Главное Свежее Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
849 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Дешевле не найти: как выбирать разработчика в 2022 году

Еще недавно выбрать подходящего подрядчика на разработку сайта было просто: составить шорт-лист по рекомендациям и собственным ощущениям, свериться с авторитетным рейтингом и выбрать агентство исходя из бюджета.
Мы видим, как меняется рынок заказной разработки — и на собственном опыте, и общаясь с коллегами. Спрос на разработку цифровых решений кратно вырос с начала пандемии — сайты и мобильные приложения потребовались тем, кто никогда ранее не имел опыта в digital. К нам часто приходят люди, которым сложно разобраться в рынке и найти хорошего исполнителя.

Владимир Завертайлов, основатель scrum-студии «Сибирикс»

При ограниченном бюджете еще пару лет назад можно было обратиться к студиям из регионов — цены там были существенно ниже. Но пандемия, развитие удаленной работы, ускоренная цифровизация и высокий спрос на разработку сильно изменили этот подход. Найти регионального подрядчика с относительно низкой стоимостью уже не получится.

За последние полгода-год зарплаты кодеров в регионах по сути сравнялись с московскими — программист может сидеть дома и работать где угодно. Его легко могут перекупить столичные студии или крупная корпорация с инхаус-разработкой.

Мы за год практически вдвое подняли зарплаты разработчиков, и это не предел. Для того, чтобы сходилась экономика, любой компании заказной разработки приходится поднимать цены. Либо растерять штат и уйти с рынка. Выбор именно такой.

Разброс в стоимости часа разработки в последние полтора года для заказчиков стал меньше, при этом цены выросли. И эта история одинакова для всего рынка.

Да и с рейтингами тоже не все просто. Популярный у клиентов и рынка Tagline (он же, по признанию многих, максимально объективный) не обновлялся уже больше 2 лет и судьба его пока не ясна. В целом есть опасения, что рейтинги не успевают за текущей ситуацией — цифровизация продолжает набирать обороты, меняются цели, задачи, масштабы и форматы проектов, а рейтинги чаще отражают успехи разработчика за предшествующий год.

Как составить шорт-лист разработчиков


Мы видим, что проекты, и сайты и мобильные приложения, становятся все сложнее. Клиенты приходят за сложными интеграциями, личными кабинетами, автоматизацией внутренних бизнес-процессов. Мы создаем высоконагруженные проекты, которые работают с большим числом пользователей, огромными массивами данных, взаимодействуют с несколькими внешними сервисами. Такие решения нужно не только создавать, но и постоянно поддерживать.

Заказчик, вынужденный увеличить бюджет на разработку, должен подходить к выбору исполнителя с большей дотошностью, чем раньше. Ему нужно быть уверенным в том, что он платит немалую сумму компетентным и ответственным специалистам, а созданный сайт или приложение эффективно решит его бизнес-задачи и окупится в разумный срок.

Конечно, не стоит сбрасывать со счетов известные критерии:

  1. Важно выбирать среди компаний, имеющих устойчивое положение на рынке: помимо рейтингов обращайте внимание на срок существования, размеры портфолио, сложность реализованных проектов. Важно выбирать партнера среди агентств, имеющих свой штат сотрудников и все необходимые компетенции внутри.
  2. Смотрите на ссылки в подвалах тех сайтов, которые вам нравятся, переходите на сайт разработчика, изучайте кейсы в портфолио — они должны отвечать вашему внутреннему чувству прекрасного. Если вы найдете хорошую студию разработки, но при этом визуально ее работы вам «не отзываются» — не рискуйте, вместо решения задачи получите конфликт ожиданий, сложные коммуникации и невнятный результат.
  3. Прислушивайтесь к рекомендациям, но обязательно уточняйте у советчиков детали сотрудничества или конкретные причины, по которым вам называют ту или иную компанию. То, что важно вашим коллегам или партнерам, для вас может быть несущественно или вовсе неприемлемо.

Как выбрать лучшего исполнителя


Когда вы найдете таким образом несколько подходящих компаний, стоит взглянуть на каждую более пристально — иначе есть риск кочевать по рынку от одного подрядчика к другому, каждый раз начиная все заново.

Компетенции и опыт

Убедитесь, что у разработчика есть компетенции в нужных технологиях и он не будет учиться на вашем проекте, а вы — платить за это обучение. Смотрите, есть ли в портфолио разработчика схожие кейсы. Например, если вам нужен не просто интернет-магазин, а маркетплейс — ищите именно тех, кто уже делал такие проекты. Если требуется сложная интеграция с проприетарными решениями или внешними сервисами, не стесняйтесь спрашивать о конкретных кейсах.

