Лучшие статьи и кейсы стартапов
Включить уведомления
Дадим сигнал, когда появится
что-то суперстоящее.
Спасибо, не надо
Главное Свежее   Проекты
Рекомендуем
Продвинуть свой проект
3 370 16 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

5 ошибок, которые мы допустили, делая стартап с американским партнером

«Непроверенный партнер? Так он же американец, из Нью-Йорка, они не могут быть непроверенными!»

Борис Саботович, СЕО S Media Link

b_57fb51ace37f8.jpg

Уже много написано про стартапы и про ошибки, которые допускают их основатели.

Я бы хотел поделиться своим опытом запуска стартап-проекта с американским партнером. «Американский» и «партнер» - ключевые слова в моем рассказе о том, почему нет панацеи от возможных трудностей и как важно грамотно все документировать.

Еще до начала этой истории мы основали компанию S Media Link, которая занималась разработкой программных решений под заказ для бизнеса и стартапов. Нехило росли, последовательно структурируя и оттачивая старые бизнес-процессы и создавая новые. Компания очень быстро развивалась, крепла, и в определенный момент мы подошли к такому этапу, когда неведомое лихо потянуло нас начать экспансию в новые незнакомые ниши.

Если верить известному американскому бизнес-консультанту Ицхаку Адизесу, этап этот называется «давай-давай» и описан в его книге «Управление жизненным циклом корпорации».

b_57fb510b96162.jpg

Конечно же самой интригующей из возможных ниш была организация собственного стартапа, а еще бы сразу и с американским партнером, который хорошо знает международный маркетинг и выведет нас из тени на аллею славы. Сейчас это кажется мне очень наивным, но на тот момент мы верили, что это правильный, а главное - своевременный шаг. Не хватает ресурсов и времени – ну и что, их вечно не хватает даже на основной вид деятельности. Нет знаний – подумаешь, наверстаем, мы ведь очень быстро учимся. Непроверенный партнер – так он же американец, из Нью-Йорка, они не могут быть непроверенными.

В итоге мы практически за пару дней прониклись идеей проекта и стали над ним работать. Проект назывался «Pic for Pic», и его цель состояла в том, чтобы дать возможность пользователям обмениваться и комбинировать фото, которые они делают, одновременно находясь на огромном расстоянии друг от друга. Мы были уверены, что пользователи с удовольствием поддержат эту идею, а отсутствие возможности подставить уже сделанное или фейковое фото придаст приложению статус доверенного посредника на пути знакомства и общения молодых людей друг с другом.

Разобравшись с идеей и концептом, мы подписали некий договор, в котором отмечалось, что маркетинговой составляющей и продвижением будет заниматься американский партнер. Наша же компания будет отвечать за архитектуру, техническую реализацию, серверную часть и разработку. А совместно мы отвечаем за концепт. Что в итоге случилось с проектом, я расскажу в последнем абзаце данной статьи, а если кому-то будет интересно, готов поделиться и фрагментами переговоров с нашим иностранным коллегой. Ниже же я опишу ошибки, которые мы допустили в процессе реализации проекта, но осознали лишь после его осуществления ценой невероятных усилий и нервов.

1. Договор, распределение ответственности и финансирование проекта

Первое, на чем стоит заострить внимание – это четкие, ясные и однозначные предварительные договоренности с вашим партнером/инвестором, а так же ответственность каждой из сторон за их неисполнение. Всего этого на тот момент мы не знали или просто решили не зацикливаться. Как итог:

  • Мы не прописали, что понимается под маркетинговой активностью, что необходимо утвердить маркетинговый план и предварительно согласовать маркетинговый бюджет. Также необходимо определить инструменты влияния и возможность коррекции данных документов с обеих сторон. Мы не обозначили методику контроля исполнения обязательств.
  • Мы не подготовили предварительный бизнес-план проекта, не определили финансовую ответственность сторон.
  • Мы не согласовали в договоре концепт разработки и методы ее финансирования в случае существенного изменения технического задания.

Последствия: наш партнер ставил все новые и новые задачи, требуя выполнения проекта в срок и непомерно раздувая затраты на разработку.

  • Мы не прописали санкции за неисполнение или затягивание исполнения договоренностей любой из сторон.

Последствия: мы были вынуждены тратить десятки часов на выяснение отношений, вместо того чтобы решать конкретные проблемы.

