Карьерный совет: Как стать профессиональным редактором в онлайн-медиа
Несмотря на определенные кризисные явления сфера медиа привлекает большое количество молодых специалистов — стать журналистами и редакторами стремятся не только студенты журфака, но и дипломированные финансисты и юристы.
В этом материале мы расскажем о том, что должен уметь специалист, чтобы получить работу редактором, а также дадим алгоритм по построению карьеры в этой сфере, который позволит за пару лет серьезно «прокачаться» и получить работу мечты.
Самое главное: рассчитывать придется только на себя
Одна из основных ошибок начинающих редакторов или тех, кто хочет перейти в сферу медиа из других отраслей — сразу же начинать искать платные курсы от всевозможных гуру и экспертов в журналистике и создании контента.
Делать этого не стоит по одной простой причине — даже в том случае, если на курсе удастся получить стоящие знания (что бывает не всегда), по-настоящему усвоить их можно только, наложив новую информацию на свой собственный опыт. Если же вы еще не потратили на написание текстов хотя бы несколько сотен часов чистого времени и не имеете реальных проектов, в которых можно реализовать полученные знания и инсайты — то платить за такое обучение означает просто выбросить деньги на ветер. А в сфере медиа сейчас принято экономить.
Поэтому следует начинать с саморазвития. И вот по какому пути можно выстроить этот процесс.
Этап 1: Собственный блог
Работа редактора подразумевает не только лихую работу по увлекательным инфоповодам, но и большой объём рутины. Одна из главных сложностей для начинающих здесь — необходимость писать регулярно и находить для этого темы. «Набить руку» в этом деле помогает ведение собственного блога.
Он не обязательно может быть на профессиональную тему, для облегчения процесса можно попробовать писать, к примеру, о своем хобби. Главное — соблюдать регулярность и относиться к этому как к важному этапу обучения.
Работа над блогом позволит не только научиться подбирать темы даже тогда, когда кажется, что обо всем уже было сказано раньше, и регулярно выпускать материалы, но и заниматься продвижением своего контента. От блога, который никто не читает, не будет никакого толку.
Поэтому необходимо изучать возможности по привлечению читателей — возможно, в соцсетях существуют тематические сообщества, где можно поделиться ссылкой, какие-то блог-платформы могут предлагать свои инструменты продвижения, можно попробовать предлагать свои гостевые посты другим блогерам в обмен на ссылку, приглашать лидеров мнений на интервью к себе в блог и т.п. Способов продвижения бесконечное множество, и человек, который хочет работать в сфере медиа, обязан понимать, как работают механики распространения контента.
Когда эта работа даст плоды, и у блога появятся первые читатели, появится и возможность потренироваться в общении с ними. Далеко не все материалы будут собирать восторженные комментарии, это позволит научиться реагировать на критику, отстаивать свое мнение, вносить правки и просто «нарастить» толстую кожу — в будущем это очень пригодится, потому что в «интернете всегда кто-то неправ».
В качестве примера можно привести опыт основателя Smile Bright Media, который начал вести собственный блог, собрал в нем небольшую аудиторию, среди которой был и первый клиент нашей будущей компании. Подробнее эта история описана здесь.
Этап 2: Работа в нишевых СМИ
Несмотря на то, что состояние в российской медиаотрасли принято описывать словом «кризис» существует большое количество новых медиа, которые пишут на определенные темы и остро нуждаются в авторах. Стоит отправить ссылки на материалы из своего блога главным редакторам таких СМИ — с большой долей вероятности, кто-то из них предложит такому соискателю работу.
Получать много денег в таких СМИ не получится, но можно получить бесценный опыт.Работа в СМИ позволит молодому специалисту освоить ключевые навыки, которыми должен обладать любой редактор:
- поиск новостей и фактчекинг;
- создание кликабельных заголовков;
- подбор иллюстраций к материалам;
- сбор и адаптация комментариев экспертов;
- проведение интервью.
Как правило, аудитория даже небольшого СМИ больше, чем у личного блога, поэтому появится и опыт работы с большим числом читателей, что также полезно — постоянное давление способствует более быстрому обучению.