Команда и процесс

Попросите студию рассказать о том, как пойдет разработка: спрашивайте об этапах работы, порядке взаимодействия и отчетности, о задействованных специалистах и их опыте. В идеале у подрядчика должна быть собственная команда и лучше, если она будет располагаться в одном офисе.

Если студия привлекает субподрядчиков и фрилансеров, это может повлиять на качество работы, а коммуникации с удаленщиками могут затянуть сроки выполнения проекта. Можно озвучить свои опасения «на берегу», до подписания договора. Но контролировать ход работ и участие внешних специалистов не стоит. Если между подрядчиком и заказчиком нет доверия и взаимного уважения — результат будет так себе.

Технологии

Проведите созвон с техническими специалистами с обеих сторон — обсудите архитектуру и решения, которые будут использоваться при разработке. Часто разработчика ищут люди, которые никогда раньше с этой задачей не сталкивались, ведь сайт заказывают в среднем раз в 5 лет. А с учетом нынешней обстановки в онлайн выходят и совершенно новые бизнесы, еще не имевшие опыта в этой среде. Мой совет — поручите общение по техническим вопросам тому, кто понимает рынок и представляет себе, что за продукт создается.

Сотрудничество и коммуникации

Даже если на предыдущих этапах вас ничего не смутило, не бросайтесь в проект с головой. Закажите для начала разработку аналитики и MVP. Проверьте на относительно-небольшом бюджете (12-15% от общего), сможете ли вы сработаться с командой.

Обращайте внимание на подход к коммуникациям, форму отчетности, наличие внутренних регламентов. Например, кому-то нравится, что менеджер агентства постоянно подгоняет и заставляет дисциплинироваться. Кого-то это наоборот, злит. Важно, чтобы обе стороны были нацелены на результат, но при этом у них должны совпадать и ожидания от самого процесса.

Дешевле никак?


Заплатить меньше именно за разработку вряд ли получится. Если бюджет ограничен, правильно будет взять готовое решение и приучить себя его использовать. Разработка — это чертовски дорого и дальше она будет только дорожать. Сэкономить можно лишь на двух моментах:

  1. Переиспользование стандартных компонентов сократит часы на написание кода.
  2. Выбор опытной команды вместо джунов гарантирует то, что задачи будут выполняться в срок и не потребуются доработки.

Но можно заметно выгадать на сроках окупаемости проекта, если использовать в проекте гибкие методологии разработки. Можно начать с минимальной работающей версии, сделать базовую функциональность, а дальше опираться на обратную связь от пользователей и аналитику и брать в работу самые актуальные задачи. Вполне возможно какая-то дорогостоящая фишка, которую хотелось реализовать, окажется не нужной. А другие функции, о которых сначала и не думали, смогут повысить отдачу от проекта.

Например, заказчик предполагает, пользователи в период карантинных мер соскучились по выбору товара в торговых залах, и поэтому в приложении обязательно нужно сделать 3D-витрину. Но аналитика показывает, что покупателям и так сложно выбрать товар на сайте, а значит для роста продаж можно подключить мастер подбора в дополнение к классическому фильтру.

Вопреки распространенному заблуждению, гибкие методологии не увеличивают стоимость проекта. За счет быстрого старта, пусть и с небольшим набором возможностей, продукт быстрее начнет приносить деньги.

Чек-лист: как выбирать разработчика в 2022 году


  1. Составьте список задач, которые должен решать ваш новый сайт. Напишите, какие возможности должны быть реализованы на нем. Подберите несколько примеров, на которые вы ориентируетесь.
  2. Составьте список исполнителей, учитывая рекомендации знакомых. Добавьте все компании, о которых вы когда-либо слышали.
  3. Изучите портфолио компаний, найдите похожие кейсы — учитывайте бизнес-специфику проекта и технические особенности.
  4. Выберите из списка нескольких наиболее подходящих претендентов.
  5. Пообщайтесь со специалистами компании лично, определите уровень компетенций, подходы к реализации проектов. Попросите рассказать о команде. Если есть опасения по поводу субподрядчиков и фрилансеров на проекте, озвучьте их.
  6. Внимательно отнеситесь к компетенциям и опыту исполнителя — изучите портфолио, задайте все интересующие вопросы о похожих проектах
  7. Подключите к выбору технического специалиста из штата или дружественного эксперта со стороны. Обсудите с подрядчиком технологии и архитектуру проекта.
  8. Когда определитесь с выбором, оцените, насколько комфортно вам работается с командой. Начните работу с небольшого проекта — закажите у агентства аналитику и MVP, на сумму более 15% от стоимости. Важно, чтобы совпадало не только видение результата, но и ожидания от самого процесса.

Хорошая разработка будет только дорожать. И это означает, что подходить к выбору подрядчика нужно будет все более тщательно. Как ни странно, сэкономить удастся только на дорогой команде — опытные специалисты смогут предложить более выгодные решения и сделать работу в срок.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.