Под клиентоориентированностью сайта в этой статье мы будем понимать его дружелюбность для пользователей, качество удовлетворения их запросов и вероятность того, что клиенты снова обратятся к этому ресурсу за покупкой или услугой.
Мы провели небольшое исследование и составили чек-листы – что обязательно должно быть на клиентоориентированном сайте – для трех самых популярных категорий: интернет-магазина, сайта-сервиса и корпоративного сайта. Остальные во многом схожи с этими тремя, поэтому можно ориентироваться на наиболее подходящий вашему ресурсу чек-лист.
Клиентоориентированность для интернет-магазинов E-commerce – одна из самых конкурентных сфер. За время пандемии люди привыкли делать покупки онлайн. Еще больше интернет-магазины популярны в регионах, где отсутствуют крупные торговые центры или популярные бренды. Поэтому, чтобы увеличить количество лояльных клиентов в этой сфере, необходимо сделать сайт максимально удобным и клиентоориентированным.
Навигация Конечно, в первую очередь нужно обеспечить пользователям удобство навигации – понятное меню с категориями, подробные фильтры, поиск с подсказками. На каждой странице пользователь должен понимать, где он находится, и иметь возможность вернуться к предыдущему пункту или на главную страницу. Строка поиска на главной странице
Wildberries хорошо заметна, а при вводе текста всплывают подсказки с наиболее популярными поисковыми фразами.
Удобство покупки Корзина должна быть расположена на привычном для пользователя месте – обычно это правый верхний угол. Будет отлично, если при добавлении товаров на значке корзины будет отображаться число, соответствующее количеству этих товаров.
Сама страница покупки – одна из самых важных во взаимодействии пользователя с интернет-магазином. Рекомендуем проверить ее по нашему чек-листу . Как правило, пользователей смущает большое количество полей, которые нужно заполнять перед оформлением заказа. Также многие могут отказаться от покупки, если на сайте предусмотрена обязательная регистрация. Поэтому лучше предусмотреть несколько опций:
“Покупка в один клик” – простая форма с телефоном или e-mail, если пользователь не хочет заполнять контактные данные самостоятельно. Стандартная форма со всеми обязательными для оформления заказа полями. Регистрацию лучше сделать опциональной, предусмотрев за нее дополнительные бонусы. После оформления заказа нужно показать пользователю, что все прошло успешно – с помощью поп-апа или отдельной страницы.
А что еще можно внедрить на странице корзины, чтобы увеличить средний чек – читайте в статье .Удачный пример страницы успешного оформления заказа у плагина
CRM Webasyst – позволяет не только подтвердить факт оформления, но и оставить отзыв.
Возможность сравнения товаров Если в обычном магазине мы можем обратиться за помощью к консультанту и уточнить, чем один товар отличается от другого, то в онлайне мы лишены этой возможности. Помогите своим клиентам – добавьте на сайт возможность сравнить похожие товары. Это особенно актуально для техники. Сайт
Samsung дает возможность сравнить популярные модели планшетов.
Возможность связаться с продавцом Интроверты ликуют – наконец важность звонков сходит на нет. Да, многим пользователям удобно позвонить по телефону и узнать подробности заказа, но чаще звонок воспринимается как вторжение в личное пространство. Оповещения по СМС или в популярных мессенджерах предпочтительнее – это привычно и отнимает гораздо меньше времени. Из-за спама многие боятся звонков с незнакомых номеров, а кому-то просто сложно разговаривать с неизвестными людьми.
Поэтому важно предусмотреть на сайте возможность обратной связи без совершения звонка – например, интегрировать CRM с мессенджерами или разместить на сайте чат. Чат поддержки на
Wildberries позволяет задать интересующие вопросы без необходимости звонить.
Информация о доставке и оплате Она должна быть доступной и прозрачной. Клиентоориентированные интернет-магазины предоставляют пользователям выбор способа оплаты и дополнительные опции – например, при выборе оплаты наличными можно указать, потребуется ли сдача. Также нужно дать пользователю возможность указать комментарий к заказу – например, что домофон не работает, или что заказ будет получать другой человек. Пример клиентоориентированности от интернет-магазина
Pampik – можно выбрать получателя, способ оплаты и оповестить, что не нужно перезванивать после оформления заказа.
