. Если вы планируете использовать этот способ, то крайне важно не перейти грань. Нужно зарекомендовать себя, как полезный эксперт, который помогает советом, а не как навязчивый владелец канала, что пытается впарить читателям подписку. Говорить здесь особо нечего, накрутки — это фальшиво и безрезультатно. У вас могут быть хоть тысячи купленной аудитории — они все равно не будут активными пользователями, а это заметно. Если ваш канал действительно полезен и интересен, накрутки вам ни к чему. Чтобы облегчить жизнь Telegram-блогеров, существует множество ботов и полезных сервисов. Расскажем о самых популярных из них: Просто незаменимая штука для каждого администратора. Бот позволяет вшивать гиперссылки, добавлять картинки к длинным текстам, смотреть статистику роста подписчиков и даже планировать посты наперед. Популярный сервис отложенного постинга работает и с Telegram. Кроме удобства с запланированными постами, сервис позволяет постить в ТГ фотографии, не собирая их в один альбом; и видео хронометражем до 1 минуты. Первый — официальный бот, который подходит для простых опросов в Telegram с двумя вариантами выбора. Второй позволяет создавать более красочные опросы с множественными вариантами выбора. Еще один полезный бот, который помогает оформлять гиперссылки и красиво встраивать текст с фото. Специальный сервис от разработчиков Telegram, который создан специально для публикации лонгридов. Простой и бесплатный сервис аналитики. С его помощью можно посмотреть прирост подписчиков, суммарный охват, охват одного поста и т.д. Большинству пользователей этого функционала будет достаточно. Платный сервис аналитики с более глубоким анализом. Позволяет смотреть число пришедших в канал подписчиков в разбивке по часам, есть аналитика Telegraph, пересечение аудитории с другими каналами. Если хотите новых высот в маркетинге и бизнесе вообще — подписывайтесь на канал основателя Rezart Agency, Игоря Головко, — Скромный Маркетолог. Разбор лучших мировых кейсов. Идеи, стратегии, PR, ошибки и результаты компаний в разных нишах. Анонсы, дайджесты и практические рекомендации для вашего бизнеса.

Точное понимание ЦА
Крутой контент
Текст

Визуализация

Систематический постинг
Инвайтинг

Взаимный пиар
Где искать авторов, которые согласны на ВП?
Подборки и каталоги
Каталоги
Подборки

Реклама в других каналах
Какой бюджет выбрать и где давать рекламу
Реклама в соцсетях
Активность в блогах и на форумах
Накрутки через ботов и платных подписчиков

Полезные Telegram боты и сервисы для владельцев каналов
Controller Bot
SMMplanner
VoteBot и QuanBot
Markdown
Telegraph
TgStat
Telemetr

