Маркетплейс SayMart: обзор, предпосылки и история создания
Я всегда заказываю обувь из Европы — так обычно выходит дешевле (если мы говорим о качественной оригинальной обуви, разумеется), да и выбор предоставляется пошире: при этом, с размерной сеткой проблемы случаются крайне редко. Однажды мне, все же, попалась коварная пара «fits small to size». Так как не все магазины осуществляют доставку в РФ, пришлось воспользоваться услугами посредника, вследствие чего возврат стал невозможен. Решать сложившуюся проблему надо было нестандартным способом, а именно — растягивать обувь на пол размера с помощью специальных алюминиевых колодок. Каково же было моё удивление, когда я обнаружил, что, помимо достаточно высокой цены, купить такие колодки отнюдь не просто. По соответствующему поисковому запросу Яндекс.Маркет выдал лишь один магазин, да и в том колодок не было в наличии — ясно- понятно…В общем-то, кроме всяческой техники от айфона до холодильника, я там ничего и не покупаю, поэтому даже не удивился такому раскладу. Далее последовал стандартный процесс для такого рода задачи: терзание гугла, просмотр сайтов, обзвон, сравнение цен, условий доставки и местоположения магазинов. Потратив минут 40, я всё-таки нашел то, что искал на 40% дешевле, чем рассчитывал, и, что примечательно — в ведении всё того же пресловутого Яндекс.Маркет. Всё было в наличии, так что я заказал колодки, получил их с доставкой и благополучно растянул обувь. PROFIT!
Вот еще одна актуальная история: звонит мне на днях знакомый дядя преклонных лет и просит помочь с покупкой ряда лекарственных средств. Сразу всего и в нужном количестве в ближайших аптеках, разумеется, не нашлось. Просто найти и заказать всё в первом попавшемся месте не позволила совесть: всё-таки, вопрос цены в такой ситуации не менее важен, чем сами лекарства, поэтому я решил включить максимальное сердобольство и попытался найти лекарства по сходной цене, да еще и недалеко от дома. Спустя 20 минут поиска и звонков я понял, что эта задача даже для продвинутого меня оказалась не такой простой: где-то не было в наличии всех необходимых позиций, где-то точка самовывоза располагалась в глубоком замкадье, где-то не было нужного количества — в общем, чтобы собрать весь заказ, у меня ушло не меньше половины рабочего дня.
Наверняка таких рассказов у каждого из нас наберется с дюжину. Должен признаться: когда тратишь время на поиск товара в интернете, один за другим просматривая заспамленные текстом сайты (SEO, привет) и получая полнейшую дичь в поисковой выдаче, хочется сжигать всё напалмом. Однако, в упорных размышлениях над проблемой поиска товаров в интернете родился следующий лайфхак: как было бы круто родиться израильтянином и сразу знать, где и что продается, причем, как можно дешевле…но, раз уж родиться израильтянином было не суждено, пришлось искать альтернативу: ею стала идея о мобильном приложении, которое бы безошибочно находило нужный товар по минимально возможной цене. К примеру, захотелось мне спонтанно купить по дороге с работы домой «Дартс»: сделал запрос — нашел товар по минимальной цене — нашел ближайший магазин — купил. Минимум телодвижений, минимум потраченного времени, минимум выбора — всё как мы, мужики, любим. А если добавить функцию голосового набора, то вообще — «shut up and take my money!»
Недолго думая, я написал своему брату, который обладает богатым опытом в программировании и реализации IT-проектов. Идея его более чем вдохновила, так как сам он страдает ровно от такой же головной боли, когда ищет запчасти для своего мотоцикла. Решено было реализовывать проект!
Сказано — сделано. Совсем скоро была готова базовая архитектура и пара тестовых интернет-магазинов для парсинга. Казалось бы, парсь названия, цены, jpg и дело в шляпе. Но! Когда начинаешь тупо заниматься массовым сканированием и импортов выгрузок, то по их результатам можно натурально взвыть.
Привожу в пример лишь малую часть проблем, которые сразу же всплыли в процессе:
- универсальный формат Яндекс.маркет — это uml-файл, которым пользуются большинство магазинов (универсальный — ещё не значит универсальный);
- Полный винегрет в файлах выгрузки товаров из-за желания интернет-магазинов иметь свой самописный модуль выгрузки;
- Многие магазины прямо в названии ставят дополнительные параметры, например, цвет и размер, что «утяжеляет» базу одним и тем же товаром в разных опциях;
- 99% магазинов не задумываются над названием товара, нет элементарной культуры описания (порой складывается ощущение, что эти названия придумывает умственно-отсталый генератор слов);
- Некоторые магазины защищаются от DDOS-атак, что, при минимальных посещениях страниц, всё равно приводит к бану по IP и невозможности дальнейшего парсинга.
- Казалось бы, наличие файлов sitemap должно де-факто использоваться всеми сайтами, ан нет: достаточно львиная доля сайтов не имеет его в принципе, либо встречает тебя недозаполненной бредятиной внутри.
Пример с IKEA:
держатель для зубных щёток — http://www.ikea.com/ru/ru/catalog/products/0029148...
