Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
779 6 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как родилась идея запустить курсы по программированию и робототехнике для детей

Идеи часто приходят, когда вы ставите себе цель, и ищите способ реализации этой цели. Вы просто много думаете о проблеме, в голову лезут разные мысли и вот, бинго, приходит идея и вы приступаете к её реализации. Но в нашем случае, всё было не так...
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

С чего всё началось

Идея появилась сама собой, после определённых событий. И так, предыстория.

Как-то раз, когда я забирал сына, в ожидании пока его отпустят и он пойдет одеваться, я услышал, как одна из родительниц, ожидая своего ребёнка, попросила поторопить его, так как они опаздывали на "робототехнику". Меня очень заинтересовали её слова про курсы, ведь роботы, это что-то современное, за ними будущее. Я решил спросить, куда она водит своего ребёнка. Родительница с удовольствием поделилась подробной информацией, а я в свою очередь поделился идеей с женой, отвести сына на эти курсы.

Робототехника! Я всегда восхищался умными машинами.

Мысль, по поводу курсов понравилась жене и мы решили найти в интернете самые популярные курсы по робототехнике. Интересный факт, мы наткнулись именно на ту школу, про которую мне рассказала та самая родительница. В поисковике, школа была на первых рядах и мы не долго думая, отвели сына в ближайший к нам филиал, благо филиалов у них было море.

Наш опыт посещения курсов

И так, мы стали водить сына на курсы. Занятия проводились один раз в неделю, с длительность в три часа. У родителей есть время прогуляться и заняться своими делами. Я как заботливый родитель, после занятий спрашивал сына о его успехах, чем они занимаются на курсах, что познают и чего добиваются. Меня очень расстраивало, когда я узнавал, что половину времени отведенного на занятия, дети делали поделки из бумаги. Где же робототехника. Если занятия идут три часа, то мне хотелось, чтобы все три часа, они изучали роботостроение, а не какие-то поделки из бумаги. Ну да ладно. Может быть это только начало.

Разочарование в том, как преподносят Робототехнику

По окончанию курса, пригласили всех родителей на презентацию работ наших чад.Каково было моё разочарование, когда родителям демонстрировали странные конструкции, собранные из кубиков Лего, которые даже не перемещались.

Позвольте немного углубиться в детали.

Да, у конструкторов Лего были какие-то моторчики, они делали механические действия, но я не увидел ни одной банальной машинки, которая бы ездила. Всё что я увидел, это бесполезная мельница, которая даже не дует, ведь это же кубики Лего, а не пропеллер. Так же странная конструкция с датчиком препятствия и стержнем, который судорожно начинал биться в конвульсиях если к датчику поднесли руку. А где же логика этих странных недороботов. Выяснилось, что дети программировали действия своих поделок с моторчиками, при помощи программки, в которой был набор определенных блоков, которые делали заранее установленные действия. К примеру - если вы поднесли руку к датчику, он сработал. Настроить радиус действия датчика нельзя. Вращаем моторчик, но определить шаг нельзя, есть уже заложенное время вращения - его лишь можно повторить N раз.

Короче говоря, логика очень скудная. Возможно воспользоваться только предустановленными блоками и использовать только их. Нельзя составить своих алгоритмов, больше чем то, что уже делает каждый блок. Можно только их сложить в какую-то последовательность.

Я не буду дальше углубляться в детали, но я хочу сказать следующее. Давным давно, лет 30 назад, когда я был еще школьником, а страна называлась Советский Союз, соседскому мальчику, родители купили вездеход. Но не просто вездеход. У него сверху на корпусе была цифровая клавиатура, приблизительно такая, как на калькуляторе. 9 цифр, плюс кнопки старт, стоп и стрелки вперед, назад, влево и вправо. Так вот этот вездеход, делал гораздо больше, чем возможно было сделать при помощи программы, которая управляла датчиками в конструкторе, про который я упомянул выше.

Я решил прекратить это безумие. Но как же сын? Он так хотел заниматься роботами. Как же его мечта, "ведь я такой плохой отец, лишаю его мечты о роботах".

Нет, я твёрдо решил забрать сына, но взамен, я решил дать знания сам, те которые накопил и даже те, которых у меня на тот момент ещё не было.

Первые шаги в самостоятельном обучении

Я начал обучать сына с того, что сам не плохо знаю, а именно с программирования. Но начинать писать код к примеру на C++, мальчику, которому всего 8 лет довольно сложно. Но я уже встречал на просторах интернета онлайн программки и не только, на которых можно было научиться писать осмысленный код, писать практически всё что угодно и составлять свои алгоритмы и логику. В основном, это забугорные веб сайты и программы. К примеру это Code.org или Scretch.

В начале у сына был интерес, но потом он потихоньку стал угасать. Нет сверстников, с кем хотелось бы поделиться успехами и достижениями. Я не в счёт, ведь я выступал в качестве учителя, а это совсем не то. Надо было как то решать этот вопрос и тут...

Родилась ИДЕЯ

Решено было сделать курсы прямо в школе моего сына, где вокруг его одноклассники и не только. Я поговорил с руководством школы и они с большим интересом поддержала идею и мы приступили к реализации.

Мы организовали кружок Программирования и Робототехники по выходным, так как в будни идут занятия в школе до самого вечера.

Мы тестировали и подбирали подходы обучения, программные инструменты, из чего мы будем создавать наших роботов, ведь не хотелось сделать очередной кружок, в котором делают "поделки из бумаги".

