редакции Выбор
На старт, внимание, SWOT! Анализ для выбора верной стратегии развития
Источник — блог SendPulse.
Что такое SWOT анализ
SWOT анализ — это способ собрать и проанализировать информацию о компании и состоянии рынка, чтобы понять, как лучше подготовиться к проблемам и выгодно использовать возможности. Для SWOT анализа собирают четыре группы данных, из которых и складывается его название:
- Strengths — силы;
- Weaknesses — слабости;
- Opportunities — возможности;
- Threats — угрозы.
Силы и слабости — это внутренние факторы, про текущее состояние компании. Возможности и угрозы — внешнее влияние: рынок, политика, катастрофы в экономике и экологии и так далее.
Зачем делать SWOT анализ
Уверена, вы отлично знаете состояние своей компании: в чем вы лучше и хуже конкурентов, над чем нужно работать, а что и так в порядке. SWOT анализ поможет соотнести эти данные с рисками и возможностями рынка, чтобы расставить приоритеты.
SWOT анализ не даст вам цифр, зато подкинет много идей для стратегического планирования. Причем не только для маркетинга, а для всей жизнедеятельности компании: от внедрения новых технологий на производство до реакции на повышение налогов.
Основные параметры SWOT анализа
Для swot анализа вам нужно собрать данные по каждому элементу аббревиатуры: описать сильные и слабые стороны компании, внешние возможности и угрозы рынка. Я предлагаю вам готовые группы факторов, чтобы было проще. Если вы и так знаете все свои силы и слабости и внешние факторы, можете сразу их записывать, но советую все-таки пройтись по списку — вдруг что-то еще придет в голову.
Сильные и слабые стороны компании
Организация. Тут все, что касается человеческого ресурса и организации работы: квалификация персонала и отношение сотрудников к работе, уровень текучки. Отметьте, как работают друг с другом разные подразделения компании, есть ли сложности в организационной структуре.
Финансы. Здесь смотрите, как обстоят дела с финансовыми показателями компании: как вы оцениваете издержки компании, прибыльность и в целом финансовую устойчивость. Способны ли вы при необходимости выделять крупные суммы на решение непредвиденных ситуаций или вкладываться в развитие.
Производство. Преимуществом будет использование сложных технологий, которые не могут скопировать конкуренты, и наличие уникальных патентов. Если ваше производство легко скопировать — это слабость. Оцените также, насколько современные технологии используются в компании: старые методы производства обычно занимают больше времени и требуют больше затрат.
Товар. Подумайте, какие свойства товара лучше или хуже всего удовлетворяют запросы потребителей, какие потребительские качества самые сильные и слабые, как покупатели относятся к дизайну и удобству самого товара и его упаковки. Проанализируйте ассортимент: он слишком узкий или, наоборот, неоправданно широкий. Оцените работу вашего отдела продаж, ценовую политику.
Маркетинг. Оцените, в каких каналах представлена компания, как охвачена потенциальная аудитория. Какой имидж у компании на рынке, достаточно ли бюджета на рекламу.
Скорость реакции на изменения. Может ли ваша компания быстро приспособиться к изменениям рынка и появлению новых технологий, способна ли она быстро выработать антикризисную стратегию.
Угрозы и возможности
Спрос. Следите, какими темпами растет или сокращается рынок, какова его емкость. Вероятно ли появление новой волны спроса в связи с каким-то внешними обстоятельствами, в том числе сезонными.
Конкуренция. Проанализируйте, как распределены доли рынка между конкурентами, может ли измениться это соотношение. Какова вероятность выхода новых конкурентов на рынок.
Научно-технический фактор. Следите за новостями: могут ли вскоре появиться новые технологии, которые изменят производство в вашей отрасли или могут повлиять на спрос.
Законодательство и политика. Оцените политическую стабильность: вероятно ли появление новых законов, которые регулируют вашу отрасль, или изменение международных отношений, которое может повлиять на компанию.
Экономика. Наблюдайте за экономическими тенденциями в своей стране или регионе. Спад экономики — это сложное время для бизнеса.
Как составить SWOT анализ правильно
Подготовьте две начальных таблицы SWOT анализа: для пары «силы/слабости» и для пары «возможности/угрозы». Запишите в нее группы факторов и выпишите плюсы и минусы по каждой группе, каждому фактору присвойте балл важности от 1 до 10. Вот так может выглядеть таблица по паре «силы/слабости»: