Исследование: стоит ли бизнесу заводить канал в Telegram
Одним из самых обсуждаемых явлений Рунета последнего времени стали каналы в Telegram. Мессенджер Павла Дурова активно завоевывает зарубежную и отечественную аудиторию, и, кажется, команда проекта не планирует снижать обороты. Поэтому мы в Smile Bright Media решили повнимательнее взглянуть на то, насколько каналы приложения могут быть привлекательны в качестве средства контент-продвижения бизнеса.
Как мы считали
В ходе исследования были проанализированы публично доступные статистические данные о развитии сервиса Telegram. Кроме того, мы изучили информацию, представленную в популярных каталогах каналов мессенджера.
Цель исследования — понять, насколько перспективны каналы в Telegram с точки зрения их использования для контент-маркетинга уже сейчас.
Сколько пользователей Telegram в России
Общедоступной статистики о числе пользователей Telegram в каждой конкретной стране не существует. Однако составить впечатление о динамике роста популярности мессенджера в России можно с помощью анализа публикаций в медиа за несколько лет.
Ресурс Telegram Geeks собрал доступную в западных медиа информацию для оценки общего числа пользователей мессенджера Павла Дурова. На март 2016 года этот показатель составил 100 млн пользователей; авторы исследования отметили темпы роста Telegram, который в первые два года своей жизни завоевывал пользователей быстрее, чем WhatsApp, Twitter и Skype в аналогичный период.
Что касается ситуации в Рунете, то в 2013 году, по данным «Ведомостей», доля российских пользователей Telegram составляла 1 %. В том же году TechCrunch оценивал общее число пользователей сервиса в 35 млн человек, соответственно доля россиян составляла примерно 350 тысяч пользователей.
Позднее издание РБК опубликовало материал по исследованию компании J’son & Partners Consulting: в 2015 году общее число пользователей мессенджеров в России составляло 50-60 млн человек, а Telegram имел долю немногим более процента — и, соответственно, оценить число пользователей сервиса в тот год можно на уровне 500 тысяч человек.
Как мы сказали выше, в 2016 году мировая аудитория Telegram составила 100 млн человек. Можно предположить, что темпы роста аудитории мессенджера в России остаются на прежнем уровне, а значит, доля российских пользователей всё так же составляет 1-1,5 %. Таким образом, число пользователей Telegram в Рунете можно оценить примерно в 1 млн человек.
Для сравнения: по разным данным (BR Analytics, PRO Smm), российская аудитория Facebook и Twitter составляет от 14,5 млн до 21,7 млн человек и от 7,8 млн до 12 млн человек соответственно. Если принять во внимание крайние оценки и взять усредненное число, то получится, что среднемесячная аудитория Facebook в России — 20 миллионов человек, а Twitter — 10 миллионов пользователей.
Типы Telegram-каналов, их аудитория и контент
Аналогично числу российских пользователей, точной и официальной статистики по использованию ботов и каналов в Telegram также нет, как не существует и «официального» их каталога. Соответственно, трудно составить и впечатление о том, какие компании — и насколько успешно — используют Telegram для продвижения. В публикующихся время от времени подборках популярных каналов и ботов, как правило, либо представлены актуальные каналы и боты из каталогов, либо отражены личные предпочтения авторов таких материалов.
При этом наиболее востребованным каталогом каналов и ботов для Telegram, который обладает большой детализацией, является ресурс tlgrm.ru. Мы использовали данные с этого сайта при дальнейшем анализе каналов.
В российском сегменте насчитывается порядка 10 000 каналов. Наиболее популярные тематики:
- медиа;
- IT;
- новости;
- дайджесты;
- авторские каналы.
На диаграмме указано среднее число подписчиков на каждый сегмент
Один из самых популярных сегментов — авторские Telegram-каналы. Их ведут так называемые лидеры мнений — известные люди или специалисты в какой-либо области. Как правило, публикации в таких каналах отражают интересы их создателей, в основном это новостные ссылки и тексты на околопрофессиональные темы, сопровождающиеся личным мнением автора.
Примеры авторских каналов: «Записки и выписки», «Технологии, медиа и общество», «Паша и его прокрастинация» и др. Средняя аудитория таких каналов на данный момент составляет около 7500 человек.
Каналы по тематике медиа, маркетинга и SMM могут вестись как специалистами-одиночками, так и командами различных проектов. Примеры: «Русский маркетинг», «SMM в Telegram», «Amplifer», «Канал ленивого SMMщика» и др. Среднее число подписчиков таких каналов — 2500 человек.
Каналов деловой тематики в Telegram сейчас не очень много, впрочем и число их подписчиков не особенно велико. Примеры таких каналов: «PRO Стартапы и бизнес», «Мини-бизнес по-русски». Среднее число подписчиков — 1200 человек.
Лучше обстоят дела у медиапроектов. Свои каналы есть, к примеру, у изданийApparat, Slon, Meduza, а также у «Тинькофф журнала». В основном в этих каналах публикуются ссылки на собственные редакционные материалы и новостные заметки. Среднее число подписчиков — 4000 человек.
Большая часть каналов публикует не более двух сообщений в день.
Основной контент каналов в Telegram — это текст и ссылки.
Что это значит для бизнеса
Как видно из статистики, на данный момент Telegram является каналом доступа к весьма специфической и ограниченной аудитории. Главным образом его используют люди, связанные с технологиями, медиа и маркетингом. Общее число пользователей мессенджера пока также невелико в масштабах страны.
Тем не менее в некоторых случаях использование канала в Telegram в качестве дополнения к обычным маркетинговым «активностям» вполне возможно и оправданно. Вот что нужно понимать, если вы решили запустить свой канал:
Личные каналы популярнее корпоративных, поэтому, если стоит задача использовать канал для продвижения бизнеса, регистрировать его лучше на члена команды, а не на бренд. Идеально подойдет, например, основатель или руководитель компании, который будет публиковать мнения о событиях, происходящих в индустрии, и давать ссылки на материалы компании.
Продвигать канал сейчас очень нелегко: отсутствие официальных каталогов каналов и магазинов ботов затрудняют этот процесс. Создателям приходится полагаться на сарафанное радио или использовать контент-маркетинг, например размещая ссылки на каналы в других материалах вроде статей в СМИ. Для того чтобы набрать серьезную аудиторию, потребуется очень много времени и сил.
В Telegram очень лояльная аудитория. Несмотря на свою малочисленность и трудности с продвижением, несомненным плюсом каналов в Telegram является лояльность аудитории. Процент открытия ссылок в каналах очень высок:в ходе эксперимента специалистам «Нетологии» удалось добиться показателя в 7% переходов от числа просмотров.
Можно рассчитывать на рост аудитории в будущем: Telegram растет серьезными темпами не только в мире, но и в России. Несмотря на это, проекту Павла Дурова в ближайшие годы будет трудно догнать и обогнать по популярности в нашей стране соцсети и другие мессенджеры, однако он вполне может стать хорошим дополнительным каналом распространения контента и привлечения аудитории.
Если вы хотите создать или развить собственный канал в Telegram —обратитесь к нам, и мы поможем сделать его интересным!