Немного о мехатронике

b_58b7e1de5c1ed.jpg

Автор: helix84 - MechatronicsDiagram.svg, CC BY-SA 3.0, Ссылка

Мы выстроили ступенчатый подход состоящий на самом начальном этапе из программирования, а затем и самого роботостроения. На пути поиска, я ознакомился с мехатроникой. Мехатроника, это совокупность знаний, без которых роботостроение не возможно. Если убрать любой один компонент из состава входящего в мехатронику, результата вы не добьётесь.

Вот, как мы структурировали обучающий процесс. Вначале дети познают азы программирования, а затем, пополнив багаж знаний и научившись программировать, изучают механику и электронику. На финальном этапе мы приступаем к соединению в единое целое всех составляющих робота и воплощаем его в жизнь.

Первый опыт проведения занятий

Мы пригласили всех желающих, без исключения, пройти в течении трех месяцев наши занятия. Оплаты за обучения мы не брали. И тут была ошибка. Ходили на занятия на регулярной основе только пара ребят. Остальные ходили как придется. Естественно, с таким подходом было очень трудно, так как одни ушли вперед, те же, кто пропускал занятия попросту отставали на порядок.

Нужно было оставить тех кто действительно хочет учиться и отсеять тех, кто хочет просто проводить свое свободное время у нас в кружке. Мы установили плату и вопрос сразу решился. Так как вопрос оплаты требует подключения родителей, мы совместно смогли определить, кем видят родители своих детей в будущем, с чем связывают, какие ставят цели. Поверьте, на желания детей, огромное влияние оказывают родители. Мне даже сразу стало понятно, кому интересны роботы, а кто хочет глубокого изучения программирования, без нацеленности на роботостроение. Это дало нам понимание того, что нужно делать. Когда ребенок освоился с программированием, он уже способен сам определить - хочет он стать программистом, или ему интереснее роботы.

Так мы добавили полноценные курсы по C++ для тех, кто твердо решил связать свою судьбу с программированием.

Ниже скриншот полноценной игры, которую наши ученики написали на Scratch.

b_58b7e4e3383ed.jpg

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Евгений Ледков
погодите, а где робототехника то?
Ответить
Robologic
Kурсы программирования и робототехники для детей
Ясон Леонтьев
Евгений, спасибо за вопрос.
Как мы писали выше, у нас все по порядку.
Цитирую:
"Вот, как мы структурировали обучающий процесс. Вначале дети познают азы программирования, а затем, пополнив багаж знаний и научившись программировать, изучают механику и электронику. На финальном этапе мы приступаем к соединению в единое целое все составляющие робота и воплощаем его в жизнь."

К сожалению или к счастью, решать вам, но перескочить этап мы увы не можем. Роботы будут на самом последнем этапе.

Когда компании создают автомобиль, для начала его проектируют, определяются с начинкой и только когда все составляющие готовы, приступают к сборке. Программа, это один из компонентов, но очень важный! Автомобиль, это еще не робот - но такие компании как Google, как раз сейчас проектируют, тестируют и отлаживают автономные автомобили. Google не делает железо - они занимаются именно программной частью.
Надеюсь, в скором времени, они появятся и у нас. Возможно, мы тоже приложим к этому свои руки :))
Ответить
Денис Кривощёков
"..ведь не хотелось сделать очередной кружок, в котором делают "поделки из бумаги". .."

Ох-ох... просто надо уметь их готовить.

Вот этот дядюшка, Анатолий Шперх. https://www.facebook.com/masterilka/
Ведет в Питере курсы по развитию инженерного мышления у детей 5-8 лет. Делают инженерные динамические поделки из станканчиков, реек, пластилина и тп. Мне думается не важно из чего, важно что на этом материале при его методике развивается само мышление. А потом на эту базу насадить хоть что можно.

Например, возьмем курсы Хекслет для взрослых, обучают программированию. Основная предпосылка для успешного обучения настоящему программированию - уже развитое мышление, иначе бесполезно, все будет очень неэффективно.
Ответить
Robologic
Kурсы программирования и робототехники для детей
Ясон Леонтьев
Ну да, дядюшка, Анатолий Шперх, он может!
Мы просто ориентированы на другой принцип. Механика это конечно же важный аспект, но мне кажется, детям дошкольного возраста, механика не совсем понятна. Это скорее развлекаловка, чем настоящее изучение материала. А детям по старше, 7- 8 лет уже не интересны такие поделки.
По крайней мере, у нас не получается заинтересовать их этими игрушками. Им подавай уже готовых роботов. Вот мы и решили, выработать у детей "развитое мышление" с самого начала. Вы знаете, всё получилось... "надо просто уметь их готовить!"

Ниже привожу ссылку на другую нашу статью, где есть видео игры, которую, ученик третьего класса смог сам написать (естественно, под чутким руководством наставника) игру-платформер.

https://spark.ru/startup/robologic/blog/27896/kak-prevratit-skuchnoe-zanyatie-v-uvlekatelnoe-priklyuchenie
Ответить
Денис Кривощёков
Какие у Вас критерии развитости детского мышления?
Ответить
Robologic
Kурсы программирования и робототехники для детей
Ясон Леонтьев
Денис, вы скорее всего имели что-то другое. Так как мы детей не принимаем по каким-то критериям. Мы же не на работу их принимаем, чтобы предъявлять требования по развитости. У нас нет каких-то конкретных рамок, мы просто учим, и делаем это вполне успешно. Нашли свой подход. Примерно через три месяца занятий по Scratch, дети у нас начинают изучать C++, и та база, которую мы им преподали, достаточна, чтобы приступить к изучению более низкоуровневого языка чем сам Scratch. Дело как раз в подходе, мы нашли свой и он работает. Все преподносится в виде игр. Детям такой подход нравится, они стараются и достигают успехов. Единственное наверное требование, чтобы дети были от 7 лет и старше.
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.