Кроме того, при работе в СМИ существует возможность надалить отношения с потенциальными будущими работодателями. К примеру, один из журналистов издания VC.ru сначала писал новостные заметки о компании «Нетология», которая занимается онлайн-образованием, а затем и перешел туда на работу в качестве редактора корпоративного блога.
Этап 3: Сотрудничество с PR-агентствами
При всей пользе работы в СМИ создание материалов для медиа не позволит стать разносторонне развитым редактором — издания интересуют определенные истории или темы, которые подаются в заранее определенном формате. Расширить редакторский кругозор позволяет сотрудничество в качестве автора («райтера») PR-агентства. Многие из них нанимают таких специалистов на сдельную оплату, поэтому у редактора остается возможность гибко регулировать собственную загруженность.
Сотрудничество с агентством позволяет познакомиться с процессом создания контента «с другой стороны» — теперь редактору придется искать в имеющейся корпоративной фактуре зацепки, которые позволят «продать» материал в СМИ и привлечь к нему множество читателей. Также удастся освоить работу с новыми типами материалов:
- Экспертные колонки;
- Пресс-релизы;
- Комментарии для СМИ;
- Посты для корпоративных блогов.
Еще один плюс работы с агентством — возможность создавать контент на самые разные темы. Обычно в агентства обращаются компании из множества отраслей, поэтому редактор сможет ознакомиться с широким спектром тем от авторынка, ИТ-технологи до digital-рекламы и финансового рынка.
Этап 4: Фуллтайм-работа в компании
При удачном стечении обстоятельств и должном упорстве весь описанный выше путь можно пройти довольно быстро — за год-полтора. Следующим логическим этапом станет работа на должности редактора в компании. Должность, при этом, может называться как угодно вплоть до SMM-менеджера — главное работать с текстами.
Позиция внутри компании позволит глубже погрузиться в конкретную тему и научиться создавать максимально проработанные тексты. Также редактор получит возможность освоить типы материалов, с которыми раньше у него было меньше возможностей столкнуться:
- Страницы сайтов и всевозможные описания;
- Исследования и презентации;
- Электронные книги;
- Внутренние и внешние почтовые рассылки.
Логичнее всего устраиваться на работу в компанию, которая активна в публичном пространстве и занимается развитием собственного блога. Ниже несколько интересных блогов известных компаний:
Чего не надо делать
Рассмотрев несколько этапов профессионального развития редактора нельзя не поговорить и о том, по какому человеку, который хочет научиться интересно писать, идти не нужно ни в коем случае.
Прежде всего, это SEO-копирайтинг — однажды начав писать не для людей, а для поисковых роботов, потом перестроиться и начать развиваться в нужном направлении будет крайно сложно.
Кроме того, мы не рекомендуем тратить время на биржи фриланса или копирайтинга — через них получить интересный заказ довольно сложно из-за высокой конкуренции. А написание скучных описаний для неинтересных продуктов отобьет всю охоту к развитию. И, конечно, никогда не стоит работать по схеме оплаты за знаки — об этом мы писали в одной из предыдущих глав.
Заключение
Описанный выше алгоритм развития карьеры редактора занимает в реализации не так уж и много времени — за пару лет молодой специалист вполне может пройти путь от никому неизвестного новичка, до редактора в крупной компании или уважаемом СМИ.
Уже после этого, определившись с конкретной сферой применения своего таланта — журналистика, маркетинг и PR на стороне агентства или заказчика — можно подбирать конкретные курсы для повышения квалификации.
К примеру, отличные семинары для журналистов периодически проводит главред «Секрета Фирмы» Николай Кононов, пиарщикам и маркетологам много интересного может рассказать директор по маркетингу компании «Мосигра» Сергей Абдульманов (вот описание одного из прошедших курсов), а редакторов для компаний готовит Максим Ильяхов и специалисты медиахаба Smile Bright Media.
Пройдя весь описанный путь, редактор научится работать с материалами разных типов в сложных условиях постоянно давления и не будет бояться писать для широкой аудитории. А наработанный опыт будет гарантом будущей востребованности даже в сложные с точки зрения экономики времена.