контейнер для зубных щёток — http://www.ikea.com/ru/ru/catalog/products/9030232...
стакан для зубных щёток — http://www.ikea.com/ru/ru/catalog/products/3022579...
Если бы человек искал товар по запросу «стакан для зубных щёток», то первые два варианта без ручной модерации ему попросту не покажут, хотя, возможно, именно их он и искал.
Здесь без синонимов не обойтись. Или вот еще пример: названия вида «6764 К-т торм колодок Re TO Corolla 00-07» — что это вообще такое?
Пример работы синонимов: книга Ирвин Шоу «Богач, бедняк», пытаемся найти как «Богач, бедняк» так и наоборот «Бедняк, богач»:
Пример работы синонимов SayMart:
Все вышеперечисленные пункты оказались лишь верхушкой айсберга проблем, которые мы обнаружили. Мы собрали базу из 8 миллионов товаров (мы уже обогнали Wikimart и подходим к Price.ru), была готова тестовая версия приложения. Отсутствовал только внятный поиск товаров по тем названиям, которые мы получили при парсинге. Нас не устраивала эта убогая куча мала: мы хотели по запросу «iPhone» получать в поисковой выдаче именно смартфон, а не 100500 чехольчиков и защитных плёнок на экран. Также мы стремились к тому, чтобы поиск не был таким «бездушным», стал более адаптированным к простому человеческому языку, поэтому каждый товар начал обрабатываться функцией подбора синонимов. В ручном режиме добавляется информация по каталогам (например, для тормозных колодок или какой-то автозапчасти, которая подходит для нескольких моделей машин). После решения первичных проблем, мы провели тест, чтобы понять, что же у нас в итоге получилось.
Для наглядности приводим ряд примеров из разных категорий:
Спортивные часы Suunto, Яндекс.Маркет:
Спортивные часы Suunto, SayMart:
Голицынский. Грамматика английского языка, Яндекс.Маркет:
Голицынский. Грамматика английского языка, SayMart:
Воздушный фильтр suzuki gsr 600, Яндекс.Маркет:
Воздушный фильтр suzuki gsr 600, SayMart:
Ноотропил, Яндекс.Маркет:
Ноотропил, SayMart:
Чай Дарджилинг, Яндекс.Маркет:
Чай Дарджилинг, SayMart:
jagermeister, Яндекс.Маркет:
jagermeister, SayMart:
Достаточно просто сделать голосовой запрос на ходу, а приложение тут же покажет минимальную цену и ближайший к вам магазин.
В планах дальнейшего развития приложения — работа не только с интернет- магазинами, но и с оффлайн-сегментом, а также с сервисами, оказывающими различные услуги (например, работу по замене масляного фильтра или ремонт обуви)
В процессе тестирования мы поняли, что приложение не является единственно нужным решением; случаются ситуации, когда искать и делать покупки, все же, удобнее через браузер на ПК. Поэтому мы сделали вэбморду для поиска, а чтобы не плодить всяких логинов и паролей, авторизация в ней происходит через QR-код приложения. Пока вебпоиск закрыт (в качестве защиты от чужого парсинга), доступ только для тестировщиков.
Ряд диванных стартаперов, с которыми мы делились своей идеей, лишь крутили пальцем у виска, «авторитетно» заявляя, что всё это предприятие попросту не всплывет. Но, как известно, математическая гипотеза Пуанкаре тоже долгое время была одной из нерешённых задач тысячелетия… пока не пришел Гриша Перельман и всё не разрулил.
Напрашивается вопрос: это ж, сколько времени и трудозатрат надо угробить, чтобы собрать невообразимое количество магазинов и товаров, среди которых клиент потом с вероятностью 99,99% найдет любой товар, даже пенис единорога. А мы ответим: «С нами сила халявы!» Для всех без исключения партнеров, которые загружают свой товар в нашу базу, сервис будет совершенно бесплатным. Нет никаких поднятий, VIP-статусов и прочей рекламной чепухи. Есть товар, и есть цена. Всё.
Еще один насущный вопрос: а как же вы собираетесь всё это содержать и дальше развивать? Мы решили, что единая точка входа для поиска большинства товаров (с дополнениями описания и синонимов) может монетизироваться за счёт показа рекламы. Те, кто хочет её отключить смогут внести посильную плату и наслаждаться всеми функциями без неё.
Для чего всё это делается: мы делаем попытку изменить формат общения продавцов и покупателей, убрать меркантильную прослойку, которая создана только выкачивать деньги, без предоставления существенной выгоды. Мы хотим помочь не только уже устоявшимся магазинам, но и оказать посильную помощь новым, которые не могут достаточно быстро рассказать о себе без вложения существенных денег в sео и рекламу. Не забываем и о себе, так как экономия времени и денег при поиске это еще и экономия нервов.
Всем кому эта идея стала интересной и кто хочет помочь нам сделать хороший продукт, будем рады записать вас в ряды тестировщиков альфа-версии Saymart (на данный момент приоритетней пользователи Android'a). Если у кого-то из читателей есть свой магазин, мы бесплатно разместим ваши товары. Для связи по любым вопросам: info@saymart.ru