Оперативная служба поддержки Пока пользователь ждет ответа об определении размеров одежды конкретного производителя, он вполне может выбрать другой интернет-магазин. Нужно позаботиться о том, чтобы ответы были быстрыми, а еще лучше – разместить на отдельной странице популярные вопросы.Популярные вопросы в
Ozon разбиты по категориям – чтобы пользователю было легче в них ориентироваться.
Нативные допродажи Порекомендуйте пользователю популярные или похожие на его заказ товары. Предложите замену, если выбранного варианта нет в наличии. Укажите, что покупают другие пользователи вместе с выбранным товаром. Эти приемы покажут вашу заботу о клиенте и помогут увеличить средний чек. Главное – такие допродажи не должны выглядеть навязчиво.При покупке смартфона
re:Store предлагает дополнительные аксессуары к нему.
Бонусная программа Все любят получать бонусы. И, выбирая среди интернет-магазинов, пользователь, скорее всего, обратится в тот, где у него уже накоплены бонусы. Информировать о программе лояльности нужно в момент знакомства с товаром – например, указывая, сколько бонусов принесет клиенту та или иная покупка. Также можно внедрить дополнительные способы зарабатывания баллов – поделиться информацией о покупке с другом, зарегистрироваться на сайте, оформить более 3 заказов за месяц и т.д. Дополнительные бонусы могут начисляться в день рождения клиента и перед крупными праздниками.Клиентоориентированность для web-сервисов Сайт-сервис – онлайн-ресурс, который выполняет определенные функции. К ним можно отнести сервисы по бронированию жилья, покупке авиабилетов, сравнению предложений от банков или интернет-магазинов.
Если для интернет-магазина главное – привлечь пользователя выгодными предложениями и предоставить широкий выбор, то для сайта-сервиса – в кратчайшие сроки дать нужную информацию. Поэтому на таких ресурсах на первый план выходит лаконичность, удобство поиска и возможность обратной связи.
Простота поиска и фильтрации На сайте-сервисе пользователям нужно одно – как можно быстрее получить нужную информацию. Если в интернет-магазине клиенты могут проводить от получаса и более, выбирая среди различных товаров и сравнивая их характеристики, то от сервиса требуется скорость решения вопроса. Поэтому здесь на первый план выходит строка поиска и фильтры. При этом фильтров может быть множество – идеально, если в хэдере будут расположены самые популярные, а дополнительные можно будет отметить в раскрывающемся меню, поп-апе или на отдельной странице. На сайте
«ДомКлик» популярные фильтры вынесены в главное меню, а при клике на пункт «Фильтры» открываются дополнительные опции.
Наличие блога с популярными статьями по теме проекта Чтобы посетитель вашего сайта стал постоянным, нужно показать ему пользу от сервиса. Пусть он не заходит к вам не только, когда у него появится потребность, но и за нужной информацией. Также блог повышает лояльность – при повторном появлении запроса пользователь с большей вероятностью обратиться на запомнившийся ему ресурс. Также статьями можно делиться в соцсетях, что привлечет к вам новых клиентов. Banki.ru привлекают не только возможностью сравнить финансовые предложения, но и полезными материалами.
Возможность оставить отзыв Наличие отзывов значительно влияет на наш выбор – особенно, если дело касается аренды квартиры, выбора банка, планирования поездки и других важных моментов. Видя возможность оставить отзыв о своем выборе, пользователь понимает, что обратная связь реальна, и положительные отклики не накручены. Кроме того, такая опция показывает, что мнение каждого клиента учитывается – и это значительно повышает лояльность. Booking дает возможность оставить подробный отзыв о чистоте, обслуживании, соотношении цена-качество и других параметрах выбранного жилья.
Отсутствие ярких баннеров и декоративных «фишек» Если сравнить популярные сайты-сервис – тот же самый Booking , Banki.ru , Cian – то мы проследим у них общую стилистику: лаконичность дизайна, отсутствие ярких рекламных баннеров и креативных анимаций. Все они сделаны максимально просто, можно даже сказать, минималистично. Такой дизайн сайтов-сервисов не отвлекает пользователей от основной задачи – получения информации. А креативные «фишки», яркие анимации и баннеры смотрятся здесь неуместно. На
Циане есть баннер, но он очень нейтрален и не отвлекает внимание. Остальные экраны и страницы также оформлены в минималистичной стилистике.
