“7 Уровней Масштабирования” - готовая модель развития бизнеса от Райана Дайса
Сегодня немного про будущее. Для кого-то это ближайшее будущее, для кого-то — обозримое, но для большинства в бизнесе — желаемое.
Давайте поговорим о масштабировании компании, о том, какой должна быть правильная, рабочая последовательность внутри этого процесса и что нужно знать в самом начале.
Это, кстати, одна из причин выбора сегодняшней темы, которая состоит в том, что знать и помнить принцип масштабирования лучше заранее.
Т.к., по хорошему, начинается масштабирование..., с первых дней проекта. Если про это знать. Это как основание дома — хорошо его сразу делать правильным, чтобы потом не перестраивать все заново.
Сегодняшнюю модель мы позаимствуем у Райана Дайса, хорошо известного нашим постоянным слушателям. Думаю, это один из самых рабочих вариантов и вот почему.
Дело в том, что Райан Дайс, это не только основатель одного из сильнейших проектов по обучению и развитию онлайн-маркетингу DigitalMarketer, это не один его бизнес.
В рамках другого проекта Scalable, он, со своими партнерами, обучает предпринимателей вопросам роста и масштабирования уже более 20 лет.
Они оптимизируют компании на предмет соответствия продукта и рынка, на предмет стратегического планирования, они занимаются документированием систем и процессов.
Они также специализируются на тактических вопросах, таких как, бюджетирование, HR и даже слияние и поглощение.
И главный (и наиболее частый) вопрос, который задают им их клиенты: «Что делать первым? Каков порядок действий при масштабирования моего бизнеса? Какая схема?»
И такая схема у них есть. Это фреймворк (или модель) под названием «7 Уровней Масштабирования» — это именно тот путь, по которому они развивают свои собственные проекты и проекты своих клиентов.
Это некий готовый маршрут. По их мнению, это кратчайший путь от выживания к высоко прибыльному, эффективному, и если будет угодно, готовому к продаже бизнесу...
К проекту, который, с одной стороны, меняет мир потребителя в лучшую сторону, а с другой стороны — дает желаемый фин. результат и ту свободу действий, к которой мы так стремимся.
Давайте перейдем сразу к модели. Итак, «7 Уровней Масштабирования» от Райана Дайса
Уровень #1: Совершите продажу и обслуживание 10 клиентов
Прежде чем масштабировать бизнес, вы должны подтвердить, что 1) у вас есть то, что люди хотят покупать, и 2) вы можете выполнить обещания, которые им даете.
Самый простой способ проверить — это как можно быстрее продать и обслужить 10 клиентов, в рамках той модели, которую вы хотели бы масштабировать.
Это не только обеспечит определенный денежный поток, но даст вам идеи, данные и уверенность, которые очень нужны для перехода на следующий уровень.
Как правило, получить первые 10 клиентов — это не вопрос ваших возможностей, а вопрос вашего желания. Если нужно найти 10 клиентов — это всегда можно сделать, верно? Для тех, у кого проект рабочий — этот вопрос не стоит, но для тех, кто сейчас проектирует свой первый или следующий бизнес и делает самые первые шаги — шаг крайне важен — получите свои первые 10 клиентов.
Не думайте пока про масштабирование. Просто найдите 10 человек, готовых заплатить за ваш продукт или услугу, и сделайте все возможное, чтобы дать им лучший покупательский опыт, чтобы превратить их в ваших фанатов. Такая задача. 10 восторженных фанатов вашего проекта или продукта!)
Уровень #2: Автоматизируйте процесс привлечения клиентов, используя Маховик Роста
Теперь, когда вы проверили соответствие вашего продукта вашему рынку — нашли так называемый PMF или Product-Market-Fit (для тех, кто не слышал этот термин ранее — это, в общем-то, просто красивый способ сказать, что ваши люди действительно хотят то, что вы продаете)...
...когда вы убедились, что PMF есть и ваш продукт кому-то действительно нужен, пора переходить от разовых продаж к предсказуемым и повторяющимся (читай управляемым).
Для этого вам нужен «Маховик Роста» или «Двигатель Роста»
Этим термином Райан Дайс обозначает предсказуемую пошаговую модель первых шагов, т.е. начала того пути, по которому будет предложено пройти человеку, попавшему в ваш мир.
Другой термин, обозначающий начало «Пути вашего Клиента» — это автоворонка фронтенда или TOFU (top of the funnel). Только потом переходите к воронкам среднего и высшего уровня. Выполните вначале максимальную шлифовку моделей первого уровня. Только потом переходите к таким продуктам, как максимизатор прибыли и цепочки касаний (кто проходил у нас не только подготовительную, но и основную программу по автоворонкам в xMARKETER должны хорошо понимать о чем идет речь).
Итак, первый шаг к построению вашего Маховика Роста — визуально отобразить весь процесс приобретения клиентов (т.е. спроектировать воронку начального уровня).
И, да. Вы можете сделать это как угодно замысловато, но Райан Дайс и его эксперты, они предпочитают максимально простой варианта модели такой вронки. Просто возьмите стикеры, маркеры и доску и нарисуйте свой путь клиента.
Еще раз — этот этап посвящен эффективности вашей бизнес-модели, вашей автоворонки, но начинаем мы обязательно с самого простого, начального уровня.
Уровень #3: Апгрейд системы управления вашего бизнеса
На этом уровне цель — перейти от бизнеса, зависящего от ВАС, к системному бизнесу, который, первое — будет готов к «проворачиванию» более крупных объемов при масштабировании. И второе — который будет в состоянии расти и функционировать БЕЗ вас.
