Обучение персонала: как взрастить команду профессионалов
И стоит ли повышать зарплату сотруднику, который прошёл обучение, чтобы удержать профессионала?
Обучение персонала — действительно проблемная область. И об этом часто говорят консультанты и тренеры, сталкиваясь с довольно ошибочной точкой зрения некоторых предпринимателей, ведь многие из них боятся потерять деньги, вложенные в обучение сотрудника. Они полагают, что сотрудник, повысив свою компетентность, обязательно уйдёт в конкурирующую компанию. То есть немалые суммы, потраченные ими на обучение, сыграют против них и усилят конкурента. А другие мои коллеги-предприниматели часто приводят цитату Дж. Уэлча:
— Вы не боитесь, что вы обучите сотрудников, а они уйдут?
— Боюсь, конечно. Но я ещё больше боюсь, что я их не обучу, а они останутся.
Мое мнение: в вопросе обучения сотрудников нужен здравый баланс. Расскажу, как действую я, с практической точки зрения.
Внутреннее обучение
В моей компании действует внутренняя система обучения для сотрудников, для них она, конечно же, бесплатная. Но для компании бесплатная она условно, ведь если сотрудники не платят за её прохождение, то для проверки их знаний требуются тренеры и специалисты, то есть тратятся ресурсы компании. И это стоит дорого.
Однако с этим можно справиться, причём очень просто, так как вы не обучаете сотрудника три месяца, не позволяя приступить к основным обязанностям. Обучение должно проходить без отрыва от производства. Для того чтобы понять, стоит ли тратить на сотрудника ресурсы компании, вам нужна система измерения результатов — статистики. Если вы видите, что сотрудник работает эффективно, то вы можете смело и дальше вкладывать в его обучение. Всё просто: средства, которые вы затрачиваете на обучение, должны быть пропорциональны тому, какие результаты показывает сотрудник, так что обучайте только способных.
Внешнее обучение
Внешнее обучение обходится куда дороже, ведь по нашим регламентам мы полностью оплачиваем внешнее обучение сотрудников. Но здесь мы оставляем за собой право решить, кому одобрить заявку на такое повышение квалификации, а кому — нет. Опять-таки финансируем того сотрудника, который показывает достойные результаты, а также какое-то время работает в компании и занимает определённую позицию. Как правило, такие люди очень преданы компании и заинтересованы в том, чтобы она росла и развивалась. Их мотивация не ограничивается деньгами.
Но что делать, если компания оплачивает внешнее обучение сотрудника, а тот вскоре решает сменить место работы? У нас такое правило: если сотрудник после завершения внешнего обучения не проработал в компании полгода, то он возмещает 50% стоимости, потраченной на оплату обучающего курса или программы.
Точка зрения на обучение
Советую изменить точку зрения на обучение. Многие предприниматели смотрят на него как на некое дополнение к бизнесу. И тогда действительно справедливо утверждение о том, что это «дополнительное» сотрудники могут унести с собой. Но я смотрю на обучение сотрудников в бизнесе далеко не так. Для меня это must have. Как я могу рассчитывать на эффективность сотрудников, если не занимаюсь их обучением?
Расходы
Допустим, фонд заработной платы в компании — 10 тысяч долларов в неделю. И одну пятую часть, то есть 20 тысяч долларов, соизмеримо этой сумме вы должны отдавать на обучение. Главное, сразу же заложите эту сумму в бюджет вашей компании.
Обучение — часть бизнес-процесса
Для меня обучение — часть обычного бизнес-процесса. Это не награда и не поощрение за какие-то суперзаслуги. Это нормальная часть бизнес-процесса, так что, когда вы считаете бизнес-модели и закладываете бюджеты, не забывайте о расходах на обучение. Если вы этого не сделаете, то сразу окажетесь в проблеме. Именно из-за этого вы будете воспринимать обучение как дополнение, а ведь без него просто не обойтись! Если у вас в компании внедрено финансовое планирование, то всегда учитывайте обучение сотрудников как регулярную статью расходов.
— Александр Высоцкий специально для «Деловой Казахстан»