Для сравнения – сайт ЖК «Остров» . Хотя он тоже посвящен вопросам жилья, но отвечает другой задаче – рекламной. Поэтому здесь на первый план выходят визуальные эффекты. Ссылки на другие полезные сервисы Партнерство с другим сервисом – отличная возможность увеличить трафик. Такое сотрудничество часто может быть взаимовыгодным. Кроме того, это прекрасный способ повысить лояльность пользователей – они будут чувствовать, что вы заботитесь о них даже после того, как дали им нужную информацию. Например, Aviasales дает своим клиентам возможность не только подобрать авиабилеты, но и сразу забронировать отель на партнерском сервисе Booking. Популярные вопросы и форма обратной связи Как и для интернет-магазинов, так и для сайтов-сервисов важна понятность и прозрачность работы. Поэтому расположите кнопки обратной связи на видном месте и – если есть возможность – сделайте раздел с популярными вопросами.Клиентоориентированность для корпоративных сайтов Подробная, но лаконичная информация о компании Зайдя на сайт, пользователь должен четко составить представление – чем занимается компания, каковы ее уникальные преимущества, и в чем ее миссия. Лучше всего оформить информацию не сплошным текстом, а включить туда инфографику или, хотя бы, сделать текст удобочитаемым, разбив его на подразделы и маркированные списки. Отлично, если у компании есть история – ее также можно показать в виде инфографики с основными вехами.Пример качественной подачи информации на сайте компании
VELES . Грамотно и интересно оформлена история компании, а в информации о географии на первый план выходят важные цифры.
Информация о сотрудниках Всегда приятно знать, с кем имеешь дело. Информация о сотрудниках с краткими описаниями и – по возможности – контактными данными повысит лояльность к компании и позволит обратиться именно к тому сотруднику, который будет более компетентен в конкретном вопросе.Фотографии сотрудников на сайте компании GV кликабельны – можно перейти на страницу с информацией о сотруднике и ссылками на его аккаунты в соцсетях. Полные контактные данные Лучше всего указывать их и в хэдере (кратко), и в футере. Напишите, какой телефон можно использовать для связи по основным вопросам и дайте альтернативы – например, общение в мессенджерах. Добавьте ссылки на аккаунты компании в соцсетях – это повышает доверие к компании и показывает, какой жизнью она живет.
Позаботьтесь о клиентах из других регионов – разместите на сайте бесплатный номер «горячей линии». А для тех, кто хочет посетить офис компании лично, укажите конкретное место на Гугл- или Яндекс-карте. И, конечно, не забудьте об электронной почте – желательно завести отдельный почтовый ящик для рекламы и предложений о сотрудничестве.На нашем
сайте в контактах можно найти всю необходимую информацию – адреса с отметкой на карте, официальные реквизиты и ссылки для связи в мессенджерах.
А компания
EPAM указывает несколько контактных почт для различных целей.
Вакансии Размещаете вакансии на hh.ru? Продублируйте их на сайте. Возможно, познакомившись с вашей компанией, пользователь захочет устроиться к вам на работу. Также дайте возможность поделиться вакансиями в соцсетях. Компания
BNP Paribas создала на своем сайте целую страницу, посвященную вакансиям, с рубрикатором и фильтрами.
Форма обратной связи с рубрикатором Введение простых рубрик – «Задать вопрос», «Предложить услугу», «Сообщить о проблеме» и т.д. – значительно ускорит обработку запросов от пользователей. Не забудьте о поп-апе после отправки формы, в котором будет выражена благодарность за потраченное время и указан примерный срок ответа. Рубрикатор в форме обратной связи на сайте
Сочи-парка позволяет быстрее рассортировать заявки.
Информация для партнеров Позвольте партнерам узнать полные условия сотрудничества с вашей компанией. Некоторые компании размещают на странице для партнеров ссылку на презентацию – это может быть не очень удобно, так как ее нужно скачивать и потом просматривать отдельно. Гораздо лучше сделать отдельную страницу с подробными условиями сотрудничества и формой обратной связи.Компания
INTEC подробно и со ссылками рассказывает, как стать партнером.
На странице
партнерской программы SingularityApp наглядно показаны выгоды и расписана вся необходимая информация.
Вместо заключения Сейчас клиентоориентированность сайта становится одним из залогов успеха, наряду с продуманной маркетинговой стратегией и грамотным UX онлайн-ресурса. Конечно, все это должно работать в совокупности, но заинтересованность в клиентах, скорость обратной связи и другие приятные для пользователей бонусы способны выгодно выделить вас среди конкурентов. Главное – следить, чтобы ваш сайт отвечал конкретным запросам пользователей, и чтобы ваша служба поддержки работала максимально оперативно.