Чтобы обновить систему операционного управления, вы должны СНАЧАЛА задокументировать «набор алгоритмов», которые заставляют ваш бизнес работать.
Нужно четко определить и документально зафиксировать все ключевые процессы, нужно будет сформировать те подробные инструкции и руководства, которые нужны для выполнения критически важных этапов.
Но одних инструкций недостаточно. Еще нужно четко определить роли и ответственность. Причем ответственность каждого из участников вашей регаты.
Нужно четко отрисовать его роль и его ответственность за то, что делает, в соответствии с теми инструкциями, о которых шла речь выше.
Когда у вас будет ясность относительно того, что нужно делать и кто за что отвечает — именно эта ясность будет сигналом к тому, что переход к масштабированию возможен. Иначе вы будете масштабировать хаос!
Итак, обновление системы управления:
- Набор алгоритмов;
- Архитектура коммуникаций — т.е. кто что делает, за что отвечает и как и кому отчитывается;
- Цели или уточнение «желаемых результатов» вашей компании. Для того, чтобы сотрудники были ориентированы на достижение общей цели.
Это фундамент для перехода от бизнеса, зависящего от основателя, к масштабируемой компании.
Уровень #4: Максимизация личных доходов
Теперь, когда продажи есть и растут, а бизнес работает как хорошо отлаженная машина, пора переключить фокус на прибыль. Но не просто на фин. результат всей компании, а на вашу личную прибыль, которая (после выплаты налогов) появляется на вашем личном счету.
Это время повышения своей «заработной платы».
И это не только про то, что вы заслужили ее... Если ваша компания будет переходить на следующий уровень, вам, возможно, потребуется бороться с определенным уровнем стресса, со страхом и неопределенностью внутри.
А один из лучших способов сделать это — убедиться, что ваши личные, повседневные потребности закрыты.
Райан Дайс рекомендует на этом этапе поднять свою зарплату на 25%, а позже и на 50% получаемых денег в месяц.
Ваших доходов (после уплаты всех необходимых налогов) должно хватать на покрытие всех повседневных затрат, а также на то, чтобы вы могли спокойно откладывать 10-15% от своего заработка в качестве сбережений или инвестиций.
Как бы это ни выглядело эгоистичным, но это самое ценное из того, что вы можете сделать для своего бизнеса.
Уровень #5: Создайте свой совет консультантов
Если есть какая-то вещь, которую особенно хорошо понимают компаниях с финансированием (т.е. со сторонним капиталом), то это именно данный пункт!
В таких компаниях ВСЕГДА есть Консультативные Советы. Они, как правило, состоят из, условно, из «равных» и «старших» (т.е. наставников).
Этот консультативный орган, если хотите, еще можно называть советом директоров или как-то еще, но... если вы хотите построить действительно масштабируемую компанию, то вам нужно сделать это же самое.
Давайте признаем, предпринимательство — это, чаще всего, одиночество.
И именно поэтому вам нужны ОБЕ роли: «наставники», которые будут давать вам свежие идеи и вдохновение, и «равные» участники, которые будут держать вас подотчетным вашим же целям, будут сочувствовать потерям и праздновать победы.
Но как определить правильных членов совета и как вознаграждать оных, в случае, если такие надуться?
Здесь есть такой подход — ищите сначала одного, но правильного наставника. Если вы найдете одного такого более опытного человека, то он не только поможет вам сформировать этот совет, но и сам будет в нем участвовать.
Уровень #6: Расширяйтесь, приобретая другой бизнес
Все бизнесы рано или поздно упираются в потолок роста.
Именно поэтому расширение за счет поглощений — это тот необходимый инструмент, который должен быть в арсенале масштабируемого предпринимательства.
У Райна Дайса для этого создана отдельная компания, которая так и называется The Scalable Company, где они сосредоточены на приобретении тех активов и бизнесов, которые позволяют им получить больше лидов (тот самый рост Листа), больше новых талантов (человеческий капитал), поднять долю рынка, получить моментальные новые продажи, увеличить маржу и поднять общую стоимость предприятия.
Уровень #7: Дорасти до своей «цифры» и перейти в режим «инвестора»
Что ж, если вы дошли до этого уровня — то вы большой молодец!
Вы смогли масштабировать свой бизнес до (как минимум) 8-ми значной цифры, и хотя вы, конечно, не обязаны продавать свою компанию..., но знание того, что вы могли бы это сделать, меняет очень многое.
На этом уровне у вас есть то, чего хотел бы любой предприниматель: ОПЦИОНАЛЬНОСТЬ! (...что, по сути, является просто красивым способом сказать, что теперь выбор за вами)).
Вы можете продавать свой бизнес... или оставить себе.
Можете привлекать инвестиции... или не привлекать.
Вы можете полностью отойти от оперативной деятельности... или вернуться в эпицентр и заниматься только той работой, которую вы любите.
Здесь выбор за вами. Но нужно помнить, что на этом этапе ваш путь предпринимателя еще крайне далек от завершения.
Возможно, именно теперь пришло время перейти к следующей роли, от предпринимательского ДЕЛАТЕЛЯ к предпринимательскому ИНВЕСТОРУ.
Время перейти к еще большим проектам и менять жизни еще большего числа людей в лучшую сторону. Или еще круче, возможно пришло время работать над наследием для тех, кто пойдет по вашим стопам.
Выбор за вами!