2. Условия выхода из проекта

Следует очень внимательно отнестись к условиям выхода из проекта по инициативе одной из сторон, так как у вас просто банально могут не совпасть ожидания от проекта или будет некомфортно работать с партнером.

Последствия: осознавая, что взаимодействие зашло в тупик, нам пришлось потратить огромное количество усилий на согласование условий выхода из проекта.

3. Маркетинг и продвижение - важные составляющие успеха

Мы недооценили роль необходимых маркетинговых усилий в успешном старте проекта, одновременно переоценив компетенции нашего партнера. Не зря американцы с детства учатся презентовать себя, ведь у нас изначально создалось крайне положительное впечатление о новом коллеге. Однако ожидания разошлись с реальностью: начиная от понимания маркетинговой активности, и заканчивая его финансовыми возможностями. Следует максимально трезво относиться к подобного рода вещам и проверять всю поступившую информацию от вашего потенциального партнера.

Последствия: в результате, мы узнали что его финансовые возможности очень ограничены только на последних этапах, когда проект был практически завершен.

Также, неожиданно выяснилось, что у него в планах был поиск инвестора в рамках своей и даже нашей доли для финансирования маркетинговых усилий (при том, что он продолжал затягивать с предоставлением маркетингового плана. В итоге, так его и не предоставил).

4. Туманное определение ответственных лиц за взаимодействие с подчиненными и принимающих конечные решения

Про это можно написать отдельную статью. В рамках дивизионной структуры управления всегда нужно вводить полное понимание, кто является ответственным за конечное принятое решение и кто фактически управляет людьми, вовлеченными в проект.

Во-первых, не должно быть пересечений, то есть ситуаций, когда два руководителя управляют и несут ответственность за принятые решения по одним и тем же задачам, функции людей или действия.

Во-вторых, должны быть сформированы четкие критерии успешно выполненной задачи ответственным за работу над ней, а так же прописан план действий в случае ее неуспешного завершения.

Последствия: наш американский коллега стал ставить дополнительные задачи программисту, постоянно оказывая на него давление и меняя концепт. При этом разработчик на проекте стал существенно отклоняться от сроков выполнения запланированных задач. В результате, у нас произошел конфликт с партнером и долгие переговоры по определению ответственных и круга решаемых задач уже в середине проекта.

5. Знание сферы бизнеса, в который вы вступаете

Наверное, это наша самая главная ошибка, которая подытоживает все мной вышеописанное. Мы считали, что, будучи хорошими программистами, без труда сможем управлять отдельно взятым стартапом. На себя возьмем техническую часть, а прочие неинтересные вещи оставим большому и умному дяде, который сделает всю остальную работу. Мы поверили в сказку.

Но на деле, чтобы сделать стартап по-настоящему успешным, вы должны знать на зубок ту сферу, в которую входите, или входить в нее только на уровне финансовых инвестиций. Невозможно осуществлять успешную предпринимательскую деятельность, не владея знаниями о сфере применения продукта и ограничиваясь лишь навыками качественного написания кода.

Выход из проекта

За почти полный год мы многое узнали и все больше утверждались в мысли, что идея не пойдет в массы, а задумка не так привлекательна, как мы думали изначально. Сняв розовые очки, мы поняли, что из проекта надо выходить.

После долгих и нудных переговоров, мы все-таки сделали невозможное и продали проект. Еще несколько месяцев радели за него, надеясь что он принесет результат, ведь с точки зрения программного исполнения он был сделан на пять баллов. К сожалению, покупатель проект так и не раскрутил, а мы вышли из него с небольшой прибылью и колоссальным багажом бесценного опыта. Ведь, как ни крути, а учатся только на своих ошибках.

Нужно делать то, что умеешь и то, к чему лежит душа. Наше дело – это давать клиентам инструмент, которым они могут сделать действительно что-то прекрасное, но и он должен быть очень качественным.

