Главное Свежее Вакансии   Проекты
Комментируемое:
😼
Выбор
редакции
393 2 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Какие проекты проедают прибыль? Считаем рентабельность каждого направления

В начале бизнеса предпринимателю несложно отслеживать рентабельность проектов. Доходность одной торговой точки или одного вида услуг — это считать просто. Но вот открывается еще несколько точек, запускаются торговые площадки и услуги, растет количество сотрудников.

Финансы начинают жить своей жизнью: доходы и расходы от всех проектов варятся в общем котле. Владелец теряет контроль и уже не может понять, какие направления прибыльны и перспективны, а какие проедают доходы и тормозят развитие компании.

Чтобы четко отслеживать все аспекты деятельности, вовремя выявлять и устранять финансовые проблемы, нужно регулярно оценивать доходность каждого направления. Разберем, как это делать.

Как выявить эффективность каждого направления бизнеса


Алгоритм оценки доходности проектов состоит из следующих этапов:

  1. Распределение выручки и прямых расходов по каждому проекту.
  2. Расчет валовой прибыли и рентабельности.
  3. Выявление прибыльных и убыточных проектов.
  4. Принятие мер по оздоровлению бизнеса.

Какие бывают расходы


Все расходы, которые несет предприятие в процессе ведения деятельности, можно разделить на прямые и косвенные.

Прямые — это расходы, которые можно четко и однозначно привязать к конкретному проекту, товару, услуге. Например: шампуни, краски для волос, сдельная оплата труда парикмахера — это прямые расходы салона красоты.

Прямые расходы формируют себестоимость конечного продукта. Например, предприниматель владеет парикмахерской и магазином профессиональной косметики. Себестоимость краски для волос в магазине состоит из отпускной цены поставщика и расходов на доставку. Себестоимость услуги по окраске волос в парикмахерской — из стоимости всех расходных материалов с учетом доставки и сдельной оплаты труда парикмахера.

Косвенные расходы — это расходы, которые невозможно отнести к определенному проекту, товару или услуге. Например, у предпринимателя из нашего примера работают бухгалтер и менеджер. Бухгалтер считает налоги с заработка всех работников компании, а менеджер занят закупкой материалов и товаров для обоих направлений бизнеса. Зарплата бухгалтера и менеджера — косвенные расходы.

Косвенные расходы не закладывают в себестоимость, а погашают за счет наценки из общей суммы прибыли. Например, у нашего бизнесмена наценка на себестоимость товара в магазине составляет 30%, на себестоимость услуг в салоне — 50%. Зарплату бухгалтеру и менеджеру он выплачивает из совокупной прибыли от обоих направлений бизнеса.

Единого перечня прямых и косвенных расходов не существует. Расход, который для одного предприятия является прямым, для другого может быть косвенным, и наоборот.

Например: для компании-автоперевозчика траты на бензин — это прямой расход. А для IT-компании, владелец которой использует личное авто для деловых поездок, — косвенный.

Что такое валовая прибыль и как ее считать


Разница между выручкой и прямыми расходами называется валовой прибылью. Складывая прибыли по каждому проекту, получают валовую прибыль по предприятию в целом. За счет этой суммы и погашают косвенные расходы.

Покажем на примере:


В таблице отражены результаты деятельности внешне прибыльного предприятия. Но в разрезе направлений бизнеса видно, что большую часть прибыли генерирует Проект 1. А Проект 3 является убыточным и финансируется за счет прибыли от других проектов.

Валовая прибыль — абсолютный показатель, который позволяет проанализировать деятельность компании в разрезе проектов и понять, какие направления бизнеса генерируют прибыль, а какие убыточны.

Как посчитать рентабельность проекта


Рентабельность проекта или валовая рентабельность — это относительный показатель эффективности каждого проекта. Он показывает, сколько прибыли содержится в общей сумме выручки по каждому направлению.

Рассчитывается он следующим образом:

Рентабельность проекта = Валовая прибыль от проекта/Выручка от проекта × 100%.

Дополним данные примера:


Нормативных значений валовой рентабельности не существует. Но чем она выше, тем эффективней работает направление. Ведь чем больше прибыли внесет проект в общий котел, тем больше средств останется у предприятия после погашения косвенных расходов. На основе показателя рентабельности планируют дальнейшую работу компании, выявляют скрытые проблемы, которые препятствуют развитию бизнеса.

Например, из таблицы видно, что предприятию нужно искать пути снижения прямых расходов по Проекту 3. Если исправить ситуацию не получится, стоит закрыть проект и направить усилия и ресурсы на другие направления.

Как отслеживать рентабельность проектов в Seeneco


В сервисе управленческого учета Seeneco можно отслеживать финансовый результат проекта и рентабельность как на стадии планирования, так и во время реализации.

Создавайте новые проекты, привязывайте к проектам фактические и плановые выплаты и поступления. 

Сервис будет суммировать доходы и расходы в разрезе проектов и выводить финансовые результаты. Вы всегда будете знать, насколько эффективен каждый проект, какую сумму прибыли он генерирует, соответствуют ли фактические результаты деятельности запланированным. Сможете прогнозировать прибыль будущих периодов и оценивать дальнейшие перспективы развития каждого направления.

Итоги


Эффективность проектов оценивают по валовой прибыли. Она разграничивает прямые и косвенные расходы и помогает понять, какие проекты требуют больших затрат, а какие генерируют для предприятия максимум прибыли. Регулярный контроль за доходностью каждого проекта, позволяет вовремя выявить проблемы и принять меры по оздоровлению бизнеса.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Первые Новые Популярные
AdAurum
Digital, реклама. разработка
AdAurum
Полезный и доступный гайд, спасибо!
Ответить
Seeneco
Управление финансами для малого бизнеса
Наталья Маркова
На здоровье! И вам спасибо за лестный отзыв :)
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.