Главное Свежее Вакансии Образование
Выбор редакции:
655 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Правило 10%, или чем мы можем помочь миру

В переводе статьи про основные принципы мышления мы писали о том, что в современном мире люди стали забывать про приоритет функциональности и второстепенность внешнего вида? В продолжении этой темы хотим рассказать вам про опыт и философию настоящего бунтаря в мире дизайна второй половины XX века Виктора Папанека.

Всё свое внимание и все свои разработки Виктор Папанек посвящал людям, которые больше всего в этом нуждались - жителям стран третьего мира, с разрушенной экономикой и даже в состоянии войны. 1966 год, мировые державы поглощены идеей завоевания космоса, остро стоит национальный вопрос - именно в этом году в США появились «Черные пантеры», разгар войны во Вьетнаме. А знаете, что спроектировал Виктор в 1966 году? Радиоприемник за 9 центов для самых бедных жителей нашей планеты, который был сделан из использованной жестяной банки и мог работать от огня маленькой свечи, дерева, бумаги или даже коровьего навоза, который использовался в развивающихся странах как топливо. Все, что видели в этом радиоприемнике дизайнеры, заточенные под нужды благополучного Запада, - уродливую и безобразную конструкцию. Виктор видел в нем возможность для миллионов бедных людей Индии, Индонезии, Гвинеи и других отсталых стран выйти из абсолютного информационного вакуума, в котором они находились. Приемник был очень популярен, при этом никто ничего на нем не заработал. Невероятный пример. В музее ЮНЕСКО хранятся отличные образцы этого приемника, с любовью украшенные индонезийцами.

DChLSOroVEddKXgK4mlz2pK2ejt_1z-zCJ7d9QtW

Коллеги по дизайнерскому цеху открыто смеялись над Папанеком, называя его дизайнером «мусорного бачка». Но ему было все равно. Он продолжал проектировать новые, невероятно дешевые, одновременно простые и полезные штуки: собирающиеся за 30 секунд стул и стол, самосборные персональную зону отдыха и жилую ячейку, настенный органайзер инструментов, который сейчас применяется повсеместно от крупных производств до частных гаражей, емкости для ручной транспортировки воды для засушливых стран. Огромное количество полезных штук, созданных одним дерзким энтузиастом, искренне желающим сделать жизнь людей лучше.

KVM8UX7SEb53-nSAkqvTLua3QQVo4i9kZPewvRHJ

Наследие Виктора Папанека - это не только его идеи и проекты, это и его философия «десятины», которую он передавал всем своим ученикам. Да, вы можете проектировать красивые дорогие автомобили (и обязательно безопасные), - говорил он своим студентам. Но 10% своего труда вы должны бескорыстно и безвозмездно отдавать тем, кто в этом больше всего нуждается. Это может быть каждый десятый час вашей работы, каждый десятый день, даже каждый десятый год или десятая часть вашего заработка - решать вам. Ведь, если задуматься, 10% это совсем немного, но если каждый из нас будет делать этот вклад регулярно, это станет одним большим общим делом с серьезными позитивными результатами в масштабах города, страны, всей планеты.

На самом деле, в каждом из нас есть потребность помогать, а когда мы помогаем не просто деньгами, а своими умениями, знаниями, своим талантом, видим плоды своих добрых дел, их конкретную пользу - это делает нас счастливее, это помогает нам прийти в гармонию с окружающим миром и стать самодостаточными. Может быть, вы давно задумывались о том, как начать помогать нуждающимся и где ваши навыки могут пригодится, а может быть вы только сейчас поняли, что хотите и готовы это делать. Куда пойти, чем помочь, с чего начать свое волонтерство? Сейчас расскажем!

Существует огромное количество благотворительных фондов и организаций, которые прямо сегодня и прямо сейчас (в действительности, еще вчера) нуждаются в вашей помощи. Вы разработчик сайтов? Отлично, сайт приюта для бездомных животных постоянно виснет, не давая посетителям, пришедшим выбрать питомца, просмотреть каталог. Вы дизайнер? Превосходно, организация помощи деткам с заболеваниями нуждается в разработке серии рекламных баннеров. Вы фотограф? Замечательно, вас ждут мальчишки и девчонки в детском доме, чтобы вы сделали им клевые актуальные портреты для всероссийской базы детей, оставшихся без попечения родителей. Умеете писать цепляющие тексты? Супер, благотворительная организация помощи бездомным попросит вас написать текст для брошюры. Можно продолжать бесконечно. Хотите помогать, но не хотите делать это в рамках своей повседневной работы? Попробуйте себя в роли автоволонтера, фонды всегда испытывают необходимость в том, чтобы отвезти что-то или кого-то из точки А в точку B. Не поверите, но животные в приютах больше всего сейчас нуждаются не в кормах и лекарствах, а в человеческом внимании - приходите просто погладить кошек, погулять с собакой!

Только представьте: благодаря вашему сайту десятки питомцев найдут хозяев и счастье в новом доме, или благодаря вашему баннеру чья-то жизнь не оборвется из-за подлой болезни, или благодаря вашей фотографии ребенок наконец узнает, что такое материнская любовь и забота, или благодаря вашему тексту в брошюре у бездомного и брошенного человека будет миска горячего супа и теплый ночлег. Звучит неплохо, да?

Если вы готовы и хотите помогать, реализуя свои профессиональные знания, умения и навыки, начните с просмотра заданий на онлайн-платформе ProCharity, объединяющей благотворительные организации и профессионалов, готовых делиться своим талантом pro bono. Это современный технологичный способ для волонтеров реализовать потребность в добрых делах и интересных профессиональных задачах, а для благотворительных фондов — получить доступ к помощи квалифицированных специалистов в решении своих насущных задач. Дерзайте, творите добро и будьте счастливы! Всем peace!

05OS4h9zea3tm6je2XkNfETvV_ZhT8za4cWIzIto

P.S. Очень рекомендуем к прочтению книгу Виктора Папанека “Дизайн для реального мира”. Подробнее о книге можно узнать, например, здесь.

+4
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.