+9
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Подбираем рекоммендации...
Комментарии
Первые Новые Популярные
Toque Advertising
Рекламная обсерватория toqueadvertising@inbox.ru https://vk.com/toquecopywrite
Максим Лунин
Спасибо за ваш опыт! Очень занимательная история для тех, кто хочет завести зарубежных партнеров. Но, мне кажется, у вас все обошлось без каких-либо серьезных последствий, судов и прочего. Вам и так повезло)
Ответить
Boris Sabotovich
Да - очень хорошо вышли из положения, даже без убытков и смогли урегулировать все конфликты в процессе работы, но нервов потратили очень много. Спасибо за интерес к статье.
Ответить
SPARK
Помогаем стартапам 24х7
Михаил Великий
Спасибо за оригинальный материал!
Разместили анонс статьи на главной странице vc.ru.
Ответить
Boris Sabotovich
И Вам спасибо
Ответить
Алексей Сафиулин
Отлично написал! Читать всем!
Ответить
Дмитрий Скачков
При попытке открыть ваш сайт произошло слишком много переадресаций = доступа нет
Ответить
Boris Sabotovich
Дмитрий, спасибо за комментарий, проверили ссылку, переходит без переадресаций. Попробуйте еще раз пожалуйста. Работа сайта очень важна для нас. Даже протокол есть по аудиту работы дважды в неделю.
Ответить
Лаборатория MUST
Мобильные и Smart TV приложения
Малышев Павел
В целом, довольно часто встречаются именно такие истории: аутсорсеры решили замутить стартап и поняли, что это не совсем так как выглядело со стороны. Спасибо за ваш опыт. Пора открывать "клуб анонимных стартаперов")))))
Ответить
Boris Sabotovich
В точку. Сейчас мы сконцентрированы на дополнительных проектах, которые прежде всего оттестируем на себе. И только потом будем рассматривать их выход на рынок как продуктов.
Ответить
Лаборатория MUST
Мобильные и Smart TV приложения
Малышев Павел
Да понятно, у всех примерно такая история и получается. Мы к слову не исключение. После нескольких стартаперских фейлов перешли на инкубацию внутренних "пилотов" по методике Hackathon Driven Development (HDD). Довольно увлекательно, правда с коммерциализацией пока беда.
Ответить
Русский хаб в Гонконге
Коворкинг и консультационный центр для тех, кто собирается или уже решил запусти
Valentin Savenkov
Борис, спасибо за интересный материал! Три вопроса:
Вы пишете "неожиданно выяснилось, что у него в планах был поиск инвестора в рамках своей и даже нашей доли для финансирования маркетинговых усилий"... – то есть,
1) в вашем договоре о партнерстве не было пункта, прямо или косвенно запрещающего одной стороне привлекать инвесторов без согласования с другой стороной?
2) если не секрет, как распределялись доли в вашем совместном предприятии?
3) не могли бы вы дать ссылку на ваш бывший проект, о котором идет речь?
Благодарю!
Ответить
Boris Sabotovich
Добрый день. Спасибо за комментарий.
Доли распределялись 50 на 50.
Такой пункт был, но там не было уточнения о размытии доли одного из инвесторов - на что наш партнер усердно и ссылался, хотя на словах мы это озвучивали.
Проекта в App Store уже нет, но вот пара скринов с него, он назывался pic4pic:
https://www.dropbox.com/s/7qaegk8jkv1nshk/33%20Tutorial%20d.png?dl=0
https://www.dropbox.com/s/q9d00mb9o27ovqz/22-%20Start%20Anyway.png?dl=0
Ответить
Русский хаб в Гонконге
Коворкинг и консультационный центр для тех, кто собирается или уже решил запусти
Valentin Savenkov
Благодарю за ответ!
К сожалению, приведенные скрины не дают представления об инструментарии приложения.. Ну, да уж ладно – умерла, так умерла. Удачи вам и вашей бригаде в будущих проектах!
Ответить
Miiix
Платформа взаимодействия поставщиков и магазинов
Рябов Сергей
И ни слова про customer development. А хоть сколько-то щупали рынок? MVP какой-то делали? Или год пилили продукт и планировали бухнуть кучу денег в маркетинг и рассчитывали, что все сразу полетит? Так стартапы в начале 2000-х делали, сейчас не те времена.
Ответить
Boris Sabotovich
Полагались на него как на специалиста. Про исследования и MVP - это прям на отдельную статью тянет. Если есть желание, то напишу как нибудь.
Критика - это здорово, но уверен, что и сейчас таких ошибок тьма, не все сразу наученные выходят, как и нас сейчас не узнать.
Ответить
Русский хаб в Гонконге
Коворкинг и консультационный центр для тех, кто собирается или уже решил запусти
Valentin Savenkov
Да, Сергей Рябов задал интересные вопросы.
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать